Дислексия представляет собой обобщенное название группы заболеваний, которые вызывают проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Возникает отклонение на фоне нормального умственного, неврологического и психологического состояния человека. Данное заболевание проявляется в нескольких формах, одной из которых является семантическая дислексия.
В чем заключается семантическая дислексия?
Данный вид нарушений в усвоении навыков чтения состоит в непонимании прочитанных слов, словосочетаний и в целом информации в печатном виде. Такой тип патологии еще называют механическим чтением, так как технически ребенок озвучивает информацию совершенно правильно, но вот суть прочитанного передать или пересказать не может.
В основу семантической дислексии положены:
- сложности звукового и слогового анализа, то есть, неспособность ребенка мысленно соединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и, соответственно, воспринимать их значение;
- непонимание синтаксических связей – каждое слово в ходе прочтения информации воспринимается как отдельная единица, никоим образом не связанная с другими членами предложения.
Коррекция или лечение дислексии?
Единственно правильный ответ – коррекция, которая осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, направленными на согласованную работу полушарий мозга, преодоление моторных трудностей, формирование правильной нейродинамики.
Именно такими способами проводится коррекция дислексии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не занимается лечением дислексии и тем более не используем медикаментозные методы лечения.
Опыт нашей работы показывает, что основные дислексические трудности можно преодолеть за 14 дней и для этого детям не придётся ни писать, ни читать, так как работа ведётся на уровне изменения мозговых ритмов, то есть устраняется первопричина дислексии, а не устраняются её последствия.
Значительное внимание в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уделяется и профилактике дислексии, различных учебных трудностей, с которыми сталкиваются дети в школе.
Мы помогаем как детям, так и взрослым, ведь коррекция дислексии возможна в любом возрасте!
Почему возникает семантическая дислексия у детей?
В основе формирования дислексии лежат нейробиологические причины. Возникает патология в следствие слабого развития или нарушения функционирования различных мозговых структур. Исследования показывают, что у дислексиков задняя часть левой средней височной извилины менее активна, нежели у людей, которые не испытывают сложностей с чтением.
В целом, причинами формирования семантической дислексии могут стать:
- наследственные факторы – мутация определенных генов приводит к неправильному развитию нейронов в отдельных мозговых зонах и, как следствие, вызывает дислексию (ключевой фактор формирования патологии практически у 70% дислексиков);
- неполноценное взаимодействие мозговых полушарий, в результате которого чтение или письмо вызывают непреодолимые сложности;
- нехватка прослушивания прочитанного, обучения и самостоятельного чтения в дошкольные годы, которая приводит к слабому развитию связей между нейронами в речевом центре мозга;
- физические повреждения головного мозга и родовые травмы;
- сбои внутриутробного развития;
- различного рода инфекционные поражения (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа);
- педагогическая запущенность;
- ранние психотравмы.
Причины
Этиология достоверно не выяснена. Установлен ряд факторов, которые по отдельности или совместно друг с другом могут повышать вероятность формирования нарушения:
- Генетическая предрасположенность. Проблема нередко проявляется у нескольких поколений в одной семье. Это обусловлено передающимися по наследству особенностями функционирования некоторых участков мозга. Характер передачи пока устанавливается.
- Биологические факторы. У многих детей в анамнезе обнаруживается осложненное течение беременности, проявляющееся в виде минимальной мозговой дисфункции. Значимы также хронические соматические патологии, черепно-мозговые травмы и тяжелые инфекции.
- Социальные и психологические причины. Период наиболее активного развития психических функций приходится на возраст до 3 лет. Если на протяжении этого времени отмечалась нехватка речевых, сенсорных и эмоциональных контактов, это может оказать негативное влияние на некоторые сложные функции обработки информации.
Существует несколько теорий формирования механизма нарушения: фонологического дефицита, проблем при слуховой или зрительной обработке информации, мозжечковых расстройств, сложностей при установлении связей между отделами головного мозга, отвечающем за разные способы восприятия и переработки данных.
Признаки семантической дислексии
Семантическая дислексия имеет ряд достаточно характерных симптомов, заметив которые родители могут заподозрить наличие данной патологии у ребенка, а именно:
- невозможность после прочтения слов, словосочетаний или предложений понять смысл озвученного;
- сложности при пересказе прочитанной информации;
- механический характер чтения;
- отсутствие осмысленности при озвучивании печатной информации;
- преимущественно чтение по слогам;
- частые паузы между буквами и слогами;
- угадывание слов во время чтения.
Важным остается тот факт, что ребенок может нормально читать, выговаривает звуки и буквы, и даже правильно расставляет интонации. Однако, эти обстоятельства зависят от умственных способностей малыша и общей подготовки. При наличии данной патологии сложность заключается именно в понимании смысла материала, а не на воспроизведении печатных символов.
Дополнительными симптомами, характерными практически для всех дислексиков, являются:
- синдром дефицита внимания;
- дезориентация;
- гиперактивность;
- повышенная возбудимость;
- яркие эмоциональные реакции;
- плохая организованность, рассеянность;
- неуклюжесть и плохая координация;
- раздражительность.
Диагностика
Диагноз выставляется логопедом-дефектологом. Проводится изучение устной и письменной речи. При наличии показаний некоторых обследуемых направляют на консультацию к неврологу или психиатру. В процессе диагностики учитываются:
- Устная речь. Специалист оценивает лексический запас, звукопроизношение, слоговую структуру и другие параметры. Признаками дислексии являются затруднения при подборе синонимов, объяснении значений слов, подготовке рассказа по картинкам.
- Письменная речь. Используются тексты, соответствующие возрастному развитию обследуемого. Задания включают чтение отдельных слогов и слов, целых предложений, полного текста, нахождение указанных букв и пр. В ходе исследования оценивается скорость и техника чтения, умение пересказывать и отвечать на вопросы.
- Нейропсихологические характеристики. Методика предполагает оценку уровня координации движений, зрительной и слуховой памяти, действия в сфере зрительно-пространственного гнозиса, способность распознавать форму и структуру предметов на ощупь.
Когда лучше начинать занятия
Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения. Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения. Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.
Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.
Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.
Симптоматика
Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.
Главный признак − это ошибки в чтении.
Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.
Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:
- пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
- нарушения в координации;
- нарушена моторная сфера;
- недостаточно развита память;
- при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
- нарушения темпо-ритмической стороны речи.
Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Общие сведения
Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.
В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.
Профилактические меры
Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:
- Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
- Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
- Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
- Составление слов из слогов.
Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.