Коррекционная работа включает в себя следующие направления:


Особенности организации коррекционно-логопедической работы в школе

Организация логопедической терапии и коррекционных программ в школах специальной направленности и обычных общеобразовательных заведениях имеет свои специфические черты:

  1. Работа организуется дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого нарушения ребенок направляется в школу, тип которой ему наиболее подходит. В каждой школе выбираются приоритетные направления работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в общеобразовательных учебных заведениях, используются специальные программы обучения для детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта.
  2. Проведение комплексной диагностики речевого развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений коррекционной работы.
  3. Коррекционная работа тщательно планируется и составляются прогнозы ее исхода.
  4. Учет особенностей разнообразных речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений влияет на методы и техники логопедической коррекции в школе того или иного типа.
  5. Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми отклонениями в общеобразовательной школе.
  6. Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
  7. Основой коррекционной работы является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная организация. Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и методов.
  8. Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений.
  9. Коррекционная работа в начальной школе имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
  10. Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях. Они способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Методика работы по коррекции звукопроизношения

Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются:

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы. Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы: — наглядные; — словесные методы с опорой на наглядность; — словесные методы без опоры на наглядность; — практические методы, которые должны носить игровой характер.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие: — словесный образец; — одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; — повторение; — объяснение; — указание; — словесные упражнения; — вопрос как стимул речевой активности ребенка; — оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.

Структура занятия 1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 3. Массаж или самомассаж. 4. Мимические упражнения. 5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры. 7. Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти. 8. Автоматизация звука в слогах. 9. Автоматизация звука в словах. 10. Автоматизация звука в словосочетаниях. 11. Автоматизация звука в предложениях. 12. Автоматизация звука в чистоговорках. 13. Автоматизация звука в загадках и стихах. 14. Автоматизация звука в самостоятельной речи. 15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения. 16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения). 17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Коррекционная логопедическая работа с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Ольга Захарова

Коррекционная логопедическая работа с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Ребенок к 5 годам должен овладетьвсеми средствами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, строить развернутые распространенные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Детям с нарушением речи характерны ошибки фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Они обладают ограниченным запасом слов, нарушенным фонематическим слухом, нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована связная речь.

Такие дети с речевыми особенностями, характеризуются недостаточностью сформированных процессов, тесно связанных с речевой деятельностью,а именно:

-нарушение внимания и памяти;

-нарушение мелкой и артикуляционной моторики;

-недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Речевые компоненты такие как фонетико-фонематические и лексико-грамматический строй речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общеразвивающей направленности, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима специально построенная коррекционная логопедическая работа.

Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с детьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. В работах известных исследователей (Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др.)

достаточно подробно рассмотрены
недоразвитие лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности развития.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение. А у детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Овладение правильным произношением включает использование разнообразных упражнений по развитию артикуляции, называнию звуков, различению на слух поставленных фонем.

Такие дети в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с 6-7 лет поступают в подготовительную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основными задачами коррекционногообучения данной категории детей являются:

• Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

• Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

• Подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;

• Дальнейшее развитие связной речи.

Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.

Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Одновременно дети подготавливаются к успешному усвоению учебных предметов.

Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни.

Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

В условиях специального учреждения весь комплекс перечисленных задач решается четкой организацией жизни детей и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях. Логопедическиезанятия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, обучение грамоте и развитию связной речи.Они включают в себя: формирование словарного запаса, грамматической правильности речи и развитие связной речи.

Занятия по формированию звуковой стороны речи наиболее эффективны в подгруппах. Распределение детей на подгруппы проводится логопедом с учетом выраженности речевого дефекта.

Поскольку проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью, предусматривается индивидуальная работа по преодолению стойких речевых недостатков, препятствующих успешному усвоению материала на фронтальных занятиях. Систематически проводятся индивидуальные занятия с одним ребенком или с 2-4 детьми, имеющими однородные формы речевой патологии.

При работе по развитию понимания речи детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. В это время их учат понимать текст с усложненной, конфликтной ситуацией.

Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в практической деятельности. Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляют лексические и грамматические знания.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания, растениях. Привлекается внимание детей к образованию слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними.

Одновременно у детей воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, от существительных, а также разные их степени.

Развивая умение правильно предавать в речи оттенки слов, дети учатся образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

Учитывая, что детям с общим недоразвитием речи свойственны трудности в узнавании сходства и различия слов, близких по звучанию и значению, особое внимание уделяется этому различению. Сначала нужно внимательно вслушаться в эти слова. Например, показывая щепотку чая,спрашивают: «Что это?»

— Чай. При этом поясняется, что его заваривают в чайнике, а посуда, из которой пьют чай, называется чайной. Интонационно выделяется значимая часть слова. На следующих занятиях различаются родственные слова при показе других предметов
(соль — солонка)
.

Особое внимание уделяется образованию признака от названия предмета, действия или состояния (мыло — мыльница — мылить — мыльный)

.

Важно, чтобы у детей происходило не формальное накопление родственных слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи.

Необходимым условием уточнения и расширения словарного запаса детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Целесообразно начать с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба)

.

При показе предметов внимание детей обращается на то общее, что их объединяет. После ряда подобных упражнений дети самостоятельно подбирают многозначные слова (ножка ребенка — ножка стола, стула, кресла)

и составляют с ними предложения.

Также идет ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов — названий признаков предметов и действий. Подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, цвету, размеру. Интонационно подчеркивается их качественная противоположность.

Одновременно с обогащением словарного запаса происходит его грамматическое оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Усвоение лексических значений и грамматических способов выражения различных отношений дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Составляя предложения по описанию различных действий, содержанию картин, дети подготавливаются к умению связно рассказывать об увиденном. Разнообразные приемы и способы обучения детализируют в соответствии со структурой дефекта. Дети учатся рассказывать о последовательно воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии действий. В процессе обучения различным видам рассказов — описаний проводятся упражнения в сравнении предметов.

Усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать и сопоставлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам. Детей обучают тому, что одну и ту же мысль можно выражать различными языковыми средствами. Это побуждает их употреблять сложные предложения.

Необходимо приучить детей повседневно пользоваться приобретенными речевыми умениями и навыками в самостоятельных связных высказываниях. С этой целью используется ряд специальных заданий на привлечение их внимания к составу предложения и связи слов в предложении.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий. В это время уделяется внимание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками, а также их дифференциации, как на слух, так и в произношении. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звука наполняемости. Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Продолжается работа по обучению детей грамоте.

По следам звукового анализа и синтеза дети складывают слоги, слова, простые предложения. Они должны уметь преобразовать слово, членить предложение на слова, овладеть навыком сознательного по слогового чтения. Все это подготавливает необходимую основу для их успешного обучения в школе, а также предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.

Целевое назначение коррекционно-логопедической работы в школе

Коррекционно-логопедическая работа в школе нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма учащегося.

Рисунок 1. Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы начать коррекционную терапию, необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых нарушений и прогнозы их преодоления.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Система коррекционно-логопедической работы в школе 440 ₽ Реферат Система коррекционно-логопедической работы в школе 260 ₽ Контрольная работа Система коррекционно-логопедической работы в школе 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Работа по устранению речевых нарушений школьников реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися, имеющими речевые нарушения.

Коррекционная работа логопеда, исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:

  1. Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
  2. Профилактика нарушений письменной речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи.
  3. Устранение дефектов письменной речи учащихся. Школьников обучают грамматическим особенностям построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления, активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется внимание формированию навыков анализа и синтеза.

Типы коррекционно-логопедических занятий в школе

В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:

  1. Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
  2. Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  3. Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Коррекционная работа включает в себя следующие направления:

  1. Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
  4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  5. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания
  6. Формирование связной речи.
  7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Расширение зрительного поля ребенка.
  10. Развитие зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации.

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. От силы, точности, дифференцированности этих движений зависит внятность речи. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются целенаправленно в зависимости от дефекта.
Дети с нарушением слуха незначительно уступают своим сверстникам в жизненной емкости легких и почти нормально развитым внеречевым дыханием. Однако наблюдаются определенные трудности с речевым дыханием. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для него трудности, что приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи. Поэтому на занятии проводится работа по дифференциации носового и ротового выдоха, работа над длительным, правильным речевым дыханием.

Одной из важных задач слабослышащих является формирование у учащихся навыков восприятия устной речи. Устная речь — один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. Устная речь — это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же учащийся, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия учащимися и детьми из детского сада в усвоении речевого материала.

Восприятие устной речи — одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных — звуковых — средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания.

Речевой материал для слуховой тренировки должен быть наиболее употребительным, нужным в общении. Используем фразы, которые несут смысловую нагрузку, словосочетания, слова. Отбор речевого материала проводится с учетом возрастных особенностей и материала изучаемого на уроках по разным дисциплинам.

Таким образом, в результате систематической работы наблюдается развитие слухового восприятия и активизация использования остаточного слуха учащихся. Работа с учащимися с нарушениями слуха в общеобразовательной школе включает в себя ряд направлений, которые взаимосвязаны между собой: формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза, расширение и обогащение активного словаря.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]