Теории и методики речевого развития у дошкольников
Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.
В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:
- формирование свободного общения детей друг с другом;
- развитие словарного запаса;
- развитие слуха;
- изучению литературы.
Методики развития в ДОУ
Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.
Виды современных методик
Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:
- пополнение словарного запаса;
- формирование грамотного восприятия звуков;
- развитие умений строить предложения;
- обучение связанному повествованию.
Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.
Формы обучения
Этапы развития речи
Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.
В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.
Этапы развития
Методы развития речи
Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.
Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.
Дидактический материал своими руками для детского сада
Выделяется три основные методики:
- наглядная;
- словесная;
- практическая.
Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.
В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.
Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.
Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.
Основные методы
Способы обучения детей грамотной речи воспитателем
Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.
Цели и задачи формирования речи дошкольников
Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:
- структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
- коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
- познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.
Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики.
Логопедические занятия в саду
Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.
Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.
Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи. Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.
Мнемосхемы по развитию речи для старшей и подготовительной групп
Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения. В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед.
Создание естественной среды в саду
Принципы выявления нарушений и их коррекции
В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.
В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:
- системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
- принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
- комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
- принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.
В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.
Анализ произношения детей
Упражнения для развития дикции
Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.
Скороговорки
Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.
Вот вам несколько коротких скороговорок:
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Разговор с препятствиями
Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.
Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.
После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.
Озвучка
Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.
Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.
Произнесение сложных слов
Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.
Вот вам список слов для примера:
- воспользовавшемуся,
- постскриптум,
- проиллюстрировала,
- фантасмагорический,
- всклокочен,
- ревербератор,
- сверхвстревоженный,
- контрпрорыв.
Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.
Отработка звуков Ж и Ш
Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.
Отработка звуков К и Г
Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.
Отработка звуков З и С
Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.
Отработка звуков Б и П
Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.
Отработка звука Ц
Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.
Предлоги
Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.
Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:
- к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
- от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
- над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
- под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
- в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.
Окончания
Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.