Задержка психического развития – что такое ЗПР?
Задержка психического (ЗПР) – это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).
Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.
Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения
- Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
- Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще – во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
- Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
- Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
- Врожденные аномалии развития головного мозга
- Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
- Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
- Бытовые травмы.
Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) – это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.
Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей
Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.
Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)
Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.
- Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
- Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
- Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
- Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
- Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
- Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
- Обильное слюнотечение, высунутый язык.
- У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
- Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
- Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
- Не различают цвета.
- Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
- Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком
Чем отличается ЗПР от УО
- Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
- ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
- Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.
Отличия, демонстрируемые в процессе обучения
Отличия между двумя диагнозами заключаются и в области познавательных способностей. Так, дети с ЗПР при должном внимании со стороны родителей могут показывать довольно стремительное развитие возможностей абстрагироваться от той или иной ситуации, самостоятельно анализировать что-либо, сравнивать объекты, обрабатывать информацию, обобщать.
Дети с диагнозом «умственная отсталость» обладают пониженными способностями к познанию, которые практически невозможно улучшить. У них не имеется навыка к установке причинно-следственных связей, они не могут проводить сравнения или обобщать имеющиеся факты.
ЗПР и умственная отсталость (отличия, таблица)
ЗПР | Умственная отсталость |
Скорость и уровень мышления при грамотном подходе поддаются коррекции | Никакие корректировки не помогают ускорить процесс развития |
Имеется возможное негативное влияние на интеллект: слух, зрение, координацию, а также уровень внимания и восприятия | Происходит воздействие на мыслительный процесс |
Большое значение отводится игровой деятельности, с помощью которой можно улучшить состояние ребенка; сам он охотно включается в игровой процесс | Демонстрирует абсолютное безразличие практически к любым играм |
Высокоэмоциональны, способны сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи | Эмоциональная сфера плохо развита; выполнение конкретного задания сопровождается частыми отвлечениями ребенка |
Способны к овладеть навыками ИЗО | Не выказывают интереса или способностей к изобразительному искусству. При проведении обучающего процесса в редких случаях могут нарисовать простые фигуры, произвольные линии, хаотично написанные буквы |
Внешний облик и особенности поведения не диспластичны | Могут характеризоваться выраженной диспластичностью: нарушениями пропорций тела, косоглазием, сильной неловкостью, наличием шести пальцев, заметным замедлением речи, заиканием и иными дефектами |
Не имеют ярко-выраженных проявлений в своем неврологическом статусе | Может быть отмечена асимметрия лица, языка; на некоторых зонах лица моет наблюдаться венозная сетка |
Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.
В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети “закрываются в себе”. Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.
У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.
- Плохо усваивают счет
- Не могут выучить алфавит
- Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
- В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
- Речь невнятная, однообразная
- Запас слов – скудный, иногда полностью отсутствует
- Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
- Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
- Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.
Когда необходимо обратиться к врачу?
Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.
Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:
- умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
- резких вспышек агрессии;
- явных проблем с концентрацией внимания;
- выраженных диспропорций тела.
Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.
Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».
В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.
Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона или при помощи формы обратной связи.
Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.
Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.
Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:
- При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
- У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
- При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
- Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего – будут играть с детьми помладше, или стесняться.
- Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему – страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.
Особенности диагностики
Диагностировать наличие у ребенка того или иного заболевания может лишь специалист, поэтому при появлении первых мыслей о том, что с малышом происходит что-то не так, следует незамедлительно. В большинстве случаев, когда на самом деле поводов для беспокойства не имеется, достаточно консультации опытного педиатра.
Однако для того чтобы окончательно убедиться, лучше всего показать ребенка детскому неврологу или невропатологу.
В некоторых случаях требуется обращение сразу к нескольким специалистам: неонатологу, неврологу, дефектологу, нейрохирургу, логопеду, психологу или психотерапевту.
Специалист проведет обстоятельный очный осмотр, ознакомится с анамнезом и назначит ряд обследований для точной постановки диагноза. Среди них могут быть следующие:
- КТ;
- МРТ;
- доплерография сосудов головного мозга;
- электроэнцефалография и т.д.
С помощью тестов обязательно будет проведена оценка функционирования органов слуха, зрения, способностей мышления, концентрации, мелкой моторики. Специалиста также может заинтересовать, имелись ли в семье случаи подобных заболеваний, страдал ли кто-либо из родственников генетическими болезнями, как протекала беременность матери и т.д.