Стрижевская О.Е.
Логопедическое пособие
по коррекции нарушений просодической стороны речи дошкольников
Тамбов 2014
Стрижевская О.Е.
Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская. – Тамбов, 2014. – 30 с.
Альбом игр и упражнений «Чудесный мир звучащего слова» направлен на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду организовать эффективную коррекционную работу по нормализации голоса, дыхания, темпа, ритма, интонации и выразительности речи при совместном участии педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей с нарушениями речи.
Пособие может использоваться учителями-логопедами и другими педагогами детских садов комбинированного и компенсирующего видов, родителями, студентами дефектологических факультетов.
О.Е. Стрижевская, 2014
Методические рекомендации
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороной языка. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
В современной логопедической практике одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.
Актуальность формирования основных компонентов просодической стороны речи у дошкольников как предпосылка успешного школьного обучения не вызывает сомнений. Недостаточная сформированность просодической стороны речи в дошкольном возрасте вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влечёт за собой определённые изменения личности, т.е. ведёт к возникновению у детей комплексов, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи – богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребёнка и облегчает обучение. Ребёнок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у дошкольников с речевыми расстройствами имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию просодической стороны речи должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
Игры и упражнения на развитие силы голоса
1. «Успокой куклу»
Цель: развитие силы голоса.
Описание игры: дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а
мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук
а.
2. «Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…;
по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
- «Гудок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у
сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
4. «Кто кого?»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры: педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.
- «Дует ветер»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в
(тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер:
в-в-в…»
– педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.Методическое указание: педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Игры и упражнения
на развитие восприятия тембра голоса
- «Кто боится прививки?»
Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал: предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание: предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».
- «Угадай-ка»
Цель: закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание: педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
- «Письма-загадки»
Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.
Материал: набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.
Описание: педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.
- «Медвежата»
Цель: закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.
Материал: три маски медведей.
Описание: два ребёнка играют роли медвежат, один – медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»
- «Назови ласково»
Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.
Описание: детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».
Игры и упражнения
на развитие восприятия речевого темпа
- «Барабанщик»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18×25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!Левой, правой!На парад идет отряд.На парад идет отряд.Барабанщик очень рад:Барабанит, барабанитПолтора часа подряд.Левой, правой!Левой, правой!Барабан уже дырявый.
- «Осенние листочки»
Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.
Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,Листья желтые летят.Желтый клен, желтый бук,Желтый в небе солнца круг.Желтый двор, желтый дом.Вся земля желта кругом.Желтизна, желтизна,Значит, осень — не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игры и упражнения
на развитие восприятия речевого ритма
- «Забияки-петушки»
Цель: закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал: шапочки петухов – для каждого ребенка.
Описание: педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.
- «Волшебное зеркало»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание: дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Игры и упражнения на развитие восприятия
мелодико-интонационной стороны речи
- «Дирижеры»
Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).
Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
- «Воздушный шарик»
Цель: учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Материал: картонный прямоугольник размером 20×55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона «воздушный шарик» с прикрепленным к нему держателем.
Описание: ребенок двигает «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.
- «Просьба»
Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Описание: по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..
на развитие интонационной окраски речи
- «Мимический веер»
Цель: упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз. Описание: дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.
- «Подслушанный разговор»
Описание: на картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.
Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть».
Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»
- «Разговор в корзинке с овощами»
Описание: дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.
- «Сломанный телевизор»
Описание: дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.
- «Письмо»
Описание: дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.
- «Маски»
Описание: задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.
Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием.
Эта связь так сильна, что нарушения психического развития создают разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Поэтому моторика детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация.
Хочется также отметить, что такие дети испытывают проблемы еще и в том, что на занятиях они двигательно расторможены, беспокойны, часто отвлекаемы и неусидчивы.
выразительной стороны речи
Цель: поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.
Описание: чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала,
да не выболтала.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
У быка бела губа была тупа.
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
На горе Арарат
рвала Варвара виноград.
Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова –
не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
Расскажите про покупки, Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап!
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках
шьют старушкам сапожки.
На бобра из-за ели
глазеют глаза газели.
Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
От топота копыт
пыль по полю летит.
У четырех черепашек
четыре черепашонка.
Небольшие скороговорки необходимо произносить на одном выдохе. Соблюдать плавность и слитность их произнесения.
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией
В статье рассматриваются вопросы нарушения речи при ринолалии. Предлагается методика работы над голосом с детьми-ринолаликами, в виде комплекса упражнений, которые педагоги могут использовать в работе.
Ринолалия (греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия характеризуется наличием измененного назализованного (от лат. nasus – нос) тембра голоса, образующегося в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.
Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба.
Нарушения речи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба проявляются более сложным синдромом, включающим общее недоразвитие речи, ринолалию и ринофонию. Кроме того, у таких детей нарушена вентиляция легких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно часто выявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефекта твердого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.
При ринолалии речь развивается с опозданием, (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.
Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения. [1]
В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи детей. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) при излишней активизации лицевых мышц.
Просодика у детей с врожденными расщелинами губы и неба резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок, а темп речи чаще ускорен. Расстройство голоса при ринолалии многостороннее. Ведущим является изменение тембра голоса – назализация (неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем, голос становится монотонным, неполетным, слабым, глухим и сдавленным.
В целом голос детей характеризуется слабостью, монотонностью и сипловатостью. (Соломатина). При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки). У некоторых детей укорочен речевой выдох, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, так как они, произносят слова скандируя, то есть по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. [2]
Коррекция и развитие просодической стороны речи в комплексном логопедическом воздействии имеет важное значение, основные задачи этих мероприятий – развитие природных голосовых данных детей-ринолаликов, нормализация тембра и силы голоса, а также воспитание навыков правильного голосоведения.
К мерам, способствующим улучшению голоса детей-ринолаликов до пластической операции неба, относятся постановка физиологического и фонационного (речевого) дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и неба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения. [3]
Предлагаемая методика работы над голосом с детьми-ринолаликами, в виде комплекса упражнений, разработана на основе методик, таких авторов как И.И. Ермакова, Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина, Е.А. Соболева Г.Н. Соломатина и В.М. Водолацкий, Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой.
Работа в послеоперационный период включает 2 этапа, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа определяется результатами работы. Обучение проводится с помощью различных методических приемов: игры, подражательно-исполнительские, творческие упражнения, а также наблюдение, рассматривание картин и рисунков.
На 1 этапе проводится работа по развитию правильного речевого дыхания, данный этап является базовым. Дети обучаются правильному вдоху и выдоху. Сначала ведется работа над дифференцированным выдохом (вдох – носом, выдох – ртом; вдох – ртом, выдох – носом). Затем у детей с ринолалией отрабатывается умение делать вдох носом, а выдох ртом. Для этого используются упражнения «Свечка», «Ветер», «Каша», «Шторка», «Рыбка», направленные на развитие длительного выдоха через рот.
После дыхательных упражнений, в течении нескольких недель проводится комплекс упражнений по авторской методике развития речевого дыхания, предлагаемой Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой. Обучение по этой методике позволяет детям с ринолалией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, а также способствует правильному программированию речевого высказывания.
Работа над дыханием, включает 3 комплекса упражнений, направленных на развитие носового вдоха, фонационного выдоха и правильного речевого дыхания.
На 2 этапе с детьми проводятся вокальные упражнения, которые дают лучший эффект в решении основной задачи – развитии подвижности небной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении основано на тесной связи мягкого неба и гортани.
Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортани и глотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.
Методика проведения фонопедических упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.
На 2 этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: в начале звуков А, Э, через 2 – 3 занятия прибавляются О, И, У. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо и громко. При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает.
После активизации небно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-реберного дыхания и владения умением произносить гласные без носового оттенка голоса переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона, увеличения силы голоса и окончательного снятия назальности.
Количество гласных в сочетании постепенно увеличивается до трех звуков. Упражняясь в произнесении гласных звуков, нет необходимости соблюдать приведенный порядок звуков. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания.
Произнесение гласных проводится в определенном порядке с ориентацией на степень подъема и напряженности небной занавески. Важно обратить внимание ребенка на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации. Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.
Далее переходят к «мычанию» – протяжному произнесению звука М с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного (дети иногда склонны после операции заменять носовые М, Н ротовыми Б, Д).
Выбор фонемы М, как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической основой удобной для правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении М с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.
После того как ребенок научится произносить без напряжения фонему М на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению открытых слогов со звуком М при опоре на это звучание: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражняются 6-8 раз в день непосредственно после трехкратного короткого произнесения М. [3]
Литература:
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003 – 350 с.
2. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии. Методы обследования и коррекции / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2005 – 160 с.
3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2000 – 142с.
Белянкина О.А., учитель-логопед
- Ринолалия
- Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
- Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Особенности психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией
- Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Здоровьесберегающие технологии в логопедии
Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:
- дыхательной гимнастики;
- упражнений для глаз;
- артикуляционной гимнастики;
- главного компонента — логоритмики.
Литотерапия в логопедии
Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:
- массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
- раскладывание из камней и песка узоров;
- закапывание камней в песке;
- логопедические упражнения с применением камней.
Приемы коррекции недостатков выразительности речи
Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:
- различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
- занятия для речевого дыхания;
- упражнения для ритма и темпа голоса;
- различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
- работа над силой и диапазоном голоса;
- упражнения с логическим ударением.
Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.
Общее описание программы
“Игры для Тигры” – это комплексная программа по развитию базовых речевых навыков и устранения дефектов речи для детей 5-9 лет.
Она создана по уникальной методике, разработанной кандидатами педагогических наук, опытными методистами и научными сотрудниками Л.Р.Лизуновой и З.А.Репиной.
Занятия построены в легкой, увлекательной и понятной малышу форме. Он с удовольствием познакомится с яркой страной звуков, с любимым помощником будет исследовать новый мир, полный приключений и интересных открытий.
Программа включает в себя комплексные и разнообразные игры. Ребенок учится правильно произносить отдельные звуки, развивает речевое дыхание и голосовые модальности (высоту, тембр), а также изучает основы грамматики и лексики.
Результат работы по методическому пособию – это чистота речи, которая включает и произношение, и использование правильных грамматических конструкций и подходящих слов, и умение выражать свои мысли.
Проблемы, которые можно решить с помощью “Игр для Тигры”:
- дизартрия
- дислапия
- заикание
- ринолапия
- вторичные речевые нарушения
Предназначены такие занятия для детей 5-6 лет, а также для учеников младших классов. Рекомендуется проводить их с опытным логопедом, но диск и пособие “Игры для Тигры” могут использовать и родители.
Весь методический комплекс включает в себя 50 занятий, которые собраны по тематике в четыре отдельных блока: “Фонематика”, “Произношение звуков”, “Просодика”, “Лексика”.