Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием


Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует его включаться в работу.

Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.

Как развивать речь ребенка

Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.

А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.

Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.

Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):

  • Развитие мелкой моторики
  • Речевая гимнастика
  • Логоритмика

Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:

  • Матрешки
  • Бархатная бумага
  • Пластилин
  • Мозаика
  • Шнуровки
  • Фасоль, горох
  • Манная крупа
  • Соленое тесто
  • Счетные палочки
  • Разноцветные прищепки
  • Бусины
  • Тряпочки с пришитыми пуговицами
  • Трафареты
  • Массажный мячик
  • Деревянные конструкторы

Мелкая моторика:

  • Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
  • Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Развитие речи детей путем активизации мелкой и общей моторики

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. У большинства таких детей не выявляется грубых патологий, но зачастую их проблемы на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Стоит отметить, что в последнее время растет число различных реабилитационных центров, коррекционных классов, но существующие методы коррекции в процессе обучения во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

На современном этапе развития общества в рамках обновления содержания образования, его гуманизации актуальным является поиск эффективных методов коррекционного воздействия, требуется разработка комплексного системного подхода к коррекции речевых нарушений и сопутствующих им нарушений психического и соматического развития ребенка.

В идеале при преодолении различных патологий необходимы как традиционные, общепринятые методы, так и нетрадиционные, которые помогают наиболее полно и качественно корректировать нарушения, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным включением и нетрадиционных, которые отличает доступность, простота, эффективность. Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.

После тщательного изучения специальной литературы были определены основные направления работы по развитию речи:

  1. развитие артикуляционного аппарата;
  2. развитие дыхательной системы;
  3. развитие тактильных (осязательных) ощущений;
  4. релаксация;
  5. развитие мелкой моторики;
  6. развитие координации движений (взаимосвязь двигательного анализатора со слуховым, зрительным, речедвигательным);
  7. активизация мозговой деятельности.

На основе этого был разработан комплекс мер, позволяющий более глубоко воздействовать на речевую функцию ребенка. В этот комплекс входят:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Упражнения на развитие тактильных ощущений.
  4. Упражнения, способствующие расслаблению мышц.
  5. Упражнения по развитию ручного праксиса.
  6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.
  7. Массаж (методика профессора Ауглина).

Казалось бы, все эти методы давно изучены и широко применяются на практике. Что же здесь нового? – спросите вы. Но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое, стоит лишь взглянуть на него с иной, необычной стороны. Педагогическая наука не стоит на месте, все эти методы постоянно совершенствуются и развиваются.

Цель созданного комплекса — коррекция речевых нарушений, речевого развития в целом, которая заключается в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Рассмотрим каждый метод в отдельности.

1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика направлена не на развитие определенной группы недостающих или неправильно работающих мышц, а на целостный двигательный комплекс.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный процесс. Еще с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Обычно используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата. Рациональнее использовать дифференцированную артикуляционную гимнастику, упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Но дело в том, что данной методикой пользуются логопеды, причем исключительно в индивидуальной форме. При работе же с группой или подгруппой детей данная методика нерациональна. В этом случае основной акцент делается на развитие подвижности речевых органов.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут (можно выполнять на занятиях в виде физминутки и во время игровой деятельности). Не нужно брать более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, причем статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

В результате многократных гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

Вначале взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение этого упражнения.

Когда упражнение делают дети, взрослый контролирует их выполнение.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше подбодрить.

2. Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для этого используются следующие упражнения:

  1. выкладывание узора с помощью мелких предметов (рис, горох фасоль. Пуговицы, камешки, мозаики «Марблс») по контуру, на пластилиновой основе;
  2. выполнение мозаики из пластилиновых шариков;
  3. определение на ощупь с закрытыми глазами (к какому пальцу притрагивается педагог, определение фактуры материала, опознавание предметов правой и левой рукой, нахождение заданного предмета среди прочих;
  4. поиск мелких предметов в сухом пальчиковом бассейне из различных наполнителей.

4. Релаксация.

Релаксационные упражнения помогают ребенку полностью расслабиться, сбросить накопившуюся отрицательную энергию. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Наиболее оптимальны поза лежа на спине и сидя в позе «кучера».

5. Развитие ручного праксиса.

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный пальчик, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.

Упражнения по развитию мелкой моторики общеизвестны и активно применяются на практике.

  1. упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета (внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование; дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; рисование по образцу и т.д.);
  2. упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета (плетение, шнуровки, завязывание узлов, бантиков; имитация жестом различных конкретных предметов, действий);
  3. упражнения по выработке мускульной памяти (отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; вращение между пальцами рук гладкого и ребристого карандаша; выкладывание фигур из счетных палочек и шнурка, выкладывание колодца, игра на воображаемом пианино и т.д.).

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, носят успокаивающий характер.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематически ежедневными повторами (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений действий выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка.

И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.

Речевое развитие напрямую зависит от уровня развития общей и мелкой моторики. Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, в том числе и речевых расстройств, являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Современные дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

  • замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
  • ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
  • требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п);
  • преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);
  • генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Координационно-подвижные и пальчиковые игры – это речевые упражнения на координацию речи с движением. По сути, эти игры – «рассказывание» стихов с помощью рук, туловища, головы, ног; они неизменно вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления.

7. Самомассаж.

Современный детский психолог из Швейцарии Фритц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.

Дети, обученные самомассажу, под руководством педагога проводят его в середине занятия, когда начинают уставать. Игровая форма массажа, присутствующие в нем элементы состязательности воспринимаются детьми как развлечение. Упражнения они выполняют с большим удовольствием.

Усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма улучшает формирование многих психических процессов (памяти, внимания и др.); вызывает общее оздоровление, так как упорядочивает и гармонизирует все процессы, происходящие в целом организме.

Все упражнения просты, общедоступны, не имеют возрастных ограничений и противопоказаний, проводятся в игровой, интересной для детей форме.

Хочется отметить, что большинство упражнений вошло в систему критериев для оценки эффективности разработанного комплекса развития речевой функции ребенка.

Безусловно, работа по развитию мелкой моторики и координации движений общей моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Ведь слаженная работа мелких мышц пальцев рук и всего мышечного аппарата оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией поступающей из внешней среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Пособия для игр:

  • Бабочки из цветной бумаги
  • Листочки из цветной бумаги
  • Вертушка
  • Ватные шарики
  • Бумажный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев:

  • Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
  • Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
  • Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
  • Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
  • Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
  • Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
  • Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
  • Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
  • Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.

Нормы развития мелкой моторики

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется. Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?

В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам. На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:

  • С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
  • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
  • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
  • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
  • В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
  • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
  • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
  • В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
  • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
  • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:

  • Стимулирует развитие мелкой моторики;
  • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
  • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
  • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • Формирует творческие способности и артистические умения;
  • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников.статья по развитию речи на тему

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев…»

В.А. Сухомлинский

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры моталочки; игры со счетными палочками; ниткография; вырезальный тренажер; рисование пальчиками, ладонью; игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой

*с прищепками

*с резинками, бусами, заколками;

Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты; игры с песком и водой.

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]