Логопедическая азбука для развития речи ребенка (3-6 лет)

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.


Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.


    В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Виды ламбдацизма

Перед тем, как перейти к постановке звука, надо выяснить, каков вид нарушения данного звукопроизношения.

Губно-губное [л] В этом случае при воспроизводстве звука участвуют губы и вместо [л] мы слышим [у]: «уампа», уапата, уошка» и т.п.
Губно-зубное [л] В производстве звука участвуют губы, которые соприкасаются с зубами и мы слышим [в], язык при этом не поднимается за верхние зубы, а остается лежать посередине ротовой полости. Мы слышим «вапа» – вместо «лапа», «вотка» – вместо «лодка», «шва», вместо «шла и т.д.
Редуцированный [л] Случай, когда [л] заменяется на короткий [й]. Кончик языка не достает до верхних зубов, а остается посередине ротовой полости, средняя его спинка поднимается кверху. В результате: «япша», «йижи», «юк».
Межзубное произношение Кончик языка вываливается между зубов, этот вид больше всего соответствует правильной артикуляции, [л] при этом немного смягчается.
Смягченное произношение Это когда вместо твердого [л], мы слышим мягкий [л]. В этом случае спинка языка поднимается к нёбу, это часто возникает в связи с тем, что язык находится в гипертонусе. Звук [л’] чаще всего заменяется на [й].

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.


    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.


    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л]

Мишулина Лариса Владимировна

Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л]

Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ, нарушений в работе нервной системы, взрослые в домашних условиях могут помочь малышу овладеть тем или иным звуком. В этом случае требуется лишь знать порядок действий, необходимых для постановки недостающего или искаженного звука.

• Во-первых, главное, с чего стоит начать родителям – укрепление артикуляционной моторики. Это достигается посредством различных упражнений, которых литература предоставляет множество.

• Во-вторых, это сама постановка или уточнение звука. Для каждого звука при этом есть своя методика.

• Следующим этапом будет закрепление звука сначала в слогах, затем в словах.

• После того как ребенок успешно произносит звук в словах, ему предлагаются задания на дифференциацию (различение)

оппозиционных
звуков.
• Далее идет этап заучивания потешек, скороговорок, загадок, стихов с поставленным звуком.

• И, наконец, мы закрепляем звук в речи: рассказывание сказок, составление рассказов.

Чаще всего при произношении звука «Л»

встречаются следующие недостатки:
звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка»
,
«уявка»
). В связи с тем, что произнесение данного
звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.
Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения,предназначенные на укрепление мышц языка:

1. «Жало»

– показать узкий язык

2. «Жало»


«Лопатка»
— показать то узкий, то широкий язык.

3. «Качели»

— язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.

4. «Маятник»

— конец языка поворачивается в углы губ.

5. «Накажем непослушный язычок»

— высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя, чтобы он стал широким.

6. «Язычок спит»

— слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.

После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л»

.

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»

, мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же
звук, — получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.
Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ)

; далее – между гласными
звуками (АЛА, ИЛА, УЛО., затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т. д)
.

Далее, как мы говорили ранее, идет закрепление звука в словах:

• где звукЛ стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т. д.

• где звукЛ стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т. д.

• где звукЛ стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т. д.

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р»

в домашних условиях.

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка — сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

звук находится между гласными,например в словах: сарай, гараж, воробей;

Л, Ы,Й вместо Р: ребенок не сможет правильно произнести слова «рыба»

,
«рука»
;

звук может произноситься узнаваемо, но не типично для норм русского языка (это характерно для ребенка-билингва)

;

произношение звука не твердое, присутствует грассирование (как во французском языке)

или слишком сильная вибрация
(вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или его маленький язычок)
;

одноударный звук «р»

имеет схожесть с английским
«r»(кончик языка не вибрирует, но ударяется о твердое небо лишь однократно)
;

ребенок произносит звук «в нос»

, как будто у него насморк.

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать»

, т. е. произнести
звук отдельно, вне слога или слова.После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.
Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р»

. Если
«рычит»
он хорошо, а в составе слов не выговаривает,
практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.
Причины нарушения произношения

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»

? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован.Но существуют определенные причины такого нарушения:

1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком)

. Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со
звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р»

. Если вместо
«р»
он произносит
«л»
, ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих
звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р»
другими
звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду.Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.

4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус)

или слишком напряженными
(гипертонус)
.

5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.

6. Горловое «р»

. Ребенок заменяет труднопроизносимый
звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка)
. Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р»

.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р»

без логопеда.

Начать следует с артикуляционной гимнастики.

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать)

;

развить подвижность губ;

развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р»

для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений — по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р»

ребенку в домашних условиях.

Учим малыша правильно произносить звук «р»

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

1. Рот открывается, кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, быстро произносится звук «д-д-д»

. Через пару секунд ребенок, не прерываясь, должен сильно подуть на кончик языка (произносит
«д-д-д»
на сильном выдохе). Необходимо прочувствовать вибрацию языка и запомнить ее. Артикуляция
«д»
похожа на артикуляцию
«р»
.

2. Потребуется логопедический шпатель, который продается в специализированных магазинах, аптеках. Их изготавливают из гипоаллергенных материалов с ароматом карамели, шоколада, фруктов. Нужно использовать приспособление аккуратно, но уверенно. Ребенок должен произнести звук «ж»

и
постепенно сдвигать язык к основанию верхних зубов. Через пару секунд ему под язык вводят шпатель и начинают ритмично, но осторожно, колебать его вправо-влево, создавать вибрацию. Малышу следует сильно дуть на свой звук, чтобы он прочувствовал вибрацию.
3. Произносится звук «з-за»

. При этом язык максимально отодвигается, под него подкладывается шпатель, им ритмично двигают вправо-влево.

4. Открытым ртом произносится «з-зи»

, делаются те же манипуляции шпателем. Тренирует более мягкий
звук «р»
.

5. Одно из эффективных упражнений — «Моторчик»

. Под прижатый к верхнему нёбу язычок ставится пальчик, ватная палочка или все тот же шпатель. Ребенок с силой выталкивает воздушную струю, произносит
«ддд»
или
«жжж»
. Шпателем производятся колебательные движения. Язык напряжен, кончик расслаблен, вибрирует,
«мотор»
завелся.

6. Постановка звука от «Грибка»

«Р»

— коварный
звук. Его сложно автоматизировать. Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.
Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р»

, его
постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.
Сначала идет отработка через звук «д»

,
«т»
в слогах
«дра»
,
«дро»
,
«тра»
,
«тру»
и так далее. Ребенку легче отталкиваться именно от этих
звуков.
Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»

,»ру». Вводятся обратные слоги
«ар»
,
«ор»
. Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти
звуки.
Затем переходят к словам. Начинают с тех, которые начинаются на «р»

,
«тр»
(рыба, трава, ребенок, после переходят к словам, в которых
«р»
находится в середине и конце
(корова, теремок)
.

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р»

. Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р»

автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».


Профиль артикуляции звука Л

  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.


    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.


Развитие моторики рук помогает развивать речь
Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.
Оставить комментарий

Гимнастика для детского языка

Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:

  • «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
  • «Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
  • «Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
  • «Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
  • «Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
  • «Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.

Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.

Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:

Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

  • Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
  • Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]