Пути коррекции семантической дислексиипрезентация к уроку по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему


Дислексия представляет собой обобщенное название группы заболеваний, которые вызывают проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Возникает отклонение на фоне нормального умственного, неврологического и психологического состояния человека. Данное заболевание проявляется в нескольких формах, одной из которых является семантическая дислексия.

В чем заключается семантическая дислексия?

Данный вид нарушений в усвоении навыков чтения состоит в непонимании прочитанных слов, словосочетаний и в целом информации в печатном виде. Такой тип патологии еще называют механическим чтением, так как технически ребенок озвучивает информацию совершенно правильно, но вот суть прочитанного передать или пересказать не может.

В основу семантической дислексии положены:

  • сложности звукового и слогового анализа, то есть, неспособность ребенка мысленно соединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и, соответственно, воспринимать их значение;
  • непонимание синтаксических связей – каждое слово в ходе прочтения информации воспринимается как отдельная единица, никоим образом не связанная с другими членами предложения.

Коррекция или лечение дислексии?

Единственно правильный ответ – коррекция, которая осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, направленными на согласованную работу полушарий мозга, преодоление моторных трудностей, формирование правильной нейродинамики.

Именно такими способами проводится коррекция дислексии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не занимается лечением дислексии и тем более не используем медикаментозные методы лечения.

Опыт нашей работы показывает, что основные дислексические трудности можно преодолеть за 14 дней и для этого детям не придётся ни писать, ни читать, так как работа ведётся на уровне изменения мозговых ритмов, то есть устраняется первопричина дислексии, а не устраняются её последствия.

Значительное внимание в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уделяется и профилактике дислексии, различных учебных трудностей, с которыми сталкиваются дети в школе.

Мы помогаем как детям, так и взрослым, ведь коррекция дислексии возможна в любом возрасте!

Почему возникает семантическая дислексия у детей?

В основе формирования дислексии лежат нейробиологические причины. Возникает патология в следствие слабого развития или нарушения функционирования различных мозговых структур. Исследования показывают, что у дислексиков задняя часть левой средней височной извилины менее активна, нежели у людей, которые не испытывают сложностей с чтением.

В целом, причинами формирования семантической дислексии могут стать:

  • наследственные факторы – мутация определенных генов приводит к неправильному развитию нейронов в отдельных мозговых зонах и, как следствие, вызывает дислексию (ключевой фактор формирования патологии практически у 70% дислексиков);
  • неполноценное взаимодействие мозговых полушарий, в результате которого чтение или письмо вызывают непреодолимые сложности;
  • нехватка прослушивания прочитанного, обучения и самостоятельного чтения в дошкольные годы, которая приводит к слабому развитию связей между нейронами в речевом центре мозга;
  • физические повреждения головного мозга и родовые травмы;
  • сбои внутриутробного развития;
  • различного рода инфекционные поражения (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа);
  • педагогическая запущенность;
  • ранние психотравмы.

Причины


Этиология достоверно не выяснена. Установлен ряд факторов, которые по отдельности или совместно друг с другом могут повышать вероятность формирования нарушения:

  • Генетическая предрасположенность. Проблема нередко проявляется у нескольких поколений в одной семье. Это обусловлено передающимися по наследству особенностями функционирования некоторых участков мозга. Характер передачи пока устанавливается.
  • Биологические факторы. У многих детей в анамнезе обнаруживается осложненное течение беременности, проявляющееся в виде минимальной мозговой дисфункции. Значимы также хронические соматические патологии, черепно-мозговые травмы и тяжелые инфекции.
  • Социальные и психологические причины. Период наиболее активного развития психических функций приходится на возраст до 3 лет. Если на протяжении этого времени отмечалась нехватка речевых, сенсорных и эмоциональных контактов, это может оказать негативное влияние на некоторые сложные функции обработки информации.

Существует несколько теорий формирования механизма нарушения: фонологического дефицита, проблем при слуховой или зрительной обработке информации, мозжечковых расстройств, сложностей при установлении связей между отделами головного мозга, отвечающем за разные способы восприятия и переработки данных.

Признаки семантической дислексии

Семантическая дислексия имеет ряд достаточно характерных симптомов, заметив которые родители могут заподозрить наличие данной патологии у ребенка, а именно:

  • невозможность после прочтения слов, словосочетаний или предложений понять смысл озвученного;
  • сложности при пересказе прочитанной информации;
  • механический характер чтения;
  • отсутствие осмысленности при озвучивании печатной информации;
  • преимущественно чтение по слогам;
  • частые паузы между буквами и слогами;
  • угадывание слов во время чтения.

Важным остается тот факт, что ребенок может нормально читать, выговаривает звуки и буквы, и даже правильно расставляет интонации. Однако, эти обстоятельства зависят от умственных способностей малыша и общей подготовки. При наличии данной патологии сложность заключается именно в понимании смысла материала, а не на воспроизведении печатных символов.

Дополнительными симптомами, характерными практически для всех дислексиков, являются:

  • синдром дефицита внимания;
  • дезориентация;
  • гиперактивность;
  • повышенная возбудимость;
  • яркие эмоциональные реакции;
  • плохая организованность, рассеянность;
  • неуклюжесть и плохая координация;
  • раздражительность.

Диагностика

Диагноз выставляется логопедом-дефектологом. Проводится изучение устной и письменной речи. При наличии показаний некоторых обследуемых направляют на консультацию к неврологу или психиатру. В процессе диагностики учитываются:

  • Устная речь. Специалист оценивает лексический запас, звукопроизношение, слоговую структуру и другие параметры. Признаками дислексии являются затруднения при подборе синонимов, объяснении значений слов, подготовке рассказа по картинкам.
  • Письменная речь. Используются тексты, соответствующие возрастному развитию обследуемого. Задания включают чтение отдельных слогов и слов, целых предложений, полного текста, нахождение указанных букв и пр. В ходе исследования оценивается скорость и техника чтения, умение пересказывать и отвечать на вопросы.
  • Нейропсихологические характеристики. Методика предполагает оценку уровня координации движений, зрительной и слуховой памяти, действия в сфере зрительно-пространственного гнозиса, способность распознавать форму и структуру предметов на ощупь.

Когда лучше начинать занятия

Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения. Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения. Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.

Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.

Симптоматика

Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.

Главный признак − это ошибки в чтении.

Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:

  • пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
  • нарушения в координации;
  • нарушена моторная сфера;
  • недостаточно развита память;
  • при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Общие сведения

Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.
В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.

Профилактические меры

Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:

  1. Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
  2. Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
  3. Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
  4. Составление слов из слогов.

Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]