На опушке живут старушки-болтушки. Скороговорки на букву Ш


Доем лапшу, поспешу и опять всех насмешу

Скороговорки на букву Ш для 1 класса

***

Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

***

Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстаршных лягушат Цаплю шепотом страшат.

***

Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, Маме не надоедай!

***

Шелест шелестит листвой. Шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише…», — слышно мне.

***

Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики.

***

Тишка Исподтишка Тащит Кишмиш из мешка. Тишка! Кишмиш – не мышь, Так что, плутишка, Кыш… С. Белорусец

***

Школьник в школу собирался, Шкаф, открыв, он одевался: Шубу, шапку, шарф надел- Шел до школы и вспотел.

***

Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу.

***

Глядят подсолнухи на солнышко, А солнышко — на подсолнушки. Но подсолнухов много у солнышка, А солнышко одно у подсолнушка. Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел. Созрел, подсох, склевался.

***

В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к Шороху спешит. Шепот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши, Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши — Тишину послушай!.. Слышишь? — Слышу. -Что ты слышишь? -Шебаршатся где-то мыши.

***

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

***

Манной кашей наша Даша Накормила кошку Машу. И гуся Вавилу Даша накормила. И щенку Антошке Досталась каши ложка. Не хватило каши Только самой Даше. Надо кашу вновь варить. Выходи — тебе водить…

В этом видео несколько других скороговорок на букву Ш: лёгкие и более сложные. Ваши малыши услышат, как правильно и чётко проговаривать скороговорки.

Как образуются шипящие звуки?

Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это т, ф, с, звонкие – д, в, з.

Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.

Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.

Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.

В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.

А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.

Ребята, произнесите вслух слова:

  • ёж, ежата, важная;
  • зайчиха, зайчата, колючая, птичка, синичка;
  • хищная, щука;
  • ёрш, вишня.

Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук [ж]). В строке под цифрой 2? (звук [ч]). Под цифрой 3? ([щ]). Под цифрой 4? ([ш]). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.

Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?

Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.

Воробьи что-то шумно обсуждают.

Белка орешки щёлкает.

Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.

Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.

Звук [ж] произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.

А звуки [ч’], [ш], [щ’] образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.

Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.

По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].

Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие [ч’], [щ’]: часы [ч’асы], щётка [щ’отка].

Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными

Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.

Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши

Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.

«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»

Когда-то давно шипящие Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными А, И, Ы, У, Ю, Я решили пойти в лес за грибами. Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся.

Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?

И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!

Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.

Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.

О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.

А вот какое правило вам надо запомнить:

Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.

Упражнение «Найди слово»

Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.

Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.

Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ

Ребята, прочитайте слова в столбиках.

конь польза пончик

лень мельница веточка

пень вьюга почта

руль борьба гонщик

моль коньки хищник

Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука [е] и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками [е], [и], ь.

Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками [е]. Скажите, гласная [и] в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков [ч’], [щ’]? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.

А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет. Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.

Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н [н’], хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.

Запишем транскрипции этих слов:

  • барабанщик – [барабан’щ’ик]
  • птенчик – [пт’эн’ч’ик]
  • чемоданчик – [ч’имадан’ч’ик]
  • мороженщик – [марожын’щ’ик]

Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков [н]и [ч’].

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш». Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
  • Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
  • Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
  • Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.

Варианты игр со скороговорками:

  • Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек разбери на слова и найди слова со звуком «Щ»;
  • Найди слова, где в скороговорке звук «Щ» стоит в начале слова, в середине слова;
  • Придумай свое смешное предложение с этим словом;
  • Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
  • Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
  • Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
  • Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Существует несколько вариантов нарушения произношения этих звуков:

  • Кончик язычка просовывается между зубками. В итоге получается нечистое «с» и «з» (пришептывание).
  • При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена. Получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
  • «С» и «з» заменяются другими звуками, часто «ш», «ж», реже в младшей группе «ф» на «в» (шапог, жамок, фапок, вамог). Среди малышей ясельного возраста это со временем проходит.
  • Ц заменяется звуками «с», «т», «ч» (сапля, тапля, чапля).

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц


Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

У детей старше восьми лет полностью сформированная речь. Дети хорошо произносят все звуки. При этом могут строить длинные и ложные предложения. Словарный запас огромный. Среди самых распространенных проблем – плохая дикция. Ребенок не четко разговаривает, мямлит или глотает часть слов из-за того что спешит. Переживания, стресс и нервные потрясения отрицательно сказываются на дикции ребенка. С плохой дикцией нужно бороться, для этого существует масса упражнений и скороговорок.

Нарушения дикции:

  • Логопеды считают, что около 30% всего земного населения страдают от нарушения дикции. Это чаще всего связано с особенностями речевого развития и средой обитания. Если кто-то из родителей картавит, заикается, неправильно произносит шипящие, то ребенок может перенимать эту особенность.
  • Чаще всего проблемы с шипящими. Сами звуки выговариваются, но нарушена артикуляция. В результате этого наблюдается нарушение дикции.
  • Большую часть нарушения дикции составляет неправильное произношение «р». Чаще всего это из-за неправильного произношения и слабого мышечного аппарата. Дикцию удастся исправить, тренируя мышцы и произношение.

Ниже представлены скороговорки для улучшения дикции школьников и тренировки мышечного аппарата.


Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет


Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

Мнемодорожки скороговорок:


Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек — увлекательные цепочки картинок, связанные между собой по смыслу. Как известно, дошкольный возраст — это возраст наглядного мышления и многие образы малыши воспринимают именно через картинки. Поэтому мнемотехника — это именно то, что поможет детям легче и проще усвоить весь речевой материал.

Речевой материал:

  1. Не живут ужи, где живут ежи.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
  4. Однажды шёл дождик дважды.
  5. Даже ужу ужин нужен.
  6. Не ежата, ни ужата не обижают медвежат.
  7. В Лужниках лыжники бежали по лыжне на лыжах.
  8. От жуткой жары у Жени головокружение.
  9. Жутко жуку жить на суку.
  10. Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.
  11. Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
  12. Уж и ужонок ужинали в луже.
  13. На лыжах по луже не пробежишь.
  14. Жалко, что Жучке на ножки мы не наденем сапожки.
  15. Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
  16. Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
  17. В живом уголке жили ежи да ужи.
  18. С мышами во ржи подружились ежи.
  19. Ушли в камыши — и во ржи не души.
  20. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  21. Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
  22. Слишком много ножек у сороконожек.
  23. Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  24. Хорош пирожок — внутри творожок.
  25. Живи да не тужи.
  26. Не живут ужи, где живут ежи.
  27. Уже ужи в луже.
  28. Ужу на ужин еж нужен.
  29. Журавль жабе не жених.
  30. Жил — был жук, жук жил — был.
  31. Жужжала муха, дожужжалась паука..
  32. Ёжик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на бpюшке.
  33. А на встpечу ему волк, на ежа зубами – щелк.
  34. Еж иголки показал, волк со стpаху убежал.
  35. Змея шипит, а жук жужжит.
  36. Уж пожаловал ежам новых дюжину пижам.
  37. Прежние пижамы исколоты ежами.
  38. У Жоры уж, у Розы жук.
  39. Заржавел железный замок в нежилом замке.
  40. В роще щебечут стрижи и чижи.

Скороговорки на звук «Ж» при помощи мнемодорожек — это укрепление образного мышления малышей, памяти и ,конечно же, развитие дикции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]