Диагностическая программа, разработанная для детей с диагнозом ЗПР

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»

Факультет психологии

Кафедра психофизиологии и клинической психологии

Кочергина Надежда Александровна

студентка 4 курса 704группы

Диагностическая программа, разработанная для детей с диагнозом ЗПР

г. Санкт-Петербург

2013

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Причины возникновения.

Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

Синдром психического инфантилизма

  1. Церебрастенический синдром
  2. Гипердинамический синдром
  3. Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические:

  1. патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
  2. недоношенность;
  3. асфиксия и травмы при родах;
  4. заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  5. генетическая обусловленность.

Социальные:

  1. длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  2. неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Классификация.

Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:

Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973)

В исследованиях, проведённых в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1.Неосложненный психофизический и психический инфантилизм.

2.«Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2.ЗПР соматогенного происхождения.

3.ЗПР психогенного происхождения.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения.

Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

  1. (при негрубых органических поражениях ЦНС);
  2. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
  3. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
  4. Энцефалопатический).

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: данная методика оценивает объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;

3-4 – средний уровень внимания;

более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

Диагностика обследование в старшей группе педагога дефектолога

Диагностическое обследование
в условиях
дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа. Первый этап

(сентябрь). Цель обследования на начальном этапе — выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в «Карту развития ребёнка». С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап

(первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап

(проводится в конце учебного года). Цель — определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

старшей группы

(диагностическое обследование проводит педагог – дефектолог)

Данные о ребёнке

Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Домашний адрес / по прописке/
Домашний адрес / фактический/
Дата поступление в дошкольное образовательное учреждение

Сведения о семье

Отец (Ф.И.О.)
Место работы (должность)
Мать (Ф.И.О.)
Место работы (должность)
Социальный статус семьи

Заключение и рекомендации ТМПМПК

Дата
Выводы заключение
Рекомендации

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие

ЦВЕТ

(ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ)

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок понимает разницу между цветами. 1 балл
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может

назвать правильно хотя бы один из цветов.

2 балла
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4

основных цвета. Может выделить заданный

цвет из множества цветов.

3 балла
Ребенок умеет достаточно свободно разли-

чать и называть основные цвета и некоторые

их оттенки.

4 балла
ФОРМА

(«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК», «ДОСКИ СЕГЕНА»)

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не справляется с заданием даже с

обучающей помощью, не понимает понятия

“форма”.

1 балл
Ребёнок использует силу, положительного

результата не всегда добивается; помощь

использует не в полном объёме.

2 балла
Ребёнок понимает понятия “форма”. При вы-

полнении заданий использует силу, но обуча-

ется и добивается положительного результата

3 балла
Ребёнок действует путём целенаправленных

проб. Результат деятельности положитель-

ный.

4 балла
ВЕЛИЧИНА количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не справляется с заданием даже с

обучающей помощью, не понимает понятия

“величина”.

1 балл
Ребёнок выполняет задание с различными

Видами помощи, положительного результата

не всегда добивается.

2 балла
Ребёнок обучается и добивается положитель-

ного результата. Может сравнивать предметы

по величине.

3 балла
Ребёнок самостоятельно выполняет задания.

Легко соотносит предметы по величине.

4 балла
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

(Разрезная картинка)

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут.

Помощь не эффективна.

1 балл
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут. 2 балла
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога. 3 балла
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения. 4 балла

ПАМЯТЬ

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок запоминает и воспроизводит одно

или несколько слов после повторного прочте-

ния педагогом.

1 балл
Ребёнок запоминает и воспроизводит только

1 — 3 слова после однократного прочтения

педагогом.

2 балла
Ребёнок запоминает и воспроизводит 4 — 6

слов после однократного прочтения педаго-

гом.

3 балла
Ребёнок запоминает и воспроизводит 7 — 8 слов

Ребенок способен запомнить фразы,двустишия

и воспроизвести их по требованию.

4 балла
начало учебного года
СЛОН МЯЧ МЫЛО ДОМ РУКА СОЛЬ ВЕСНА СЫН Привнесения
1
2
3
середина учебного года
СЛОН МЯЧ МЫЛО ДОМ РУКА СОЛЬ ВЕСНА СЫН Привнесения
1
2
3
конец учебного года
СЛОН МЯЧ МЫЛО ДОМ РУКА СОЛЬ ВЕСНА СЫН Привнесения
1
2
3
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок запоминает 1 картинку среди 10. 1 балл
Ребёнок запоминает 2 — 3 картинки из 10. 2 балла
Ребёнок запоминает 4 — 9 картинок из 10. 3 балла
Ребенок запоминает все картинки из 10. 4 балла

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

(Устойчивость внимания)

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не способен к сосредоточению вни-

мания на предмете, быстро отвлекается.

1 балл
Внимание недостаточно устойчивое,

поверхностное.

2 балла
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок спо собен к сосредоточению внимания на предмете 3 балла
ВНИМАНИЕ

(Концентрация внимания)

Ребенок не способен к концентрации внима-ния. 1 балл
Внимание поверхностное, низкая концентра-ция. 2 балла
Внимание достаточно стойкое. Ребенок спо-собен к концентрации внимания. 3 балла
ВНИМАНИЕ

(Переключаемость внимания)

Переключаемость внимания затруднена. 1 балл
Замедленная переключаемость внимания. 2 балла
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. 3 балла

МЫШЛЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИСКЛЮЧЕ-НИЕ ПРЕДМЕТОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличия конкретных объектов. 1 балл
Ребёнок может устанавливать сходства,

выделять общие признаки, делает простей-

шие обобщения между предметами.

2 балла
Ребёнок устанавливает обобщенные связи

между предметами или он объединяет их по

конкретным признакам.

3 балла
Ребёнок устанавливает последовательность

событий, процессов. При работе ребенок

действует целенаправленно.

4 балла

ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не может самостоятельно ориентиро-

ваться в пространстве, не может правильно

назвать направления (спереди, сзади, справа,

слева).

1 балл
Ребёнок понимает пространственное распо-

ложение предметов и может назвать некото-

рые направления.

2 балла
Ребёнок может правильно обозначить словами

пространственное положение объектов

окружающего мира относительно себя.

3 балла
Ребенок ориентируется на листе бумаги,

различает правую и левую руку. Легко и

спокойно ориентируется в пространстве.

4 балла
ВРЕМЕННЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не может самостоятельно ориентиро-

ваться во времени, не может правильно назвать

временные отрезки (части суток, времена года)

1 балл
Ребёнок понимает временные отрезки (части

суток, времена года), но путается в их пра-

вильном названии и последовательности.

2 балла
Ребёнок знает временные отрезки и может

назвать части суток, времена года в правиль-

ной последовательности.

3 балла
Представления о частях суток, днях недели,

временах года, их последовательности

сформированы.

4 балла

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не может делать пальцами захвата

предметов, не может удержать достаточно

легкий предмет. Движения затруднены.

1 балл
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие

предметы. При выполнении заданий наблю-

дается моторная неловкость.

2 балла
Хорошее состояние мелкой моторики: ребе-

нок может писать, рисовать, вырезать,плести,

лепить и пр.Удерживает позу кисти руки.

3 балла
Ребёнок чётко выполняет задание, удержи-

вает позу кисти руки.

4 балла
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок может со­хранять равновесие при

ходьбе, может подниматься и спускаться по

лестнице самостоятельно или с помощью.

1 балл
Ребенок может подниматься и спускаться по

лестнице самостоятельно, немного бегает,

может поднять и развести руки, присесть.

2 балла
Ребенок может играть с мячом,подпрыгивать,

выполнять элементарные гимнастические уп-­

ражнения. Может пройти на цыпочках.

3 балла
Движения ребёнка чётко скоординированы.

Ребенок легко и самостоятельно выполняет

задания.

4 балла

ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ

(левая, правая) __________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ВОСПРИЯТИЕ
оценивается суммой баллов:
14 — 16 высокий уровень восприятия.

8 — 13 средний уровень восприятия.

1 — 7 низкий уровень восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ начало учебного года середина учебного года конец учебного года
ЦВЕТ
ФОРМА
ВЕЛИЧИНА
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Общее количество баллов
Уровень развития

ПАМЯТЬ
оценивается суммой баллов:
7 — 8 высокий уровень памяти.

4 — 6 средний уровень памяти.

1 — 3 низкий уровень памяти.

ПАМЯТЬ начало учебного года середина учебного года конец учебного года
СЛУХОВАЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ
Общее количество баллов
Уровень развития

ВНИМАНИЕ
оценивается суммой баллов:
10 -12 высокий уровень внимания.

5 — 9 средний уровень внимания.

1 — 4 низкий уровень внимания.

ВНИМАНИЕ начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Концентрация внимания
Устойчивость внимания
Переключаемость внимания
Общее количество баллов
Уровень развития

МЫШЛЕНИЕ
оценивается суммой баллов:
4 высокий уровень мышления.

2 — 3 средний уровень мышления.

1 низкий уровень мышления.

МЫШЛЕНИЕ начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Общее количество баллов
Уровень развития

ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.

4 — 6 средний уровень развития.

1 — 3 низкий уровень развития.

ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ начало учебного года середина учебного года конец учебного года
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Общее количество баллов
Уровень развития

МОТОРИКА
оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.

4 — 6 средний уровень развития.

1 — 3 низкий уровень развития.

МОТОРИКА начало учебного года середина учебного года конец учебного года
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Общее количество баллов
Уровень развития

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО–КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Дата обследования______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата обследования______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата обследования______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Педагог дефектолог _________________________________/Заостровных Н.Ю./

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

Цель: методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.


При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Методика «Воспроизведение рассказа»

Описание:

Цель: Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов. Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных, эксперимент можно повторить, используя другой рассказ. Инструкция:

«Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».
Тестовое задание.
«Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской п арк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Обработка и интерпретация результатов теста:

Оценка в условных баллах проводится по таблице.

По результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Методика «Раздели на группы»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Стимульный материал к методике «Раздели на группы».

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

Картинки к методике «Узнай, кто это»

10 баллов

— ребенок по фрагменту изображения <�а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов

— ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов

— ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла

— ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл

— ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития
10 баллов
— очень высокий.

8-9 баллов

— высокий.

4-7 баллов

— средний.

2-3 балла

— низкий.

0-1 балл

— очень низкий.

Как ЗПР переходит в УО


Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии. Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения. Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

  • еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
  • как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе. Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
  • в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
  • эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.

Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка восприятия ребенка)

Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание.
Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках, составляет 14.
Оценка результатов теста
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий 4-7 баллов — средний 2-3 балла — низкий 0-1 балл — очень низкий.

Причины детской задержки психического развития

Большинство исследователей детской ЗПР, в качестве основных причин, выделяют:

  • патологии беременности и родов;
  • недоношенность;
  • постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;
  • хронические заболевания, приводящие к астенизации;
  • тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.
  • алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.

Стоит отметить, что стойкая задержка психического развития у детей всегда имеет органическую природу.

Методы диагностики, коррекции, лечения детей с ЗПР

Коррекционная программа для ребенка с задержкой психического развития будет формироваться с учетом следующих моментов: сколько лет было ребенку, когда родители обратились за помощью, в чем проявляются нарушения развития, насколько они стойки.

Стоит отдельно отметить, что при наличии у ребенка ЗПР, успех лечения зависит от:

  1. качественно проведенной диагностики, в частности дифференциальной; очень часто ЗПР путают с умственной отсталостью, например; при этом коррекционный план этих двух диагнозов совершенно разный.
  2. от согласованности действий нейропсихолога, логопеда или дефектолога, психотерапевта. То есть важно, чтобы воздействие было комплексным.

Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере. Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов.

Советы родителям

ЗПР возможно и необходимо преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и проблемы эмoционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, чаще всего, обратимы или могут быть хорошо скорректированы.

Психология детей с задержкой психического развития позволяет нам говорить о том, что развитие такого ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности, начать занятия по нейрокоррекции и, таким образом, обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. По этой причине, чем раньше родители ребенка заметят и признают существующие у него проблемы, признаки задержки психического развития, тем проще будет достигнуть результата в лечении, а прогноз будет — успешнее.

Методика «Веселый — грустный»

Описание:

Методика позволяет выявить представления детей возрастом 6-7 лет об эмоционально значимых сторонах их жизни.

Инструкция:

Придумай, чем закончилась история.

«Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна…»» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ответы детей распределяют по четырем типам.

1. «Отметка»

: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»

: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

3. «Учитель — уроки»

: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

4. «Содержание деятельности»

: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]