Формирование словаря у дошкольников с ОНРстатья по логопедии по теме


Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.

Важнейшим фактором овладения чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики. Развитие лексических операций, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский [1], Н.И. Жинкин [2], А.Р. Лурия [3] и др.).

Как отмечает Л.Г. Парамонова [4], на основании специально проведенных исследований, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.

Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.

Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Такие ученики практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства».

В исследовании ряда авторов (Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Н.В. Серебрякова [7], Т.Б. Филичева [8] и др.) отмечается своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи. Авторы подчеркивают, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрес­сивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая.

Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, а также недостаточную разработанность проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня следует считать данную тему актуальной.

Психолингвистический подход к изучению нарушения лексики во многом проясняет сложный феномен слова как результата взаимодействия когнитивных процессов и коммуникативной деятельности, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только знание слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать. Психолингвистический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией[9].

Развитие лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности.

Важнейшим фактором обогащения словаря выступает социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [10].

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР обусловлено сложным, многообразным комплексом этиологических факторов. Сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка отрицательно влияют на развитие речи.

У детей данной группы в большей или меньшей степени имеются нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры, фонематической системы, нарушения лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Общее недоразвитие речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [11].

Сравнительный анализ развития словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5, 7].

Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент направлен на выявление количественных и качественных нарушений в словарном запасе у детей с нормальным речевым развитием и у их сверстников с общим недоразвитием речи.

Для проведения исследования уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР применялись методические разработки Н.В. Серебряковой [7]. Р.И. Лалаевой [5], И.А. Смирновой [12], Т.Б. Филичевой [8]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [13,14,15].

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап — подготовительно-аналитический, на котором подбирались дети в экспериментальную группу для проведения исследования, разрабатывались общие направления, логика исследования проблемы; изучалась лингвистическая, психологическая, психолингвистическая, педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировался вариант научной гипотезы.

Второй этап – поисково-аналитический, на котором разрабатывались методы изучения пассивного и активного словаря у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Реализация этих методов осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента. Проводилось логопедическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп; анализировались анамнестические данные; затем – изучалась степень выраженности нарушений пассивного и активного словаря у детей.

Проведенный анализ анамнестических данных, психолого-педагогических особенностей детей позволил сделать следующие выводы:

— у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной имеет место: сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка;

— для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно — логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

В констатирующем эксперименте детям было предложено II серии заданий. I серия заданий

С целью исследования объема пассивного словаря детям предлагалось показать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по предметным и сюжетным картинкам

II серия заданий

С целью исследования объема активного словаря детям предлагалось назвать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по сюжетным картинкам.

Данные проведенного эксперимента показали, что актуализация словаря у дошкольников старшего возраста с ОНР вызывают большие затруднения.

По всем заданиям методики у дошкольников ЭГ отмечается низкий уровень выполнения заданий, особенно при исследовании активного словаря по сравнению с детьми КГ.

На фоне сравнительно развернутой речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня наблюдается неточное понимание и употребление многих, даже обиходных слов. Дошкольники с ОНР понимают значение большинства слов, тогда как актуализация словаря вызывает у них выраженные затруднения.

Дифференциальные различия между двумя группами детей с ОНР и нормальным развитием речи проявляются не только в количественном, но и в качественном аспектах.

Специфические трудности, допущенные детьми с ОНР III уровня, сводились к неточному показу следующих картинок: обозначающих времена года, посуду, домашних животных, время суток, явлений природы, части предметов, фрукты, дикие птицы, средства транспорта; к неточному пониманию прилагательных, обозначающих признаки высоты, длины, ширины; глаголов, обозначающих голосовые реакции животных, семантически близкие действия людей, способы передвижения.

Наиболее существенными признаками недоразвития пассивного словаря у детей с ОНР является недостаточная сформированность:

— развития представлений об окружающей действительности;

— несформированность высших психических функций, что не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, действий и явлений.

Пассивный словарь дошкольников с ОНР преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей с ОНР характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети с ОНР не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.

У старших дошкольников с ОНР ограниченность объема активного словаря затрагивает, прежде всего, предикативный словарь. В активном словаре при исследовании прилагательных ошибки, встречающие больше в ЭГ, были связаны с заменами слов, входящих в одно родовое понятие. Дети с ОНР не точно употребляли прилагательные характеризующие, прежде всего, ширину, длину, толщину, высоту, величину, вес предметов.

В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает (мыть, пить и т.д.).

Дети с ОНР затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов.

Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для определения направлений коррекционной работы по расширению пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР. Методики, предлагаемые Р.И. Лалаевой [5], Л.Г. Парамоновой [4], Н.В. Серебряковой [7] , и многие другие имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию словаря следующие основные направления:

  1. Накопление лексических единиц;
  2. Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).

Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:

  1. Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
  2. Работа над обогащением словаря неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
  3. При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
  4. Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.

На основе указанных выше методологических положений, можно определить следующие задачи:

  1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.
  2. Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи.

  1. Позаботиться о систематизации имеющегося у детей словарного запаса.
  2. Овладение новыми словами, прежде всего, глаголами, прилагательными, а также существительными.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей, на формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).

Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.

На основании материалов исследования целесообразно составить перспективное планирование логопедической работы, выбор темы, речевого материала, последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна тесно увязываться с программой детского сада, при этом также учитывается частотный словарь детей шестилетнего возраста.

Определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей). Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.

Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку.

При составлении перспективного плана необходимо учитывать, что организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего возраста имеют специфические особенности. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов.

Учет принципов, разработка этапов, направлений, а также конкретные рекомендации направленные на развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня позволяет оптимизировать логопедическую работу по преодолению нарушения пассивного и активного словаря у данной категории детей.

Характеристика словаря глаголов детей с ОНР

Статья на тему: «Характеристика словаря глаголов детей с ОНР».

Характеристика словаря глаголов детей с ОНР

При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. В работах многих авторов (Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной; Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой; Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР наблюдаются различные нарушения лексики.

Характерными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены происходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Все эти ошибки зафиксированы у детей свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.

Ребенок с нарушениями речевого развития не владеет близкими по смыслу глаголами (спит — дремлет; торопится — спешит), не знает названий различных действий, свойственных одному объекту (например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке)). Значительные трудности у детей вызывает употребление глагола в переносном значении (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).

Т.А. Ткаченко, характеризуя речь детей с третьим уровнем, отмечает, что в 5- летнем возрасте словарный запас детей составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют и если присутствуют, то в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. В словаре ребенка наблюдается преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий (спать, одеваться, идти, умываться).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

— глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);

— приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.).

Ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях на словообразование, например: — пришила юбку (вместо подшила), — шьет руку (вместо пришивает рукав).

В работах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной отмечаются такие лексические особенности при общем недоразвитии речи (третьего уровня):

— расхождение в объеме пассивного и активного словаря;

— название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» — «шьет»);

— нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают;

— из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;

— много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.

Р.Е.Левина утверждает, что общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»).

Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.

На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов, т.е. затруднена дифференциация глаголов близких по значению («моет-купает», «ставит-поставила», «ставит-кладет»).

Некоторые слова, хотя и знакомые детям, оказываются еще недостаточно закрепленными в речи вследствие редкого их употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их (растапливает печь – «кладет в печку дров и зажигает»). Такие, казалось бы, знакомые глаголы, как поить и кормить, у многих детей зачастую недостаточно дифференцируются по значению.

Можно выделить ошибки связанные с неразличением вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», вместо сидели; «выкупались, пока было тепло, вместо купались), реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («мальчик рисуют», «девочки играла»).

Особенно заметны затруднения в словоизменении при выполнении специальных заданий. Так, не всегда дети могут образовать множественное число существительных и глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.).

Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Эти и подобные примеры показывают, что средства фонетического выражения значений и морфологический состав слов еще недостаточно подмечаются.

Кроткова А.В., Дроздова Е.Н утверждают, что приставочное образование глаголов достаточно трудно для детей дошкольного возраста.

Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие его словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные образы предметов.

Многие глагольные формы заменялись детьми на близкие по значению («доехали — добрались»). Иногда в их ответах не прослеживалось устойчивое понимание различий между близкими по смыслу существительными и глаголами («машина — ехать»).

Шашкина Г.Р. одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия.

Таким образом, можно отметить следующие особенности глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

-У детей с III уровнем ОНР словарный запас детей не соответствует возрасту.

-Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого.

-В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия

-Ребенок не владеет близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам.

-Не знает названий различных действий, свойственных одному объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается

-Употребление глагола в переносном значении затруднено (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).

Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой

Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой Читать далее: Анализ результатов диагностики

2. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.

Состоит из 2-х блоков:

— понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

— выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

1-ый блок включает в себя 5 заданий.

Задание №1. Состояние номинативного словаря.

Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака).

Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. Состояние глагольного словаря.

Сказать кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач — лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький) , кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).

Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №4. Словарь числительных.

1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)

2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №5. Словарь предлогов.

Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай ( в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2-ой блок включает в себя 4 задания.

Задание №6. Лексические парадигмы:

1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).

Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы кто и что как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет; ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.

Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №7. Часть – целое.

Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.

Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

3. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

1.Исследование активного словаря:

1.1 Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

— части одежды: рукав, воротник, пуговица;

— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.4 Название профессий.

Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:

Что ты делаешь в течении дня?

Кто как передвигается?

Кто как голос подаёт?

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.6 Словарь прилагательных.

— Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

— называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1.7 Подбор антонимов:

Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

1. Исследование пассивного словаря.

2.1 Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

— части одежды: рукав, воротник, пуговица;

— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.3 Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.4 Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

6.Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.

Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.

Задание №1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой Читать далее: Анализ результатов диагностики

Информация о работе «Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 92802 Количество таблиц: 13 Количество изображений: 0

Похожие работы

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

231273

29

8

… из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Список литературы 1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного …

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня

111341

4

3

… недоразвития у дошкольников, а также экспериментальное исследование подтвердили особую актуальность проблемы. Считая возможным развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности составленных нами дидактических игр. Экспериментальная …

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

96159

7

8

… недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из …

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

80502

2

2

… , задачи и методы исследования связной речи детей шестого года жизни. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием. Задачи: 1. Изучить связную речь детей шестого года жизни. 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей. 3. Выявить …

Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика уровней речевого развития детей с общим недоразвитием речи Читать далее: Исследование объема пассивного словаря

1.3 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследования Р.Е. Левиной [23], В.А. Ковшикова [16], Т.Б.Филичевой [35], Г. В. Чиркиной [37] показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.

Ограниченность словарного запаса, его своеобразие — проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной речи. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Изучая речь дошкольников с моторной алалией, Б.Н. Гришпун, В.К. Воробьева, В. А. Ковшиков отмечали несформированность номинативной и предикативной функции речи, отмечали стойкие нарушения в усвоении лексики Как показали результаты исследований З.А. Репиной, Г. В. Чиркиной, Р.А. Юровой. Предикативная сторона лексики оказалась наиболее сформированной у дошкольников с ОНР, обусловленной ринолалией, поскольку у детей с расщелинами неба в большинстве случаев не отмечается органического поражения центральной нервной системы, а познавательная сфера соответствует возрастным нормативам. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката [6].

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой [4], Б. М. Гриншпуна [10], Н. С. Жуковой [14], В. Н.Ереминой [11], В. А. Ковшикова [16], И.Ю.Кондратенко[17], Е. М. Мастюковой[16], Н.В.Серебряковой [28], Т. Б. Филичевой [35], С.Н.Шаховской [39] и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР II уровня преобладают слова, обозначающие действия которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и втрудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР. является неточность употребления слов, которые выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи-детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазии, у этих детей, наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий -маленький, пушистый — мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

— использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить, паровоз — поезд без окон, плита — газ горит, клумба — копают землю, юла — игрушка крутится;

— замены слов, обозначающих действия или предметы, словами- существительными:открывать — дверь,играть — кукла,

или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство — болеть, кровать — спать, самолет – летать.

Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и в школьном возрасте.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

кует — молотит,гладит утюгом — проводит утюгом, косит траву — подрезает траву, стирает белье — моет белье, вяжет — шьет, купает — моет.

Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизирование. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структуры данного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова.

Как и в норме, у детей 7—8 лет с ОНР также происходят качественные изменения всоотношений синтагматических и парадигматических реакции. Если в 5—6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не являются столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7—8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7- 8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными,

доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7 — 8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются особенности и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

Итак, у детей 5-8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

У детей 5—6 лет все парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка — собака, стол — стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными. Они возникают, на основе значений противопоставления (высоко — низко, хороший — плохой, говорит — молчит) и на основе родовидовых отношений (дерево — береза, посуда — чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.трудности возникают у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).Указанные примеры свидетельствуют о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.

Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы: что атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:

недостаточный объем словаря,

(номинативный словарь преобладает над предикативным;

трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грмматическим сходством;

трудности усвоения антонимии и синонимии.

ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.

Вывод по первой главе

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые расстройства , при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Относящихся к смысловой и звуковой стороне.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

В качестве общих признаков ОНР отмечается:

-позднее начало речевого развития;

-скудный словарный запас;

-аграмматизмы;

-дефекты произношения;

-дефекты фонемообразования.

Предложенный Р. Е Левиной подход, позволил представить всю картину тотального развития речи. Структурно-динамическое изучение недоразвития речи, раскрывает также специфические закономерности, определяющие переход от более низкого уровня к более высокому. Эти уровни сами по себе не представляют ни чего — либо специфического, их своеобразие состоит в позднем начале этого пути [20]. Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция речи детей с ОНР – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

Глава II. Цель, задачи, организация и методика констатирующего эксперимента

2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента

Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР. В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

1. Анализ литературных данных по проблеме исследования;

2. Определение методики исследования атрибутивного словаря.

3. Проведение констатирующего эксперимента.

4. Анализ и обобщение экспериментальных данных.

5. Выявление количественных и качественных особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.2 Методика исследования атрибутивной лексики у старших дошкольников

Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных лексических значений слов т. е. денотативного, сигнификативного, структурного аспекта. При разработке данной методики были использованы некоторые приемы и методы описанные И.А. Смирновой [29], Р. И. Лалаевой [19,20], Н. В. Серебряковой [28], Г.А. Волковой.[27].

Методика состоит из 5 заданий, задачами которых являются:

1. Выявление состояния денотативного аспекта лексических значений (понимания качественных прилагательных).

2. Исследование объема активного и пассивного словаря прилагательных.

3. Выявление состояния синтагматических связей

(составление словосочетаний существительное + прилагательное)

5 Выявление состояния парадигматических связей ( подбор антонимов и синонимов к качественным прилагательным)

Исследование лексических операций.

1. Исследование объема активного словаря.

Цель: исследовать объем активного словаря.

Материал исследования: предметные картинки, слова.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать ее».задается вопрос «Это какой?». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.

Характеристика уровней речевого развития детей с общим недоразвитием речи Читать далее: Исследование объема пассивного словаря

Информация о работе «Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 82162 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 5

Похожие работы

Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

92802

13

0

… [14]отмечает также преобладание у детей отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. 1.2 Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся …

Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

86133

2

0

… грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 2.1 Цель, задачи исследования Цель исследования – выявление нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования. Определить содержание методики исследования грамматического …

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

46083

0

0

… упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста заклады­вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического …

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

92402

3

0

… на уроке. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района. В …

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»

Шатилова Мария Михайловна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 201», г. Барнаул, Алтайский край

Обоснование выбора темы, выявление проблемы

Поскольку речь детей с общим недоразвитием речи обладает рядом нарушений, то и словарь, как один из важнейших ее составляющих, так же имеет ряд особенностей. У большинства дошкольников обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Спонтанное речевое развитие детей с общим недоразвитием речи не приводит к формированию полноценных навыков практического владения языковым материалом. Необходимо организовать в условиях дошкольного учреждения широкого круга мероприятий по коррекции речи дошкольников, в частности по совершенствованию их словарного запаса, так как несформированность последнего в известной мере затрудняет процесс дальнейшего обучения в школе.

Цель проекта: Углубленное исследование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи; создание условий для последовательного и целенаправленного овладения детьми лексическим строем русского языка.

Задачи:

  • Оценить уровень развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • Провести коррекционную работу с данной группой детей;
  • Определить результативность работы по итогам учебного года.

Объект исследования: Дети с общим недоразвитием речи 5-6лет.

Предмет исследования: Особенности развития словаря данной категории детей.

Продолжительность: Долгосрочный сентябрь — май

Предполагаемые результаты проекта: В результате целенаправленной коррекционной работы педагогического коллектива детского сада по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи к концу учебного года улучшится состояние лексики по сравнению с началом учебного года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Изучить состояние лексического запаса детей с общим недоразвитием речи.
  • Изучить данные протоколов ПМПК.
  • Изучить особенности раннего и речевого развития по результатам беседы с родителями.
  • Заполнить речевые карты детей.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Подготовка наглядного материала:

консультаций для стенда информации;

игр для развития словарного запаса дошкольников.

Обследование уровня сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи проводилось по следующим направлениям:

  • изучение коммуникативных умений, так как это позволяет определить общую осведомленность ребенка и получить начальное представление о его словарном запасе
  • лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений).

Основными характерными чертами словарного запаса детей с общим недоразвитием речи являются бедность и неточность, что отражает своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

Имеют место случаи неверного и неточного употребления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с различным лексическим значением, но близких по звуковому составу (пояс-поезд); дети не улавливают разницы в значении слов ( «вышивает»«шьет», «поливает»«льет», «выливает»«льет»); употребляют слова в приблизительном, неточном значении ( «сад»«деревья», «шляпа»«шапка», «клевать»«есть»); называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда – тарелки, туфли – обувь, платье – одежда, одежда — рубашка); наименования заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура – «тут живет собака», дворник – «метет улицу», почтальон – «газеты, письма разносит»).

В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета.

В активном словаре детей с общим недоразвитием речи преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Обследование выявило и трудности актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Особенности лексики детей с общим недоразвитием речи проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Детей в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов.

Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.

Результаты, полученные в ходе диагностики подтверждались и словами родителей в ходе бесед – они также отмечали бедность словаря у их детей.

Полученные данные были занесены в индивидуальные речевые карты детей.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

  • Провести коррекционную работу по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.
  • Провести промежуточную диагностику уровня сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи.
  • Отразить результаты промежуточной диагностики в речевых картах детей.
  • Проконсультировать родителей (консультации в папках передвижках и беседы) по вопросам особенностей формирования детского словаря, игр, которые необходимо использовать для развития словарного запаса дошкольников.

Коррекционная работа по формированию словаря предполагает:

  • обогащение его (пополнение ранее неизвестными словами)
  • уточнение (наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоение многозначности, синонимики и т. п.)
  • активизацию (перевод слов пассивного словаря в активный; включение слов в словосочетания, предложения)

В работе по развитию лексического запаса детей с общим недоразвитием речи следует руководствоваться рядом методических требований, которые позволяют системно и целенаправленно осуществлять работу по обогащению словаря у детей, по его закреплению и осознанию:

  • строить направленную лексическую работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей
  • включать словарную работу во все виды деятельности дошкольников
  • развивать словарный запас на предметно-практической основе с опорой на наглядную ситуацию.

Работа по формированию словаря проводится в тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, психолога, инструктора ФИЗО, музыкального руководителя.

Для достижения максимальных результатов каждую неделю учебного года изучается определенная лексическая тема. Лексические темы определяются логопедом на весь учебный год. Все педагоги проводят занятия с учетом изучаемой на данной неделе темы.

В коррекционных уголках, оборудованных в группах, выставляются картинки, игры по лексической теме. В книжных уголках также размещаются книги, относящиеся к изучаемому материалу.

Для занятий, игр рекомендуется использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с нарушением речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Игры для формирования словаря редко проводятся на специальных занятиях посвященных этой теме; такие игры включаются в другие занятия. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные игры. Кроме занятий педагоги активно используют игры для формирования словаря в режимные моменты. Картотека игр для формирования словаря представлена в Приложении 1.

Также логопедом, воспитателями и психологом используются такие приёмы как:

«Рисование пластилином».

Данный приём основан на пластилинографии, благодаря которой изображения на картине получаются полуобъёмными. Берётся картинка в стиле раскрасок и, предварительно проговорив название предмета, его части, признаки, дети приступают к раскрашиванию его элементов – пластилином.

После выполненной работы еще раз называется предмет, его части, признаки, подбираются однокоренные слова, синонимы и т.д.

«Аппликация».

Предложенный приём позволяет через увлекательное занятие, включающее ручной труд, закрепить знания об окружающих предметах: название, разновидность, цвет, форма. А также на практике поработать с данным природным материалом.

«Мятая бумага».

Приём основан на технологии сминания бумаги, из которой впоследствии выполняется картинка – аппликация.

Ребёнок выбирает соответствующую цветную бумагу и начинает отрывать и сминать небольшие кусочки. Затем готовые мятые и сжатые ладошками бумажки клеем прикрепляются к заранее приготовленному эскизу поделки.

В работе можно использовать также: яичную скорлупу, солёное тесто, вату, крупы, пёрышки, элементы художественного конструирования.

Значительными возможностями для обогащения, уточнения и расширения словарного запаса дошкольников обладает воспитатель. Важность работы воспитателя по формированию словарного запаса младших школьников с церебральным параличом отмечал Н.Н. Малофеев в своей статье в журнале «Дефектология» в 1985 году. Многие его тезисы и рекомендации применительны и для дошкольного учреждения.

Хорошо проводить работу по совершенствованию словаря в процессе выполнения конкретных режимных моментов. Работа по развитию речи может эффективно включаться в развитие навыков самообслуживания, выработке которых в детском саду отводится значительное время. Ситуации, предполагающие соответствующую словарную работу, достаточно разнообразны: уход за обувью и одеждой, самообслуживающий труд и т.д.

Основными этапами обучения в ходе овладения практическими навыками являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения действий, совместное их выполнение; действия по образцу, по словесной инструкции; анализ результатов работы с описанием последовательности действий и оценка результатов работы. Особое значение на каждом из перечисленных этапов уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

При общении с детьми необходимо как можно чаше пользоваться словами, вводимыми в словарь, включая их в разнообразные синтаксические конструкции в различных грамматических формах.

Также для обогащения словаря детей полезно использовать чтение художественных произведений, показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания; при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» нужно объяснить детям лексическое значение слова скалочка.

Для пополнения словаря детей очень полезны различные мероприятия (например, экскурсии, прогулки, беседы и т. п.). Они проходят на фоне эмоционального подъема и поэтому информация, преподносимая в таком виде, очень хорошо усваивается и запоминается. Обычно такие мероприятия вызывают желание детей рассказать об увиденном и услышанном другим людям, что способствует активизации словаря.

Большое влияние на развитие словаря детей с общим недоразвитием речи возраста оказывают театрализованные игры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

В нашем детском саду каждый год проходит театральная неделя, где дети представляют свои постановки. И хочется отметить, что и зрители и сами участники спектакля получают большое удовольствие от происходящего. Кроме того, конечно, участие в утренниках и праздниках также дает детям проявить свои навыки театральной деятельности.

Также в своей работе, в том числе и по формированию словаря детей с общим недоразвитием речи, я использую ИКТ, т.к. это позволяет составлять наглядно-дидактические сопровожение к занятиям, экономить время занятий благодаря высокой скорости обновления материала, повышает мотивацию дошкольников к логопедическим занятиям, предотвратить утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для этого я использую слайдовые презентации по лексическим темам, что позволяет представить обучающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Использование на занятиях мультимедийных презентаций сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Занятия приобретают эмоциональную окраску, становятся привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности занятий.

В основном я использую ИКТ на индивидуальных занятиях. При проведении занятий важно следить, чтобы ребенок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия и т.д. Однако, говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 5-10 минут в зависимости от возраста два раз в неделю.

Очень важно для коррекционной работы участие родителей. Но к сожалению не всегда родители готовы активно участвовать в работе, поэтому очень важно разъяснять им эту необходимость. С этой целью логопед должен участвовать в родительских собраниях, проводить консультации для родителей, как при личной встрече, так и с помощью размещения информации в папках передвижках. Примеры консультаций для родителей по развитию словаря детей дошкольного возраста представлены в Приложении 2.

В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика сформированности словаря у детей общим недоразвитием речи. По всем обследуемым параметрам наблюдались улучшения. У детей улучшилось понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировалась речевая деятельность. Данные диагностики на начало учебного года, на середину учебного года и на конец учебного года представлены в графике 1. На графике отражены средние показатели уровня успешности детей по тому или иному критерию. На нем хорошо видна положительная динамика всей группы детей к середине и концу учебного года.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

— Провести итоговую диагностику сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи

  • Провести сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года
  • Отразить результаты работы за учебный год в речевых картах

В конце учебного года была проведена итоговая диагностика сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи. Результаты были представлены в речевых картах детей. Средние показатели уровня успешности детей отражены в графике 1. В ходе обследования сформированности словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было выявлено улучшение по всем обследуемым параметрам. Значительно повысились коммуникативно-речевые умения, словарь предметов, глаголов, наречий, словарь признаков, притяжательных местоимений оказался значительно лучше сформирован по сравнению с началом года. Задания по теме «Многозначность слов» вызывали много затруднений у детей при первичной диагностики, в конце года дети уже с большим успехом справлялись с заданиями. При подбор синонимов и антонимов дети также испытывали меньше затруднений чем ранее.

Проанализировав итоги диагностики, сопоставив с итогами диагностики в начале и середине учебного года стоит отметить, что целенаправленная и системная работа по формированию словаря эффективна не только в плане обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

График 1.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. — М., 2011
  2. Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду. –М., 1978.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. – Киев., 1985.
  4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001
  5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
  6. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб. 2021.
  7. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М., 2005.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]