Некоторые дети стараются говорить, но окружающие не понимают их речь. Проблемы с выражением мыслей могут стать препятствием к общению со сверстниками и даже привести к снижению самооценки. Решить их можно с помощью специального логопедического массажа.
Выполнять процедуру должен специалист. Но родители тоже могут научиться простым приемам.
Что такое логомассаж и зачем он нужен
Логопедический массаж — это метод физиотерапии, направленный на развитие речи ребенка. Упражнения также помогают улучшить артикуляцию, скорректировать фонологические и голосовые нарушения. Всего несколько занятий с логопедом помогут малышу четче и понятнее выражать свои мысли.
Массаж для речевого развития ребенка показан при следующих проблемах.
1. Плохая артикуляция, плохое формирование слов и предложений.
Дети с речевыми проблемами не умеют четко произносить сложные слова, неосознанно говорить целыми предложениями. Логомассаж формирует навыки беглого связывания звуков в отдельные слова.
2. Регулировка громкости речи.
Маленькие дети иногда говорят слишком тихо или громко не потому, что стесняются (хотят привлечь к себе внимание), а потому что не умеют контролировать мышцы гортани, правильно направлять дыхание. Массаж поможет осознанно контролировать эти параметры.
3. Невозможность соотнести звуки с графическими изображениями.
Речевые нарушения, которые не были исправлены в раннем возрасте, могут привести к проблемам с письменной речью. Логопед поможет не просто правильно озвучивать буквы, но и описывать их графически.
Как правило, дети начинают четко разговаривать к пяти годам. До этого возраста у ребенка могут быть «прорывы», когда малыш начинает выдавать осознанные предложения, и периоды тишины.
Может ли массаж быть логопедическим?
Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.
Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.
Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.
В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.
С помощью логопедического массажа удается добиться:
- Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
- Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
- Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
- Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
- Уменьшения слюнотечения.
- Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.
Логопедический массаж может быть:
- Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
- Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
- Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
- Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.
По своему назначению логопедический массаж разделяется на:
- активизирующий работы артикуляционных мышц
- расслабляющий.
Как понять, что пора обращаться за помощью
Не стоит нанимать логопеда годовалому ребенку, который еще физически не сформирован для правильного произношения звуков. Но и затягивать с обращением за помощью не стоит. К первому классу малыш уже должен уметь свободно общаться.
Если есть сомнения по поводу целесообразности логомассажа, стоит ориентироваться на следующие критерии.
Обратиться за помощью нужно, если ребенку исполнилось 5 лет, но его речь нечеткая, окружающим сложно понять суть обращения.
При чтении или попытках пересказать длинные истории, малыш заикается, повторяет одни и те же слова, удлиняет звуки.
Насторожить должны тенденции к упрощению фраз. Например, вместо того чтобы сказать: «Мама, я хочу надеть зеленые штаны, а не красные», ребенок начинает истерику, кричит: «Мама, не хочу». Помощь логопеда обязательно нужна, если речевые проблемы мешают малышу налаживать первые социальные связи со сверстниками.
У ребенка могут быть навыки чтения вслух, в кругу семьи он может демонстрировать прекрасное произношение. Но если на людях малыш замыкается, то стоит «порепетировать» процесс общения со специалистом.
Однозначным показанием к обращению за профессиональной помощью будут диагностированные заболевания, включая:
- синдром Дауна;
- аутизм;
- тугоухость.
В таких случаях не стоит ждать определенного возраста. Массаж языка необходим ребенку для развития речи. Дополнительно можно проконсультироваться со специалистом по патологиям речи. Врач поможет разработать программу для домашних занятий.
Многие сложные состояния требуют участия других специалистов, например, с детьми с ДЦП работает психолог.
Противопоказания
Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:
- вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
- стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
- кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
- любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
- эписиндроме;
- грубых психических отклонениях.
При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.
Методика проведения логомассажа
Процедура направлена на проработку мышц, расположенных внутри рта, включая губы, язык, щеки и даже глотку. Речевые нарушения могут быть связаны с недоразвитыми или, наоборот, слишком тонизированными мышцами, нескоординированными движениями языка.
Удивительно, но навыки, необходимые для постановки правильной речи, пригодятся и для того, чтобы безопасно есть и пить.
При логомассаже могут использоваться как пассивные движения, когда специалист сам давит на нужные мышцы и связки, так и активные: ребенок сам выполняет нужные движения. Но в большинстве случаев врач и его маленький клиент работают в связке.
1. Проработка губ.
Ребенок должен поочередно и протяжно говорить буквы «о», «у», «э», «и». Массажист при этом может помогать складывать губы в соответствующую форму.
Воздействовать лучше указательным и большим пальцем. Также можно аккуратно помочь малышу расслабить щеки. Родителям без опыта, которые планируют проводить логомассаж дома, рекомендуется вначале самостоятельно проговорить звуки и понять, в какой части щек появляется сильное напряжение. Именно эту область нужно аккуратно массировать ребенку.
Между «пропеванием» звуков малыш может надувать щеки, губы. Это также поможет расслабиться и подготовиться к новым упражнениям.
2. Массаж языка.
Слишком слабая или напряженная мышца мешает артикуляции. Для массирования могут использоваться специальные инструменты: молоточки, скребки, ролики. Но в домашних условиях лучше обойтись без дополнительных аксессуаров. Для проработки языка нужно проговаривать с ребенком так называемые «переднеязычные» звуки «тттт», «дддд».
При этом малыш должен стараться не касаться языком внутренней поверхности губ. Кончик должен упираться в зубы.
3. Укрепление щечных мышц.
Чтобы малыш правильно произносил шипящие и свистящие звуки, необходимо устранить напряженность в щеках. Для этого разминают ребенку лицо по челюстной кости. Можно аккуратно надавливать четырьмя пальцами на кожу, двигаясь от носогубной складки к ушным раковинам.
Активный массаж всё же стоит оставить сертифицированному специалисту, который точно знает на какие точки давить.
Массирование может утомить малыша, поэтому дома лучше проводить процедуры в форме игры.
Например, можно предложить ребенку надувать мыльные пузыри.
Дети обожают такое развлечение! Но выдувание пузырей учит контролировать дыхание. Также малышу придется постоянно скручивать губы в трубочку, что также является одним из элементов логомассажа.
Если звуковые эффекты не пугают, приобретите гармонику.
Игра на музыкальном инструменте «учит» ребенка контролировать дыхание, сжимать и разжимать губы. Если есть проблемы со слабым дыханием, то гармоника поможет решить проблему, еще и увеличит силу губ.
Сладкоежкам понравится упражнение «оближись».
Нужно втереть немного варенья или сгущенки в уголки губ и попросить малыша тщательно вылизаться. Кончик языка при этом должен «ходить» из стороны в сторону.
Перечисленные выше упражнения достаточно легкие, но лучше проводить их в игровой форме. Детям быстро наскучивают однообразные движения, поэтому лучше одновременно с логомассажем петь песенки, кривляться и делать прикольные фотографии. Игровые упражнения можно повторять от трех до шести раз каждый день.
Но помните, что каждый ребенок уникален, учится в своем собственном темпе, поэтому прогресс может появиться как через несколько дней, так и через несколько месяцев.
Как проводится логопедический массаж
Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:
- Назначение должно происходить только после проведенного обследования
- Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
- Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
- В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
- Манипуляции не должны быть болезненным.
- Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
- Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.
Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.
Альтернативы логомассажу
Услуги логопеда стоят не так дорого. Но родители, чадо которых не показывает положительных результатов, начинают искать альтернативы процедуре.
Одним из вариантов является нейробиоуправление или биоакустическая коррекция.
Во время процедуры к коже головы человека прикрепляются датчики, которые регистрируют активность мозговых волн. Врач сможет записать график работы мозга во время общения. Затем ребенку надевают наушники, через которые можно услышать «озвученные» сигналы мозговых импульсов. Такое лечение назначают детям с серьезными задержками развития речи.
Маленьким пациентам без ЗРР больше подойдет музыкальная терапия. Малышу предлагается слушать ритмичные песенки, подпевать им.
Массаж лица для развития речи
Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.
Массаж лба
Массаж проводится следующим способом:
- поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
- разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
- вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж щек
Далее массируют щеки:
- разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
- легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.
Массаж рта
Этот участок массируют так:
- поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
- аналогичными движениями массируют нижнюю губу.
Массаж подбородка
Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.
Где найти специалиста по логомассажу
Устранением речевых проблем занимаются логопеды. Даже если родители хотят самостоятельно проводить логомассаж для детей в домашних условиях, необходимо посетить хотя бы предварительную консультацию. Врач поможет определить тип проблем, расписать упражнения для выполнения.
На сайте 7hands.com можно найти сертифицированных логопедов, которые проведут прием у себя в кабинете или на дому у клиента. Для достижения оптимальных результатов стоит заказать хотя бы один полный курс логомассажа. Родители смогут присутствовать на процедуре, перенять методики воздействия.
Профессиональный логомассаж поможет решить сразу несколько проблем:
- улучшить понимание чужой речи;
- более понятно и четко выражать собственные мысли;
- использовать речь социально приемлемыми методами (не выражать свои пожелания криком, не выкрикивать отдельные звуки вместо того чтобы потратить время на построение полноценных фраз).
Курс логомассажа может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Важно не пропускать процедуры, выполнять все «домашние задания». И положительный результат не заставит себя ждать.
Противопоказания – когда массаж языка вреден для ребенка?
Отсутствие противопоказаний определяет невропатолог – врач документально подтверждает безопасность массажа для ребенка (без справки манипуляции дома, в государственном учреждении и у частного специалиста запрещены). Нельзя проводить массаж языка, если:
- в ротовой полости есть повреждения, ранки, порезы;
- диагностирован стоматит, гингивит, общие инфекционные заболевания;
- у ребенка увеличены лимфатические узлы;
- малыш боится процедуры – зачастую страх вызван неизвестностью и пугающим видом инструментов;
- имеются нарушения кровоснабжения, грибковые поражения, онкологические заболевания;
- кожа гиперчувствительная.
Делать массаж языка своими руками у ребенка нелегко, лучше доверить эту задачу профессиональному массажисту – в идеале детскому, так как такой специалист умеет работать с малышами, легко находит к ним подход, проводит процедуры без истерик и дискомфорта для детей. Более того, без должного опыта и умений родитель может травмировать ребенка, причинить ему боль и не достигнуть цели – манипуляции окажутся бесполезными, будет упущено бесценное время.
Причины и симптомы моторной алалии
Моторная алалия вызывается повреждением так называемого лобно-теменного центра Брока – одного из участков головного мозга. Задача этого центра – формирование навыков озвучивания речи, или, проще говоря – умение генерировать звуки, чтобы они были понятны окружающим. При моторной алалии ребенок хорошо воспринимает чужую речь, понимая, что ему говорят родители и другие люди. Однако при попытке заговорить самостоятельно такие дети испытывают проблемы.
Первые симптомы моторной алалии становятся заметны через несколько месяцев после рождения ребенка. Он не умеет гулить, а лепет ограничен однотонными звуками. Первые слоги он начинает складывать после года жизни, а первые слова появляются только после трех лет, когда остальные дети вполне сносно говорят. Голос у таких детей громкий и звонкий; отдельные звуки произносятся ребенком вполне четко, но сложить их в слова у него не получается. Словарный запас пятилетнего ребенка, с моторной алалией, очень ограничен, хотя здоровые дети к этому времени знают около полутора тысячи слов.
Проблемы связаны еще и с тем, что ребенку сложно распознать слова, если они незначительно отличаются друг от друга по звучанию, но имеют совершенно разный смысл. Едва ребенок сформирует для себя один зрительный образ и смысловое значение слова, как похожее на него по произношению понятие может вогнать его в ступор. Если же родители начинают подгонять ребенка, требуя от него правильных ответов, это еще больше усугубляет ситуацию. В таких случаях специалисты советуют не впадать в панику и ни в коем случае насильно не переучивать детей. В то же время, оставлять данное нарушение без внимания нельзя. Возможно, она со временем и пройдет, но если перед поступлением в школу ребенок до сих пор произносит слова неправильно, его нужно показать врачу – невропатологу и логопеду. Первый специалист выявит отклонения в работе нервной системы, а второй – займется непосредственной постановкой речи.
Легкая форма моторной алалии, в целом, не ставит препятствий при общении ребенка со взрослыми. Такие дети обычно используют в речи слова в именительном падеже и неверно ставят окончания, но это позволяет окружающим их понять. Однако если ребенок не выйдет от алалии, в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы, прежде всего – на уроках русского языка. А вот тяжелая моторная алалия доставляет массу проблем еще в раннем дошкольном возрасте. Такие дети могут только подражать некоторым звукам, а при общении они активно помогают себе мимикой или жестами.
Если же говорить о поведении детей с моторной алалией, то оно может быть совершенно противоположным. Дети бывают как психически заторможенными, так и гиперактивными. Речь этих детей громкая и звонкая, хотя звуки произносятся неправильно или не в нужном порядке. Им сложно сфокусировать внимание во время занятий, они быстро устают и не отличаются хорошей памятью, с трудом выполняют даже самые простые логические действия. Еще один признак моторной алалии – это неспособность детей выполнять тонкую работу руками и пальцами, так как мелкая моторика тесно связана с речевыми центрами мозга.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Виды алалии
Всего выделяют три вида алалии. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи, когда ребенок не может понять, что ему говорят. Моторная алалия – это нарушение, при котором ребенок с трудом произносит некоторые звуки или не говорит вообще, хотя хорошо понимает, что ему говорят окружающие. Наконец, третья разновидность болезни – сенсорно-моторная – объединяет в себе обе проблемы речевого развития.
У только что родившегося младенца речевые центры не развиты, поэтому разговаривать он не может. Но если он полностью здоров, то постепенно он пройдет все этапы развития и станет говорить так же хорошо, как и его родители. Если же отдельные участки мозга поражены, появляется та или иная форма алалии. Располагаются речевые центры в височной и лобных долях головного мозга. Сама речь делится на импрессивную (то есть умение слушать собеседника, понимать его смысл, формировать зрительные образы и пополнять словарный запас) и экспрессивную (умение говорить). Если у ребенка алалия, он не говорит вообще, либо говорит на каком-то непонятном языке, в котором не угадываются ни отдельные слова, ни смысл произнесенных предложений.
Физиотерапия
Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.