Постановка звуков с помощью логопедических зондов.методическая разработка по логопедии

Здравствуйте, дорогие читатели! В прошлой статье я рассказала о подготовке органов артикуляции к постановке звука Ш. Продолжая развивать тему, расскажу, какие есть способы постановки ш. Артикуляционный уклад Ш таков, что широкий язык должен находится и удерживаться за верхними зубами. Оба этих условия требуют специальной тренировки. Как правило, при первичном обследовании выясняется, что у ребенка язык узкий и он не может его поднять вверх совсем или сильно затрудняется.

Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4

При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.

Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.

Для постановки звука «С»

логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.

Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.

Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с…

В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук.

Звук «Ц»

можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.

Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс…

Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка
зондом № 1
или
№ 2
у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).

Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с…

Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.

Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4

свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка от А, Э, Ы

Если в активе ничего нет, можно попробовать поставить от гласных звуков, А, Э, Ы. Попросить произнести их и зондом поднимать язык вверх. Вообще Ш хорошо ставится в обратных слогах АШ — ОШ — УШ — ЫШ — ЭШ. Особенно при тяжелых нарушениях речи, когда малыш не говорит совсем, это вариант. Кроме то, не надо забывать, что при дизартрии, как правило С ставится в последнюю очередь. Поскольку тремор и гиперкинезы языка не дают добиться чистоты звучания без предварительной проработки с массажем.

Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5

Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш»,

который является базовым для звуков этой фонетической группы.

Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5

широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук
с-с-с…
В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук
«Ш»
самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук
«Ш»
и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.

Звук «Ж» ставится от звука «Ш»

с помощью включения голоса или при помощи
зонда № 5
аналогично, но от звука «3».

Если ребенок правильно произносит звук «Р»,

можно поставить звуки
«Ш»
и
«Ж»
от этого звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук
«Р».
В момент произнесения звука логопед подводит
зонд № 5
к нижней поверхности передней части языка и затормаживает его вибрацию. При шепотном произнесении звука «Р» слышится звук
«Ш»,
при громком —
«Ж».
Звук «Ч»

можно получить от мягкого звука
«ТЬ»,
попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог
ать.
В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук
«Ч»
легче автоматизируется в обратных слогах.

Для постановки звука «Щ»

ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог
ась.
Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука
«Щ»
просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук
«Ч».
Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.

Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.

Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.

Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка от Р

Также можно ставить от Р, если звук хорошо автоматизирован. При произнесении звука нужно зондом немного подержать под кончиком, чтобы он не вибрировал. Или попросить ребенка сказать РРРШ. Хорошо предварительно поделать динамическое упражнение “грибок — парус”, то присасывать язык к небу, то отпускать среднюю часть в форме чашечки. Звук Р желательно произносить не звонкий, если в итоге хотите получить Ш, на звонком может получиться Ж или Ч, что тоже, в общем-то, неплохо.

Отзывы о процедуре «Установка желудочного зонда»

Мы собираем реальные отзывы как у постоянных клиентов, так и у клиентов, которые заказывают процедуру впервые. С остальными отзывами вы можете ознакомиться на странице «Отзывы»
Мама болеет раком, поэтому не может кушать самостоятельно. Врач назначил энтеральное питание. Заказал услугу в клинике. Очень порадовала компетентность персонала.

Меньшова Елена Васильевна

Отец после инсульта не мог нормально глотать пищу. Доктор порекомендовал поставить нозагастральный зонд. Заказали услугу в Медпомощь 24. Медсестра сделала все аккуратно и качественно. Папе уже намного лучше. Спасибо.

Крюков Егор Петрович

У мамы болезнь Альцгеймера, поэтому появилась необходимость в установке желудочного зонда. Сотрудник из Медпомощь 24 не только качественно выполнил процедуру, но и дал много хороших советов по поводу кормления.
Карпачева Анастасия Владимировна

Как проходит постановка назогастрального зонда?

Эту манипуляцию выполняет лечащий врач или врач отделения эндоскопии, когда есть необходимость в эндоскопическом контроле. Зонд под местной анестезией заводится через носовой ход в глотку и медленно продвигается в желудок, при этом пациент помогает врачу, делая глотательные движения. При постановке не нужно оказывать сопротивление, поскольку это приносит еще больший дискомфорт.

Частозадаваемые вопросы наших пациентов

Специалисты нашей клиники обладают большим опытом по выполнению данной процедуры. Поэтому установка будет безопасной, что сводит риск негативных последствий к минимуму.

Мы подберем для вас эффективные анальгезирующие средства, что позволит снизить дискомфорт.

Устройство устанавливается на срок до 30 дней. Но мы рекомендуем использовать его не дольше 2,5 недель.

Да. Техника введения зонда детям практически не отличается от установки системы для взрослых.

Процесс кормления

Процедура осуществляется по следующему алгоритму:

  • Телу больного придается полусидячее положение;
  • Наружная часть зонда опускается ниже шеи пациента и сжимается специальным зажимом;
  • Воронка соединяется со шприцем, она поднимается на уровень до полуметра над желудком, после чего снимается зажим.
  • Пища подается медленно, практически без нажима, за 5-6 минут должно вводиться не более 150 мл.
  • После завершения кормления необходимо промыть зон, подав через него 30-50 мл воды.
  • Далее трубка вновь пережимается, опускается, входное отверстие закрывается пробкой.

Зонд – это современный и эффективный способ кормления тяжелобольных. Он имеет массу преимуществ. В отличие от внутривенного питания в этом случае не допускается атрофия слизистой желудка, система ЖКТ остается в рабочем состоянии. Энтеральную систему можно использовать в течение долгого времени. Зонд устанавливается на три недели. Процедура введения должна быть произведена врачом, также он должен дать свои рекомендации относительно порядка кормления и диеты.

Основные показания к применению

Прием пищи через зонд осуществляется в тех случаях, когда больной не в состоянии это делать самостоятельно. У него угнетена глотательная функция, отсутствует ясное сознание или имеются есть серьезные поражения горла и ротовой полости. Установка зонда чаще всего производится в следующих случаях:

  • После инсульта, если речь идет о поражении зон мозга, контролирующих глотательный рефлекс, функция может быть угнетена частично или полностью. Возврат к нормальному способу принятия пищи возможен после окончания реабилитации. При обширных повреждениях и преклонном возрасте пациента энтеральное питание может носить постоянный характер.
  • При физических повреждениях – травмах головы, сильной отечности языка и гортани.
  • Если больной находится в коме или без сознания.
  • При развитии психологических расстройств, когда больной отказывается от принятия пищи.
  • Болезни неврологического типа (рассеянный склероз, Паркинсон, Альцгеймер), сопровождающиеся соответствующими нарушениями.
  • При хирургических вмешательствах в систему желудочно-кишечного тракта.

Энтеральное кормление назначается в случаях, если традиционная форма принятия пищи невозможна или затруднена, если пациент может поперхнуться или поступающая еда может инфицировать поврежденные ткани и органы.

Подготовка к процедуре.

Необходимо, чтобы врач установил доверительные отношения с пациентом либо с его родственниками. Доктор должен рассказать больному цель предстоящей процедуры и ознакомить его с тем, какую еду ему будут давать. Также врач должен рассказать про этапы предстоящей процедуры. Помещение следует заранее проветрить.
Следующим этапом подготовки к вводу зонда идёт измерение расстояния от горла до желудка. Для этого пациент должен сесть прямо. Потом врачу следует произвести измерение. Существует альтернативный способ рассчитать расстояние до желудка, для этого необходимо от роста человека отнять 100 см. Для того чтобы назогастральный зонд легко вошёл в желудок, его рекомендуется смочить в растворе «Фурацилина». Раствор разводится в соотношении 1 к 2000. Назогастральный зонд смачивается до нанесённой отметки. Далее следует положить больного на кушетку. Он ложится на спину. Под голову кладётся подушка. Необходимо сделать так, чтобы голова была чуть-чуть в наклон. Такое положение обеспечит свободный ввод зонда в носоглотку. На грудь пациента кладётся салфетка. Врач должен проводить данную процедуру в перчатках.

Особенности питания

Если больной после установки чувствует себя нормально, можно приступать к приему пищи сразу же. Все подаваемые блюда должны иметь только жидкую консистенцию. Они должны быть теплыми, то есть температуры в 37-39 градусов. Горячие продукты могут вызвать ожог.

Наращивать объем порций необходимо постепенно, первые два-три раза он не должен быть более 100 мл. В последующем его можно будет увеличить до 300 мл. Для энтерального питания лучше всего подходят следующие продукты:

  • Кефир;
  • Бульоны рыбные, мясные, овощные;
  • Тщательно протертое пюре;
  • Редкие каши, особенно манная;
  • Специальные смеси.

Готовые сухие смеси можно использовать в качестве основы питания или в дополнение к рациону. Они богаты белком, которого часто не хватает лежачим больным.

Количество приемов пищи должно быть не более 5, но не менее 3. Для введения каждый раз необходимо использовать стерильный шприц. Специалисты службы патронажных неукоснительно следуют всем правилам кормления через зон и тщательно следят за гигиеной всего процесса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]