Лекарственные препараты для улучшения речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.

Информация о заболевании

Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.

В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.

В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.

Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Необходимое лечение

Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.

Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.

Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.

Фармакотерапия. Лекарственные средства, применяемые для лечения речевых расстройств

В комплексной реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами, кроме логотерапевтических, педагогических и психологических коррекционных мероприятий, значительную роль играет медикаментозная терапия, используемая на всех этапах. Она должна быть патогенетически обоснованной, дифференцированной в каждом конкретном случае, строго индивидуальной для больного. К патогенетическим медикаментозным средствам относятся препараты, воздействующие прежде всего на резидуально-церебральную симптоматику. Для восстановительного лечения используются следующие группы лекарственных препаратов: 1) дегидратационные; 2) нейрометаболические церебропротекторы; 3) рассасывающие средства; 4) ангиопротекторы; 5) витаминные средства и их аналоги; 6) противосудорожные препараты; 7) средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции; 8) гепатопротекторы.

1. Дегидратационные средства занимают важное место в реабилитационной терапии. Они способствуют снижению гипоксии нервных клеток, улучшают показатели ликвородинамики и снимают симптомы, связанные с ее нарушением. С этой целью применяются: 50%-ный раствор глицерола в сочетании с калийсберегающими диуретиками (триампур, верошпирон), 10–25%-ный раствор сульфата магнезии (перорально или внутримышечно).

Дегидратация проводится в течение 1–2 недель в максимальных дозах, а затем на протяжении 4–5 недель – уменьшенных в два раза.

2. Нейрометаболическое действие церебропротекторов связывают со способностью продуцировать энергию в нервных клетках, защищать мозг от воздействия гипоксии, положительно влиять на интегративные функции мозга. Сущность биологических механизмов нейрометаболических церебропротекторов: церебролизина, ноотропила, аминолона, энцефабола, когитума, пантогама, глицина, актовегина, фосфобиона и др., – определяет особенности клинического применения для восстановления высших корковых функций, уменьшения интеллектуально-мнестических и астенических расстройств, нормализации вегетативных функций, неврологического статуса. К ценным качествам препаратов этой группы следует отнести их стимулирующее действие в психоэмоциональной сфере ребенка, антиастенический эффект и, в ряде случаев, мягкое гипертимное воздействие.

Церебролизин, ноотропил, энцефабол, когитум целесообразно назначать в тех случаях, когда на электроэнцефалографии (ЭЭГ) не регистрируется пароксизмальная активность и снижение порога судорожной готовности .

Широко используемые в практике врачей энцефабол, когитум и аминолон у детей и подростков с речевыми расстройствами вызывают нарастание психомоторного возбуждения, нарушения сна, раздражительность, вышеописанные изменения на ЭЭГ, что требует крайней осторожности в их применении. Терапию церебролизином, энцефаболом желательно проводить под прикрытием фенобарбитала. Согласно общепринятому мнению, не рекомендуется использовать препараты нейростимулирующего действия в летний период.

Эффективна следующая тактика назначения церебропротекторов: наращивание дозы в течение 6–8 дней; прием максимальной терапевтической дозы на протяжении 60–75 дней и постепенное снижение дозы до отмены препарата в течение 6–8 дней. Церебролизин вводится по 1–3 мл внутримышечно по 30–40 инъекций, в зависимости от возраста ребенка. Ноотропил назначается детям до 4–5 лет в виде сиропа, а старше 5–6 лет – в капсулах. Расчет доз ноотропила: до 3 лет – 0,4–0,8 г/сутки; от 3 до 5 лет – 0,6–1,2 г/сутки; детям старше 6 лет – 1,2–2,0 г/сутки.

Применение церебролизина и ноотропила рекомендуется сочетать с внутримышечным введением через день витаминов В6 и В12, способствующих улучшению нейрометаболических процессов. Витамины В6 и В12 вводятся в возрастной суточной дозе 1 раз в день, курс состоит из 20 инъекций.

Терапия пантогамом, проводимая по методике О.И. Масловой, обеспечивает его максимальную эффективность: наращивание дозы в течение 7–12 дней, прием максимальной дозы на протяжении 60–90 дней и постепенное снижение до отмены препарата в течение 7–12 дней. Детям первого года жизни рекомендуется назначать 0,5–1,0 г/ сутки, 2–3 лет – 1,5–2,0 г/сутки и более старшего возраста – до 2,5–3,0 г/сутки (в период приема максимальной дозы).

Эффективность применения пантогама повышается при комбинированном использовании его с глицином. Однако у детей до 4 лет назначение глицина не оправдано, так как сублингвальный метод введения препарата в этом возрасте невозможен. Расчет возрастной дозы глицина: 4–5 лет – до 0,3–0,4 г/сутки; 6–8 лет – до 0,5 г/сутки и старше 8 лет – до 0,7 г/сутки. Продолжительность курса – 3–4 месяца. Необходимо отметить, что длительный прием пантогама в течение одного года не оказывает отрицательного действия на соматический статус и не вызывает обострения гастроэнтерологических проблем.

Актовегин, улучшающий течение энергетически зависимых процессов в организме, повышающий снабжение тканей кислородом и глюкозой, стимулирующий активность ферментов, демонстрирует хороший терапевтический эффект у детей и подростков с речевыми расстройствами. Препарат вводится внутримышечно: детям от 3 до 5 лет– по 2,5 мл, старше 5 лет – по 5,0 мл. Курс состоит из 10–15 инъекций.

В комбинированной терапии речевых нарушений вместе с церебропротекторами оправдано применение фосфобиона (натрия аденозинтрифосфата – АТФ), который участвует в метаболических процессах, протекающих с повышенной затратой энергии, обеспечивая ее дополнительную выработку, способствуя также нормализации состояния поперечно-полосатых, гладких мышц и сосудистых стенок. Курс состоит из 20 внутримышечных инъекций по 1 мл 1%-ного раствора.

С учетом ноотропного и мягкого психостимулирующего действия вышеперечисленных препаратов (кроме глицина), их прием распределяется в утренние и дневные часы.

Описанная тактика фармакотерапии, направленная на стимуляцию нейрометаболических процессов, не приводит к появлению побочных реакций: судорожных приступов, пароксизмальной активности на ЭЭГ, развития синдрома психомоторной расторможенности.

3. С целью уменьшения разрастания рубцовой фиброзной ткани, замуровывающей нервные клетки и волокна используются рассасывающие средства. В практике широко применяются лидаза и раствор экстракта листьев алоэ, содержащие биогенные амины, которые увеличивают проницаемость тканей, облегчают движение жидкостей в межтканевых пространствах и обладают мягким противовоспалительным и рассасывающим действием. Эффективен электрофорез с этими средствами на воротниковую зону– от 10 до 15 сеансов.

4. Изучение функционально-динамического состояния церебральной гемодинамики выявило снижение скорости локального мозгового кровотока. Любые незначительные нарушения церебрального кровообращения моментально отражаются на функциях мозга. Имеется постоянная зависимость между церебральной гемодинамикой, функционированием и метаболизмом мозга. Выраженность сосудистых церебральных нарушений обосновывает применение на данное звено патогенеза препаратов из группы ангиопротекторов, обладающих тропизмом к метаболическим сдвигам в сосудистой стенке. Они обладают вазорегулирующим действием на мозговое кровообращение, способствуют адаптации его к текущим метаболическим потребностям; в целом повышают общую активность мозга и усиливают снабжение нейронов кислородом. В лечебной практике эта группа представлена такими препаратами, как стугерон, никошпан, кавинтон, винпоцетпин, агапурин, тпренпгал, венорутпон, зекузон, сермион, оксибрал, вазобрал.

Дозы рассчитывают в зависимости от возраста ребенка, продолжительность лечения составляет 45–60 дней. Препараты никотиновой кислоты (никошпан, тпеоникол, ксантпинол-никотпинапг) вызывают выраженные побочные реакции, плохо переносятся детьми, что ограничивает их применение в детской практике.

5. Отмечена высокая эффективность применения витаминов и их аналогов: пиридоксина гидрохлорид – витамин В6, кальция пангамат – В15, ретинола ацетат – А, токоферола ацетат – Е, фолиевая кислота – Вс, липоевая кислота (по биохимическим свойствам близкая к витаминам группы В), аскорбиновая кислота – С. Они принимают участие в регулировании углеводного и липидного обмена, оказывают липотропное действие, участвуют в синтезе аминокислот, что способствует нормализации нейромета-болических процессов в тканях мозга. Назначение витамина В6 и фолиевой кислоты пациентам с повышенной пароксизмальной активностью на ЭЭГ способствует снижению этой тенденции. Высоким нейрометаболическим действием обладает предлагаемая нами витамино-аминокислотная смесь с микроэлементами, состоящая из: витамина В6, дибазола, фолиевой кислоты, витамина В12, метионина, фитина, глюконата кальция. Дозы рассчитывают соответственно возрасту, продолжительность курса – 45–60 дней. Прием лучше распределить на утренние и дневные часы.

6. Анализ результатов электроэнцефалографии у детей с речевыми расстройствами показал наличие признаков органической недостаточности и аномалии биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга, недостаточную сформированность корковой ритмики. Диффузные корковые нарушения встречаются в 3–3,5 раза чаще, чем на ЭЭГ здоровых детей. Характерна высокая распространенность нарушений основного вида активности – альфа-ритма, выражающихся в достоверно низком индексе и частоте, по сравнению со здоровыми сверстниками. Отмечается преобладание генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона, патологической пароксизмальной активности, преимущественно локализованной в верхне- и нижнестволовых структурах, а также диэнцефальных областях. Нарушения БЭА стволовой локализации наблюдаются наиболее часто (60% случаев) и носят характер либо билатеральных дельта-волн, часто пароксизмального типа, либо грубой дизритмии с усилением общей амплитуды, появлением полиморфных медленных волн. Типичны изменения БЭА по общемозговому типу, а также замедленность восстановления картины ЭЭГ, нарушения гипервентиляции (ГВ). Наиболее характерная форма патологической стволовой реакции в виде легко возникающих билатеральных медленных волн при ГВ с недостаточным и замедленным восстановлением после нагрузки (больше, чем через 5 минут) указывает на функциональную слабость неспецифических систем мозга, которая, по-видимому, обусловлена их незрелостью или резидуальным поражением . Величина средней мощности БЭА в левом полушарии достоверно снижена по сравнению с нормой. Как показывает электроэнцефалографическое исследование, детей с речевыми нарушениями отличает от здоровых сверстников большая выраженность межполушарной асимметрии и десинхронизация БЭА, что указывает на преобладание дисфункции мезэнцефального уровня ствола головного мозга. Описанные феномены подтверждены многими авторами [8, 11, 18 и др.]. Наличие выраженной пароксизмальной активности и снижение порога судорожной готовности в сочетании с судорожными проявлениями или их эквивалентами, кроме лечения, направленного на улучшение нейрометаболических процессов в тканях мозга, требует включать в комплексную терапию антиконвульсанты:

фенобарбитал в смеси с кофеин-бензоатом натрия, папаверином и глюконатом кальция; нитразепам (радедорм, берлидорм); суксилеп; препараты вальпроата натрия (депакин, депакин-хроно, конвулекс, энкорат); финлепсин; ламиктал. Выбор противосудорожного препарата зависит от характера изменений на ЭЭГ и клинической картины. Расчет доз проводится согласно стандартным рекомендациям. Длительность курса лечения определяется состоянием ребенка, показаниями данных ЭЭГ. Не допускаются перерывы в лечении этими средствами. Эффективность терапии антиконвульсантами должна контролироваться динамикой показателей ЭЭГ, отменяют их по стандартным правилам. В среднем курс лечения продолжается от 2 до 4 лет.

7. Дети с задержкой темпов речевого и психического развития, алалией и нарушением школьных навыков нередко находятся дома, в дошкольных учреждениях и школе в хронической или субхронической психотравмирующей обстановке. У них снижены когнитивные способности и мотивация познавательной деятельности, отмечаются преобладание игровых интересов и пассивное восприятие информации, выражены повышенная истощаемость нервной системы и рассеянность внимания, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении желаний, аффективные расстройства по возбудимому, эйфоричному, депрессивному или дисфоричному типу, характерны стойкость и сила аффекта, агрессивность, внушаемость.

Пациенты окружены всеобщим неодобрением, их постоянно ругают и считают лентяями. В результате у них развиваются эмоциональные нарушения, в основном по тревожно-фобическому или тревожно-депрессивному типу и изменения поведения с тяжелыми реакциями протеста и негативизма (девиантное поведение), формируются психопатоподобные проявления. Это нередко приводит к совершению ими противоправных и асоциальных и подчас суицидальных поступков. Фармакотерапевтическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств проводится мягкими нейролептиками, такими как сонапакс, терален; или более жесткими – этаперазин, галоперидол, неулептил, пропазин.

Выбор медикаментозного средства связан с учетом его общего и элективного действия, обращенного к дифференцированно оцененным особенностям состояния пациента. Использование элективных возможностей каждого препарата из этой группы создает возможности для выбора индивидуальной терапии. При назначении психотропных средств следует учитывать не только их психофармакологическую терапевтическую активность, но и возможность побочных реакций. В связи с этим на всех этапах применения данной группы препаратов необходимы динамичность, учет всего комплекса лечебных воздействий и строго индивидуальный подход. При расчете доз следует иметь в виду, что данные средства в минимальных возрастных дозировках обладают достаточно быстрым и глубоким лечебным воздействием на детей, способствуя редукции эмоционально-поведенческих и психопатоподобных проявлений. Отмечено, что использование доз ниже стандартно-возрастных приводит к восстановлению у детей и подростков общего психического тонуса, повышению фона настроения. Сочетание этой группы психотропных препаратов с нейрометаболическими церебропротекторами усиливает психостимулирующий эффект, не вызывая перевозбуждения. Продолжительность курса лечения – 45–60 дней, в исключительных случаях продлевается до 90 дней.

Использование транквилизаторов у детей и подростков с вышеописанными нарушениями не оправдывает себя, т.к. они усиливают эмоционально-поведенческие расстройства, снижают фон настроения.

Антидепрессанты (пиразидол, азафен, амитриптпилин, людиомил) имеют ограниченное применение: в основном для детей старше 10 лет. Расчет доз – стандартный. Прием распределяется в общепринятое время: утренние и дневные часы. Продолжительность курса – 45–60 дней. Так как дети и подростки с речевыми расстройствами зависимы от средовых факторов, коррекционные мероприятия должны включать все виды психотерапии гуманистической ориентации: личностно-ориентированная терапия, гештальт-терапия, игровая, арт-терапия, психодрама; групповая и семейная психотерапия. Обязательное условие успешного лечения – поддержка семьи, которая обеспечивается взаимодействием врача и родителей. Важным моментом является понимание и принятие родителями проблем ребенка как объективно существующих и имеющих психологическую основу, сформулированную нами в программе «Особые дети – особое общение» (ОД – ОО)*.

* См.: Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. – М.: Книголюб, 2004.

Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Цели медикаментозного лечения

Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.

Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.

Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.

Как формируется речь ребенка?

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи. В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.
С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Основные группы лекарств

Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:

  • Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
  • Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
  • Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.

В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.

Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.

Витаминные комплексы

Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.

Препараты природного происхождения

Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.

Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.

Особенности лечения

Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.

Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.

Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.

Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.

При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Почему могут появляться задержки в развитии речи у детей?

Во-первых, — это может быть общее торможение развития или даже легкая степень умственной отсталости. Такой диагноз может поставить только квалицированный врач.

Во-вторых, все дело может быть в слуховом аппарате – если ребенок плохо слышит, то он будет, соответственно, и плохо понимать, что говорят окружающие. Эту причину нужно выявлять и устранять в первую очередь.

В-третьих, недоношенные и ослабленные излишней болезненностью детки дольше развиваются и говорят меньше и хуже своих сверстников.

В-четвертых, дети со значительно развитым интеллектом подолгу не говорят, но потом случается резкий прорыв, полностью покрывающий длительные дни молчания. Так что, всегда есть вероятность того, что ребенок — вундеркинд.

В-пятых, ребенку в семье могут просто не уделять внимание, не говорить с ним, из-за чего он обладает малым объемом выученных слов. У этого есть свое научное название – «синдром Маугли».

В-шестых, дитя может находиться в таких условиях, что говорить ему вроде как и не требуется – его понимают с полуслова. Семья старается тут же понять, что именно он хочет, ориентируясь на простые «агу» и «бу».

Возможные побочные эффекты

Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.

При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:

  • Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
  • При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
  • Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.

Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.

Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь — это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь — неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]