Проблемы речевого развития детей в современном мире.


Проблемы речевого развития детей в современном мире.

Автор: Рузанова Светлана Михайловна МБДОУ ЦРР Д/С № 36 Альметьевск РТ

Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в современном мире.

В последнее время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания. Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и многие другие.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои чувства словами [25, — с13]. Е.И.Тихеева считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Забота о содержании речи должна идти рука об руку, с заботой, о построении речи [41, -с 7].

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит. [13, с5]

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух [48, с 9].

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в речевой деятельности. Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает [49, с 7].

Установлено, что для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимания на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят [17, с12].

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам [4, с3].

Воспитание «чистой» речи у детей с речевыми нарушениями – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели [40, с151].

Нарушение речи остаётся одной из самых распространённых форм патологии у детей дошкольного возраста. Только правильная речь позволяет ребёнку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи, одна из важных задач современной логопедии, так как число детей с данным видом дефекта неуклонно растёт с каждым годом. Задача логопеда — обучить ребёнка правильно и чисто говорить, помочь овладеть речью, правильно ей пользоваться. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.

Список литературы

1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — М. Просвещение, 1979.- 208с.

2. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. — М. Айрис-пресс, 2009. — 224с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М. Просвещение, 1985. — 110с.

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. — М. Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. — М. Просвещение 1988. – 159с.

6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. — М. Творческий центр Сфера, 2008. — 124с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1972. – 173с.

8. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». — М. Просвещение, 2010. – 272с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.
comments powered by HyperComments

Что такое ОНР

Общее недоразвитие речи
– это форма речевой патологии, когда у ребёнка не сформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. При этом у него сохранны слух и интеллект.

ОНР может проявляться как в виде полного отсутствия речи, когда малыш издаёт только какие-то звуки, так и в виде связной речи, но с остаточными нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевых дефектов, например:

  • при синдроме дизартрии
    – патология речи связана с нарушением иннервации (подвижностью) работы речевого аппарата;
  • ринолалии
    – «волчья пасть», «заячья губа», аденоиды и т.д.;
  • алалии
    – грубые нарушения речи или её отсутствие в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
  • афазии
    – распад уже сформировавшейся речи из-за локального органического поражения речевых зон головного мозга (например, после травмы головы).


К сожалению, многие родители недооценивают проблемы с речью. Отговорки могут быть разными: «само как-нибудь пройдёт», «это просто особенности развития», «наш папа в 3 года заговорил и ничего». А когда в школе ребёнок не справляется с программой, взрослые хватаются за голову, ругают школьника за плохие оценки и думают, что их чадо – безграмотный лентяй. Но дело не в ребёнке: при ОНР дети «получают в подарок» нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия).

Коррекция общего недоразвития речи

Дети с ОНР поступают в коррекционную группу дошкольного учреждения с 5 лет, где логопед совместно с воспитателями ведёт работу над преодолением нарушения. Старшая и подготовительная группы работают по специальной программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Не стоит думать, что коррекционная группа – это приговор. Наоборот, при такой форме обучения у педагогов есть возможность уделить пристальное внимание проблеме ребёнка с ОНР. А малышу будет проще справляться с нарушением, потому что педагоги коррекционной группы имеют соответствующее образование и опыт работы.

Если у ребёнка ОНР 1-2 уровня, то после сада он поступает в школу для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Дети с ОНР 3 уровня идут в классы коррекционного типа в массовой школе; с ОНР 4 уровня – учатся в обычных классах.

Чтобы преодолеть общее недоразвитие речи, нужно время. Родители должны понимать, что это вопрос не одного месяца и им нужно прикладывать максимум усилий: заниматься развитием речи ребёнка, побуждать его к речевой инициативе. Это, конечно же, большая работа с логопедом, психологом, а также неврологом.

Что должно насторожить родителей

Признаки ОНР:

  • поздно появляется речь (в 3-4 года, порой в 5 лет);
  • малыш говорит, словно у него «каша во рту»;
  • допускает много ошибок в речи: пропускает предлоги, трудно выявляет причинно-следственные связи, переставляет слоги в словах, не может согласовать части речи и т.д.;
  • малышу сложно запомнить и пересказать текст;
  • страдает память и внимание;
  • словарный запас сильно ограничен, ребёнку сложно выразить свою мысль;
  • плохо развита общая и мелкая моторика.

В этом случае родители не должны слушать окружающих, которые уверяют, что ребёнок «скоро заговорит», а идти на обследование к специалисту.

Выделяют 4 уровня речевого развития с учётом степени ОНР:

1 уровень – «безречевой».

Словарь ребёнка очень беден, малыш использует лепетные слова, звокоподражание, жесты для общения. В этом случае основная задача логопеда – развить у малыша понимание обращённой к нему речи и добиться от него речевой мотивации.

2 уровень – ребёнок пользуется простыми фразами из 2-3 слов

, при этом наблюдаются грубые ошибки в речи, словарный запас отстаёт от возрастной нормы. Малыш не может объединять предметы по общему признаку (ложка, вилка, тарелка – посуда; яблоко, груша, слива – фрукты). Нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива.

3 уровень – появляется развёрнутая фраза.

Несмотря на то, что на этом уровне речь ребёнка становится более живой, он всё равно использует простые предложения. Звукопроизношение нарушено. Словарный запас увеличивается, однако малышу ещё трудно даются распространённые фразы и сложные обороты. Он неправильно использует предлоги, может их опускать, есть ошибки в согласовании частей речи («Увидела собака и дому пошла» вместо «Увидела собаку и пошла к дому»).

4 уровень – в целом грамматический строй у ребёнка приближается к норме

, но ему трудно произносить слова со сложным слоговым составом («блалажан» вместо «баклажан»), он допускает ошибки при словоизменении («пять цыплёнков» вместо «пять цыплят»). Во время пересказа ребёнку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений, он часто путает местами слова. Заметны остаточные пробелы в развитии речи.

Причины ОНР

Причин такой патологии много. Одна из самых распространённых – это внутриутробная гипоксия. Так же это могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, тяжёлая беременность, интоксикация, асфиксия (кислородное голодание) и другое.

Неблагоприятная среда тоже влияет на развитие речи ребёнка. Часто такие случаи наблюдаются в неблагополучных семьях, когда родители, к примеру, злоупотребляют алкоголем и не обращают внимания на детей, порой, даже не выпускают их на улицу. У ребят можно обнаружить «синдром Маугли». У детей не сформированы навыки общения, потому что с ними попросту никто не разговаривает и не занимается.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]