Характеристика и особенности речевого развития детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) − тяжелое нарушение речи при условии первично сохранного слуха и интеллекта. Вследствие него нарушаются все структурные компоненты речи, а конкретно: фонетика, фонематика, лексика, грамматический строй. ОНР может выступать отдельным нарушением или являться результатом других, более сложных дефектов. Характеристика детей с общим недоразвитием речи состоит из психологического и педагогического аспектов.

Впервые особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи обозначились Р. Е. Левиной. Она же предложила условно разделить ОНР на три уровня по мере выраженности речевой недоразвитости.

Психологическая характеристика при ОНР

Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются невысоким уровнем становления ведущих свойств внимания. Наблюдается слабая устойчивость внимания, невозможность его распределения. Речевой дефект негативно действует на формирование памяти. Регулярно забываются сложные инструкции, опускаются части поручений, меняется последовательность выполнения. Распространены повторения при описании предметов, изображений.

Есть отставание от ровесников в развитости наглядно-образного мышления, проблемы овладения аналитико-синтетическим процессом, сравнением. Таким дошкольникам присущи трудности при обучении по программам общеобразовательных учреждений.

Характеристика детей с ОНР затрагивает и моторную деятельность. Им свойственна нарушенная координация тяжелых движений, низкая скорость и ловкость у большего числа дошкольников. Они плохо перекидывают мяч из одной руки в другую, прыгают на одной ноге, не могут танцевать под музыку, опираясь на ритм.

По особому формируется мелкая моторика. Это заметно при выполнении простых действий, таких как застегивание одежды, завязывание шнурков.

Изначально сохранные интеллектуальные способности тормозятся в формировании из-за первичной речевой патологии. Но в процессе коррекционной работы происходит корректировка и становление мыслительных процессов.

Статья:

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е.Левина).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Т. Б.Филичева).

При первом уровнеречевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названийпредметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровнюречевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилага­тельных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровеньречевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровеньречевого развития (Т. Б.Филичева) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т—т’—с—с’—ц], [р—р’—л—л’—j] и т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными. Л.С. Волкова отмечает у детей с общим недоразвитием речи стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка (Л.С. Выготский). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (внимание, восприятие различной модальности, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление), недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук.

Т.Б. Филичева также отмечает, что при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

Нередки у детей с общим недоразвитием речи и личностные проблемы: сниженная самооценка, коммуникативные нарушения, тревожность, агрессивность.

По мнению Г.В. Чиркиной у детей нестабильное и иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной.

Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Т. А. Ткаченко, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Волкова отмечают, что при ОНР фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие фонематической стороны речи.

Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с ОНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость, недостатки произношения устранялись только в результате артикуляционной гимнастики и выработки правильного артикуляционного уклада того или иного звука. Автоматизация звуков крайне затруднена.

В педагогическом плане дошкольников с ОНР Г.В. Чиркина характеризует следующим образом: «поведение у детей может быть нестабильным, с частой сменой настроения. На занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения». Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической, связного высказывания).

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва у детей с ОНР отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Характеристика речи при ОНР I уровня

При ОНР I уровня отсутствует большинство звуков. Чаще всего не нарушенными остаются звуки раннего онтогенеза. Сохранные звуки отличаются нестойкостью использования. В речи лидирующее место занимают короткие слова из одного или двух слогов. Пытаясь произнести более длинное слово, ребенок пропускает слоги.

Детям тяжело дается различение даже неречевых звуков, далеких по звучанию. Резко ограничен как пассивный, так и активный словарный запас. Малыши в основном общаются невербально, у них прекрасно развита мимика, жесты, интонация.

При словесном общении используются фразы-звукоподражания, их обрывки, слова, не похожие ни на какие другие, «облегченные, детские», используемые кем-то из старших в разговорах. Одно и то же слово может использоваться для обозначения нескольких понятий. У дошкольника нет фразовой речи, а также монолога. ОНР I уровня диагностируется в трехлетнем возрасте.

Причины ОНР

Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.

Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.

Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?

Характеристика речи детей с ОНР II уровня

У лиц, имеющих ОНР II степени, отмечаются тяжелые нарушения в звукопроизношении (до 20 дефектных звуков). Характерны все типы его нарушений: дошкольники заменяют звуки, искажают их, смешивают и пропускают. Они осознают значение слова, но не могут повторить слоги в верной последовательности.

В двух-, трехсложных словах дети с ОНР II уровня повторяют один и тот же звук или слог (персеверация), переставляют их местами (парафазия), заменяют звук на следующий за ним (антиципация), смешивают отрывки нескольких слов (контаминация), вставляют добавочные части, сокращают количество слогов (элизия). Они отлично справляются с различением неречевых звучаний, но ошибаются при дифференциации речевых звуков, далеких по звучанию.

Детям недоступно освоение элементарных основ грамоты. Пассивный словарь скуден, в активном словарном запасе много именных частей речи, присутствуют наречия и глаголы. Недоступным для них является словообразование, которое заменяется словоизменением. Предложения строятся из 2-4 слов с допуском аграмматизмов, связная речь обычно заменяется перечислением событий, предметов. Диагностируется ОНР II степени после четырехлетнего возраста.

Определение речевой аномалии

ОНР часто имеет место при следующих синдромах: дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. Исходя из этого выделяют 3 группы:

  • Неосложненные формы ОНР (наблюдается небольшое нарушение мозговой функции).
  • Осложненные формы ОНР (имеющие психические расстройства личности или патологические изменения в развитии ЦНС).
  • Тяжелая патология речи (когда в головном мозге нарушена работа отделов, отвечающих за речь).

Когда выяснится, какая форма аномалии у малыша, определяется уровень речевых навыков.

Характеристика речи при ОНР III уровня

При ОНР III уровня разбег проблемных звуков от 2 до 20. Характеризуется всеми типами нарушения звукопроизношения. Слоговая структура искажается по тому же принципу, что и при II уровне, но проблемно употребление слов из большого числа слогов. Трудно даются пятисложные слова.

Дети различают звуки, далекие по звучанию и произношению, но затрудняются при дифференциации приближенных по параметрам звуков. Начинают знакомство с процессами чтения и письма. У детей остается скудный пассивный словарь. Активного словарного запаса хватает для бытовых ситуаций. Присущи множественные замены слов, похожих по смыслу. Типично неверное понимание и употребление обобщающих понятий.

Становится доступным словообразование. Но при образовании слов дошкольник допускает много ошибок: неверно использует суффиксы, неправильно подбирает основу. Для монолога свойственен малый объем, пропуск больших частей, инверсии, нарушение логических и временных связей.

Гораздо реже появляются ошибки в словоизменительных процессах. Диагностируется ОНР III уровня после 5 лет.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.

  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Характеристика речи детей с НОНР

С недавнего времени обосабливают IV уровень ОНР или НОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). У дошкольников с НОНР отсутствуют серьезные проблемы со звукопроизношением, но при быстрой речи звуки смешиваются, либо заменяются. Повествования невнятны, невыразительны, вялые.

Словарный запас таких детей не отличается от словаря сверстников без речевых проблем. Для связной речи типичным становится «зацикливание» на незначительных деталях и пропуски главных, повторение отдельных моментов. Рассказы малоинформативны. Диагностируется НОНР с 6 лет.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  • Малопонятный говор.

Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!

ОНР – не приговор

Нарушения речевого развития не является необратимым. Однако без вмешательства

родителей в тесном сотрудничестве с профессионалами зачатки разговорных навыков угаснут.

Спохватиться никогда не поздно, но самым оптимальным вариантом будет обращение к специалистам в возрасте 3 лет, когда по принятым нормам ребенок должен уже связно разговаривать. Впереди будет достаточно времени, чтобы успеть скорректировать речь, общее физическое и психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Возможно, нужно начать беспокоиться раньше. Точный диагноз, может быть, еще остерегутся поставить, но врачи исследуют физиологию ребенка, в случае нарушений назначат соответствующее лечение, а логопед посоветует программу домашних занятий для развития мелкой моторики и формирования основ правильного произношения.

Лучше всего отдать ребенка в логопедический детский сад. Хорошо, если в детском учреждении практикуется комплексный подход к

коррекционной работе с детьми, где логопеды работают совместно с дефектологами, психологами и специалистами по детским неврозам.

Альтернатива коррекционному детскому саду – центры детского развития с медицинской направленностью. Каким бы специалистам ни доверили родители своего малыша, лечение затянется и будет недостаточно эффективным, если всю ответственность переложить на плечи воспитателей, логопедов и медиков.

Необходимо набраться терпения, чтобы вместе со специалистами одолеть сложности кропотливой коррекционной работы: следовать рекомендациям логопеда, продолжать занятия дома по предписанной им программе, не игнорировать прием препаратов, назначенных врачом, заниматься с ребенком физкультурой, играми, развивающими умственные способности, мелкую моторику, побольше гулять, играть, разговаривать.

Одним словом, любить.

И, конечно, сделать все, чтобы минимизировать неблагоприятные факторы в семье, а если потребуется – изолировать ребенка от людей, негативно влияющих на его психику.

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе. Помощь логопеда онлайн Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн. Логопед по Skype Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи. Переподготовка на логопеда

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

Профилактика и прогноз

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]