Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста


Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие чего происходит нарушение нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате поражения ЦНС.

Дизартрия имеет несколько форм, каждая из которых имеет свою неврологическую симптоматику. Особенность речи детей с дизартрией в том, что их речь звучит «смазано», нечетко, часто нечленораздельно.

Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее лечению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

Кроме речевых проблем, при дизартрии так же отмечаются:

  • Недостаточная интеграция в работе двигательно-кинестетических, слухо-зрительных и слухокинестетических систем;
  • Расстройства тонуса мышц (гипертонус, гипотонус или переменный);
  • Нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, нарушение координации движений, синкинезии, оральные автоматизмы, такие как сосание, стон, причмакивание)

Степени тяжести дизартрии

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Анартрия – это полное отсутствие голоса и речи. Возможны отдельные нечленораздельные звуки.
  • Непосредственно дизартрия. Ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
  • Стёртая дизартрия. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально.

Признаки дизартрии речи


Если ребенок не может совершать в полном объеме необходимые для речи движения.

Как проверить подвижность речевых органов ребенка?

  • уметь открывать и закрывать рот «шлепая» при этом губами,
  • уметь удерживать открытый рот несколько секунд,
  • приоткрыть рот, положив широкий язык на нижние зубы и удерживать его там несколько секунд,
  • высовывать язык изо рта и убирать его обратно,
  • уметь чередовать вытягивание губ в «трубочку» и неширокую улыбку (при выполнении этого движения зубы должны быть сомкнуты, и движение совершаются одними губами),
  • делать упражнение «часики» (попеременно касаться языком уголков рта),
  • уметь поднимать язык на верхнюю и опускать на нижнюю губу несколько раз,
  • «облизнуть» верхнюю губу,
  • «надуть» щеки,
  • сделать щеки «худыми»,
  • нахмурить брови,
  • приподнять брови,
  • подуть на воображаемую свечку.

Что может насторожить родителей?

  • речевые органы ребенка не могут сохранить одно и тоже положение в течение 5-6 сек.,
  • если ребенок пытается удержать язык неподвижным, то язык от напряжения синеет,
  • если вы заметили повышенное слюноотделение,
  • невозможность выполнить простые движения (вытянуть губы в «трубочку» или «высунуть – убрать» язык,
  • асимметрия в работе мышц языка (при высовывании языка изо рта, он отклоняется вправо или влево),
  • синхронные движения речевых органов (выполнение одного движения, сопровождается другим, если ребенок поднимает язык, то у него за языком поднимается и нижняя челюсть, при движении языка вправо-влево нижняя челюсть совершает аналогичные движения),
  • чрезмерная амплитуда движений (выполняя касание верхних зубов, может высунуть язык так, что коснется верхней губы),
  • сложно переключиться с выполнения одного движения на другое,
  • нарушение тонуса мышц (мышцы либо излишне расслаблены, тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт, либо очень напряжены, что затрудняет выполнение нужных движений),
  • подергивание, дрожание отдельных групп мышц,
  • сильная назализация голоса, «гнусавый оттенок».

При таких нарушениях ребенок не может выполнять необходимые для полноценной речи движения, ему нужна помощь логопеда, специализирующегося на коррекции дизартрии и владеющего навыками логопедического массажа.

Формы дизартрии у детей

По локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная— поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
  • Псевдобульбарная— обуславливается поражением проводящих систем, обеспечивающих проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга;
  • Подкорковая дизартриясвязана с поражением подкорковых ядер, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи;
  • Корковая— поражены корковые структуры головного мозга, которые ответственны за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса;
  • Мозжечковая – поражены ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за координированность в работе дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи. Редко встречается изолированно от других видов.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.


Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом. Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга.

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении). Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске).

Коррекция звукопроизношения

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Специфические расстройства развития речи (Рекомендации логопедам)

03.02.2014 Специфические расстройства развития речи

— расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Дети со специфическим расстройством речи испытывают необходимость в коммуникации, способны адекватно общаться с окружающими и обладают должным уровнем развития.

Специфическое расстройство речи — это нарушение, при котором речевые навыки ребёнка ниже возрастной нормы, несмотря на отсутствие мозговых повреждений, адекватное умственное развитие, нормальный слух, правильно развитый артикуляторный аппарат и нормальные условия для овладения языком. Дети со специфическим расстройством речи обычно поздно начинают говорить, первые слова у них могут появиться только в возрасте двух лет. Они также плохо усваивают слова, что выражается в лексической бедности речи. Кроме того, существуют свидетельства о недостаточной развитости кратковременной памяти, связанной с речью. Это выражается в невозможности воспринимать длинные сложные предложения, особенно при быстром темпе речи. Поэтому страдающие специфическим расстройством речи почти всегда высказываются короткими предложениями. Наибольшие сложности у детей со специфическим расстройством речи наблюдаются в синтаксисе: ошибки или недочеты в построении словосочетаний или предложений, нарушающие правила связи слов.

Ранее считалось, что специфическое расстройство речи — это задержка языкового развития у детей дошкольного возраста. Однако было показано, что дальнейшие трудности в речи встречаются у подростков и взрослых людей. Так, 70 % детей, получивших диагноз «специфическое расстройство речи» в возрасте пяти лет, в 20-летнем возрасте все ещё испытывали некоторые трудности в речи.

Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Различают несколько видов таких расстройств.

1. Специфическое расстройство артикуляции

речи отличается повторяющимся и частым нарушением звуков речи. Употребление ребенком звуков ниже уровня, отвечающего его умственному возрасту, то есть приобретение им звуков речи либо отклоняется, либо задержано, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании его речи, заменам, пропускам, искажениям речевых звуков, изменением в зависимости от их сочетания (то правильно говорит, то нет). В основе дефекта артикуляции лежит неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции языка, нёба, губ, необходимых для произнесения звуков.

2. Расстройство экспрессивной речи

(логопедическая классификация — общее недоразвитие речи) — одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь ниже уровня, при том, что понимание речи обычно не страдает.

При общем недоразвитии речи отмечается бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, трудности развёрнутого речевого высказывания, аграмматизмы (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Хотя нормальное речевое развитие в значительной степени индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трём годам должно быть расценено как признак задержки.

3. Расстройство рецептивной речи

представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь. Часто присутствует дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Дети с расстройством рецептивной речи не приобретают способность правильно идентифицировать различные предметы, не могут следовать простым вербальным инструкциям, не способны понять вопросы, сравнения и отрицание, не дифференцирует интонации и тон голоса. У таких детей отсутствует взаимосвязь между отдельным предметом или действием и словом его обозначающим. При данном речевом нарушении происходит задержка интеллектуального и психического развития ребёнка.

4. Специфическое расстройство чтения

– это задержка и нарушение чтения, которые нельзя объяснить умственной отсталостью или неадекватным обучением и которое не являются результатом дефекта зрения, слуха, неврологического расстройства или неадекватным отношением к школьной программе. При обучении алфавиту у таких детей 7-8 лет возникают трудности при пересказывании, распределении звуков по категориям. В более позднем периоде возникают такие расстройства чтения, как искажения частей слов, замены, неправильные дополнения, пропуски, перестановка слов и предложений или букв в словах. Также на расстройство чтения указывает медленный темп, непонимание прочитанного, неточность прочитанного, попытки начать читать текст с начала.

5. Специфическое расстройство спеллингования

– расстройство письма. При данном расстройстве нарушена способность произносить слова по буквам или писать слова правильно. При письме не наблюдаются фонетических ошибок, в большей степени нарушено чередование букв, написание приставок, суффиксов, окончаний, затруднения проявляются в правописании и выражении мыслей в соответствующей возрасту грамматической форме.

Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.

Используемая литература: Полушкина Н.Н., «Диагностический справочник логопеда», М изд. «Арстель

Материал подготовила: Н.В Михайлова, учитель-логопед РПМПК.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]