Содержание работы в логопедической группе
Важную роль играет язык воспитателя в повседневном общении с детьми в логопедической группе. Она должна служить примером для подражания детям с нарушениями речи: Она должна быть четкой, четко сформулированной, хорошо интонированной, образно выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инверсных конструкций, оборотов речи, вводных слов, затрудняющих понимание языка. На это обратили внимание видные педагоги, методисты по развитию речи у дошкольников Е.И.Тихеева и Е.А.Флерина.
Особенностью работы учителя в логопедической группе является то, что учитель организует и осуществляет деятельность по заданию педагога/логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми планируются во второй половине дня после дневного сна (до или после сна). 5-7 детей приглашаются на вечернее логопедическое занятие.
Рекомендуются следующие виды упражнений:
- Закрепление знакомых звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- Повторение стихов и рассказов;
- Упражнения для развития внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- Стимуляция связной речи в разговорах на знакомые лексические или бытовые темы.
В рамках коррекционной работы репетитор уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеурочное время детям можно предложить, например, собрать мозаику, сделать пазлы, сделать фигурки из спичек или счетных палочек, потренироваться развязывать и завязывать шнурки, собирать пуговицы или мелкие предметы, использовать карандаши разных размеров. Детям можно предложить использовать рабочие тетради по развитию навыков письма, рекомендованные для детей с нарушениями речи.
Особое внимание в работе воспитателя уделяется организации игр на свежем воздухе для детей с нарушениями речи, так как эти дети часто соматически ослаблены, физически напряжены, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подходить к выбору игр. Подвижные игры, которые обычно являются частью физического воспитания, можно проводить на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечения.
Игры с движением должны сочетаться с другими видами деятельности детей. Одновременно подвижные игры способствуют успешному формированию языка. Они часто содержат припевы, четверостишия, им может предшествовать игра в считалку, чтобы выбрать ведущего. Такие игры также развивают чувство ритма, гармонию и координацию движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
Работа воспитателя с детьми в ролевых играх также является необходимым элементом педагогической деятельности в логопедической группе. В ролевых играх педагог активизирует и обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социальных ситуациях (визит к врачу, покупки в магазине, транспорт и т.д.). Ролевые игры способствуют развитию коммуникативных и речевых навыков, стимулируют общительность детей и способствуют развитию социальных навыков и способностей.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе
Компенсация речевого дефекта ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшей школьной карьере требуют освоения под руководством тьютора тех видов деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общего типа. Особое внимание педагог должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового и тактильного), мнемических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации.
Важным аспектом работы в логопедической группе является развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. Необходимо учитывать своеобразную задержку формирования познавательных процессов в целом, которая формируется у детей под влиянием недоразвития речи, сужения контактов с окружающими, неадекватных методов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически обоснованное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющих свои усилия в интересах коррекции речи детей, основано на создании доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет уверенность детей в собственных силах, позволяет сгладить негативные чувства, связанные с нарушением речи, формирует интерес к учению. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен обладать знаниями в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Они должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, своевременно замечать признаки усталости, истощения, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает возникновение стойких нежелательных отклонений в поведении, создает в логопедической группе коллектив доброжелательных, социально приемлемых отношений.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическому обучению, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, создавая необходимую когнитивную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель концентрируется на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит ежедневный контроль за состоянием речевой деятельности детей в каждый период коррекционного процесса, проверка правильности употребления поставленных или исправленных логопедом звуков, приобретенных грамматических форм и т.д. Воспитатель должен уделять особое внимание детям с поздним началом речевой деятельности, со сложной историей болезни и психофизиологической незрелостью. Воспитатель не должен фиксировать внимание детей на появлении возможных ошибок или заикания в речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях следует сообщать логопеду. В обязанности учителя также входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, которые по-разному реагируют на свой дефект, на трудности в общении, на изменения в условиях общения.
Взаимодействие воспитателя и логопеда
Реализация всего комплекса коррекционного обучения в логопедии требует сочетания специального обучения для коррекции речевых недостатков с общими программными требованиями. Для логопедических групп разработан специальный распорядок дня, который отличается от обычного. Логопед проводит фронтальные, частично групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, в расписании предусмотрено время для занятий по комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, экология, рисование, лепка, спортивные и музыкальные занятия. Кроме того, в вечернее время воспитатель работает с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с указаниями логопеда. Тьютор планирует свою работу с учетом требований как типовой общей программы, так и речевых способностей детей и их прогресса в преодолении коррекционной программы, проводимой логопедом, в соответствии с характером речевого нарушения.
В связи с этим необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления вспомогательной программы, возрастные и индивидуальные особенности языкового образования дошкольников, понимать особенности произношения и лексико-грамматические аспекты языка, учитывать языковые способности каждого ребенка в школьной и внеклассной деятельности.
Вместе с логопедом воспитатель планирует мероприятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, обучению чтению и подготовке рук к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя означает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение результатов работы детей, как в речевой, так и в других видах деятельности. Все это записывается в специальную тетрадь.
Таким образом, учитель логопедической группы осуществляет педагогический и комплекс коррекционных мероприятий, суть которых — в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель уделяет внимание не только исправлению имеющихся дефектов в развитии ребенка, обогащению представлений об окружающем, но и дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности безопасных анализаторов. Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение языком.