Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]методическая разработка на тему

По достижении 4-летнего возраста большинство детей умеет выговаривать свистящие звуки, такие как «Ц». Некоторым требуется помощь логопеда. Автоматизация звука «Ц» происходит посредством занятий, основными элементами которых являются упражнения на повторение слогов и слов с изучаемым звуком.


Ребенок может находить предметы, названия которых содержат букву Ц и произносить их.

Способы постановки звука «Ц»

Существует несколько способов постановки «Ц». В процессе изучения специалист подбирает логопедические занятия индивидуально для каждого ребенка.

  1. Постановка «Ц» по подражанию с применением игровых ситуаций. Игра «Не разбуди малютку»: поднести палец ко рту и произнести «Тише, тише, малютка спит в своей кроватке. Не разбуди его, т-с-ц-ц-ц!». Игра «Покорми цыпленка!»: предложить ребенку повторить «Цыпленок, цып, цып, цып!».
  2. Механический способ заключается в использовании вспомогательного предмета. Часто для этих целей применяется чайная ложка. С ее помощью необходимо придерживать кончик языка за зубами в момент, когда ребенок пытается произнести звук «Ц». При этом язык должен принять форму горки, его кончик упирается в нижние резцы, а спинка касается верхних зубов и верхнего неба.
  3. Постановка «Ц» от опорных звуков. Этот способ применяется в случае, когда дошкольник умеет произносить звуки «Т» и «С». Взрослый просит ребенка в быстром темпе использовать их. Повторять такое произношение несколько раз.

Характеристика группы свистящих звуков.

В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с’], [з], [з’], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с’] — дополнительным подъемом средней части языка.

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

[С’], [З’]: мягкие;

[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.

Как произносится звук [з] в норме.

Звук [з] — согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости — звук [з’] («зь»), Парный по глухости — звук [с].

При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:

губы

слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

зубы

сближены, образуя щель 1-2 мм;

кончик языка

широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

боковые края языка

приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

спинка языка

в своей
передней
части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

воздушная струя

сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

мягкое небо

плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

голосовые связки

сомкнуты и дрожат, образуя голос.

Способы постановки звука [

з
]
№п/п

Способ постановки

ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА

Звук [з] ставится аналогично звуку [с], характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок.

По подражанию:

а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).

б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар».

[з]

– звенит комарик, муха, оса

По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

От опорного звука:

Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».

Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».

Звук [з] легко ставится от звука [c], так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [с] — глухой, произносится без голоса, а [з] — звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [з], достаточно при произнесении звука с добавить, «включить» голос.

Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает.

Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке «спит», мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике — горлышке.

Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.

При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С». Но этот звук «3» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. он произносится с голосом. Эго нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т. е. положить руку ребенка на гортань и произнести поочередно звуки «С» и «3». При звуке «3» ребенок будет ощущать вибрацию гортани. Учимся подражать комарику. Комарик летел и протяжно звенел — «33333». Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в «улыбке», расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаете голос — «ИСЗЗ». Вначале берется гласный «И», потому, что при звуке «И» кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при «С» или «3», и при этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздушная струя. Можно и от сочетания «ПИС». Взрывной звук «П» создает дополнительное давление и это помогает ребенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок контролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочетании звук «С» заменить на «3». Попеременно изображать и подражать то «птичке», то «комарику». Когда ребенок научится правильно изолированно произносить звук «3», то можно приступать к его закреплению.

От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

Правильная артикуляция


Схема артикуляции звука Ц и С.

При правильном произношении «Ц» кончик языка делает упор в нижние резцы. Его тело выгнуто, спинка смыкается с небом, а края находятся в напряжении. Когда воздушный поток выходит изо рта, происходит мгновенное размыкание языка и неба. В этот момент кончик языка немного отдаляется от нижних зубов, тем самым усиливая струю выходящего воздуха.

Губы принимают положение растянутой улыбки. При проговаривании слов, содержащих прямые слоги со звуком «Ц», например «овца цо цо цо», зубы размыкаются.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом. Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.

Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.

Упражнения для языка

  1. «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
  2. «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
  3. «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
  4. «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
  5. «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.


Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.

Для губ

  1. «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
  2. «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.

Для развития выдоха

  1. «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
  2. «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».

Постановка и автоматизация звука [Ц]

Постановка и автоматизация звука [Ц]

Согласный, смычно — щелевой, свистящий, аффрикат.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от следующего звука, имеют тенденцию растягиваться в улыбку как С. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами — 2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка в первый момент образует смычку с верхними резцами, затем она смыкается со взрывом, в положение С. На ней образуется желобок, по которой после взрыва проходит сплошная воздушная струя. Боковые края всё время прижаты к верхним коренным зубам, корень опущен. Положение мягкого нёба поднято, закрывает проход в носовую полость. Положение голосовых связок разомкнуты. Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, если приоткрыт рот — положение и работу языка. Можно осязать отсутствие вибрации в области груди и гортани, воздушную струю : сначала резкий толчок холодной струи воздуха, затем сплошную струю воздуха.

Постановка. На слухо — зрительной основе от прослушивания согласного в слоге ЛЕЦ и сопоставляем ПАЛЕЦ — ЛЕС , ЛЕЦ — ЛЕС , АЦ — АС ( используем звукоусиливающую аппаратуру ). Если получилось от АЦ ( после 4 — 5 — кратного повтора ) — ЭЦ — ЛАЦ — ПАЛЕЦ. Можно идти от Т + С = ТС = Ц. Специальные упражнения : ученику предлагают дуть сквозь губы сближенные друг к другу + смычка губ и её взрыв — ПФ (показать на руке, поднесённой ко рту, воздушный толчок и последующую плавную струю выдыхаемого воздуха). Затем вернуться к постановке Ц, показав, звук сходен с только что воспроизведённым губным звуком. АЦ — АЦА — ЦА КУРИЦА — дифференциация С и Ц.

Виды неправильного произношения. Замена Ц на С. Отсутствие смычного момента слитного звука , т.е Т. Показать, что звук [Ц] начинается с Т +С, на тактильно — вибрационной основе + зрение. Замена Ц на ТЫС Нет тесного слияния смычного и фрикативного момента из за резкого одергивания языка и челюсти во время взрыва + неправильное положения языка,Смыкающегося передней частью с дёснами верхних зубов верхних зубов. Обратить внимание, что Ц голоса нет, а при ТЫС есть. «Шипящий сигматизм» Ц = Ч. Необходимо показать, что кончик языка, должен быть у нижних резцов. «Боковой сигматизм» Спинка языка прижата к верхним резцам, толчкообразной работы не выполняет. Боковые края выполняют толчкообразную работу. Сначала надо проверить звук С ( нет ли бокового сигматизма ). Его надо корректировать и ставить заново звук Ц.

Автоматизация звука [Ц]. Правильно проговариваем звук [Ц] в слогах. ЦА, ЦО, ЦУ, ЦИ, ЦЕ, ЦА-ЦО, ЦА-ЦУ, ЦА-ЦИ, ЦА-ЦЕ, ЦО- ЦА, ЦО-ЦУ, ЦО-ЦИ, ЦО-ЦЕ, ЦУ-ЦА, ЦУ-ЦО, ЦУ-ЦИ, ЦУ-ЦЕ. Выделяем ударные слоги ЦАЦА, ЦАЦАЦА, , ЦАЦА, ЦАЦАЦА, ЦАЦАЦА.Проговариваем звук Ц в словах .ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦИРКУЛЬ, ЦАРИЦА, ЦЫПЛЁНОК. Автоматизируем звук [Ц] между гласными звуками АЦА, ОЦО, УЦУ, ЫЦИ, АЦО, УЦА, ОЦА, ОЦУ, АЦУ. Проговариваем звук Ц в словах. УЛИЦА, УМНИЦА, ОТЛИЧНИЦА, УЧИНИЦА, УЧЕНИЦА. Качалка, мочалка, точилка, качели, кочан. Правильно проговариваем звук Ц в сочетании с согласной ЦВО, ЦВА,ЦЛО, ЦМО, ЦНО, ЦРО, ЦВА, ЦЛА, ЦМА, ЦНА, ЦРА, ЦВУ, ЦЛУ, ЦМУ, ЦНУ. Проговариваем звук Ц в словах. ОВЦА, ЦВЕТОК. Проговариваем звук Ц в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ . Проговариваем звук Ц словах. КОНЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, ПАЛЕЦ, ДОЧЬ, МИЗИНЕЦ. Проговариваем звук [Ц] в предложениях. ЦИРКУЛЕМ РИСУЮТ КРУГ, ЦИРК УЕХАЛ, ЖЁЛТЫЙ ЦЫПЛЁНОК.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Исправить этот дефект речи поможет чайная ложка, с помощью которой необходимо придерживать язычок за нижними зубами.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Конспект логопедического занятия — «Звук Ц»

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: — Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. — Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок) Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем – левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке. Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия – голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился. Появляется кукла цыпленка Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой. (Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц) Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук? Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц) Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает. Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] — согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки). Цок-цок-цок! Ты лошадка, серый бок. Ты копытцем постучи, Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку) Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». — Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа Открывайся, третий глаз Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице Лучше станет наша память Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках. Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы Скворец, певец, леденец, молодец Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка? Дети: Курица. Звуковой анализ слова курица

Логопед: -Сколько слогов в слове курица? (Три) -Назовите первый слог. (Ку) -Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у) Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца». Дети самостоятельно выкладывают схему слова. Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата. Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу. Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются… Глаза закрываются… Мы спокойно отдыхаем… (2 раза) Сном волшебным засыпаем… Наши руки отдыхают… Тяжелеют, засыпают…(2 раза) Шея не напряжена, А расслаблена она… Губы чуть приоткрываются… Так приятно расслабляются. (2 раза) Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка») Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок. (Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? ( Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области». Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8: Щекина Татьяна Алексеевна

Также по теме:

Постановка звука Ц, артикуляция звука Ц

Общие рекомендации

Как правило, дети к 3-4 годам начинают использовать в своей речи свистящие звуки. Если этого не происходит, нужно прибегнуть к помощи специалиста или попробовать самостоятельно исправить эту проблему посредством артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений.

Нельзя пускать на самотек проблему дефекта речи ребенка, поскольку неправильное произношение звуков отразится и в написании (дисграфия).

Занятия нужно подбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься каждый день по 5-10 минут, тогда результат не заставит себя долго ждать, при этом ребенок не будет переутомляться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]