Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?

Здравствуйте, дорогие читательницы! В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно,частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Только лучше всего это делать в новорожденном возрасте, потому что в возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также и других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполненять артикуляционную гимнастику.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Пощелкайте языком, сделайте упражнение «лошадка», если не получается сразу. Затем повторите «грибок» еще раз. Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Не шуметь» – произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 – 15 раз). «Почистим зубы» – кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз). «Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

«Индюк» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). «Барабанщики» – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. «Моторчик» –1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью, 2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10–15 с). «Балалайка» – кончик языка – вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.).

«Вилка» – чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р]. «Учимся играть на арфе» – произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем. «Забиваем мяч» – рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Стреляем» – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 – 15 сек.). «Играем на гуслях» (или «заводим мотор») – медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 – 15 сек.). «Стрекоза» – шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 – 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Маляр» – кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз). «Приклей конфетку» – кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л». «Чашечка» – рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» – «Пароход гудит». «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Самолет гудит» – зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате. «Учимся гудеть» – 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 – 15 сек.). «Выталкиваем языком зубы» – сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 – 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 – 15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Маляр» – движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз). «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

Источник

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например, коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Только кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.


Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Здесь другие статьи с более подробным описанием упражнений: чашечка лошадка гармошка вкусная гимнастика упражнения для губ стандартная гимнастика

Архивный номер № 23 (1390) от 8 июня 2021 — Здоровьечко

ЛОГОПЕДИЯ

Для правильного произнесения звуков необходима слаженная работа всех артикуляционных органов. Без тренировок здесь никак не обойтись!
[td]

Если вашему ребенку уже 5 лет, а он до сих пор не выговаривает четко некоторые звуки, они искажаются или смазываются, вам обязательно стоит ходить на занятия к логопеду (он поставит звуки). Заниматься же с крохой дома самостоятельно при «речевой каше» можно с 3–4 лет. Тогда, возможно, и логопед вам не понадобится. А после 6 лет исправить произношение уже будет намного сложнее.

Для уроков в домашних условиях вам понадобятся зеркало, игровой настрой и желание ребенка заниматься. Речевые тренировки проводят 1–2 раза в день. Продолжительность одного занятия – от пяти до двадцати минут. На первых порах берите одно упражнение. Каждую неделю или каждые три дня разучивайте новое. Освоенное в предыдущие дни упражнение повторяйте.

Занимательная статика

Начните со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается под счет от 3 до 20. Время удержания увеличивается постепенно. Статические упражнения помогают укреплять мышцы артикуляционного аппарата, а также формировать правильные уклады речевых звуков.

• «Окошко».

Рот широко открыть и в дальнейшем удерживать это положение.

• «Заборчик».

Губы растянуть в улыбке, зубы остаются плотно сжатыми.

• «Хоботок».

Зубы плотно сжать, губы вытянуть вперед, словно хоботок слоненка.

• «Блинчик».

Широкий, распластанный язык спокойно положить на нижнюю губу, рот полуоткрыт.

• «Капкан».

Широкий язык прикусить за боковые края коренными зубами, кончик языка при этом опущен за нижние резцы.

• «Сердитый котенок».

Кончиком языка упереться в нижние резцы, широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты в стороны.

• «Жало».

Рот приоткрыть, острый язык высунуть изо рта (по возможности дальше).

• «Чашечка».

Рот широко открыть, язык в форме изогнутой чашечки поднять к верхней губе (нижняя губа ему в этом деле не помогает).

• «Грибок».

Рот открыть, широкий язык крепко присасывается к небу верхней поверхностью, подъязычная уздечка растянута – как гриб на длинной ножке.

• «Трубочка».

Язычок свернуть (похож на полую трубку), губы округлить вокруг языка, они помогают удерживать трудную позу. Все это – базовые упражнения артикуляционной школы.

Динамично и увлекательно

Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции.

• «Заборчик» – «Хоботок».

Зубы плотно сжать. Под счет «раз-два» губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Следите, чтобы зубы на протяжении всей комбинации не размыкались, а мимика была естественной (ребенок не должен жмурить глазки).

• «Блинчик» – «Трубочка».

Эта связка одна из самых сложных. Если ее выполнить не удается, возьмитесь за разучивание более легких каскадов: «Блинчик»
• «Жало», «Блинчик» – «Чашечка», «Блинчик» – «Грибок».
Когда малыш сможет проделывать их бе-зукоризненно, вернитесь к трудной связке.

Все каскады выполняются под счет «раз-два». Cначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.

Ваш ребенок уже освоил эти упражнения, выполняет их с легкостью? Тогда самое время перейти ко второй, более сложной части логопедии.

Язык-труженик

Есть упражнения, которые изначально предполагают энергичную работу языка, он трудится в паре с нижней челюстью или губами.

• «Качели».

Узкий язык попеременно тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом опущена, ее положение фиксированно, рот широко открыт.

• «Маляр».

Рот широко открыть. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, старательно «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть неподвижна.

• «Змейка».

Узкий язык максимально высунуть изо рта. Он совершает быстрые колебательные движения из стороны в сторону (как это делает языком змея). Рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна. Губы растянуты в стороны.

• «Индюк».

Широкий язык выбрасываем изо рта и бьем по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл». Нижняя челюсть опущена, она не двигается в такт работе языка.

Тренируются все!

В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично.

• «Рыбка».

Зубы крепко сжать, губы вытянуть вперед (см. упражнение «Хоботок»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

• «Воронка».

Выдвинуть нижнюю челюсть, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытягиваем вперед, на счет «два» втягиваем губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

• «Досада».

Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперед.

• «Литавры».

Губы слегка завернуть за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одной о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Повторить не менее 10 раз.

• «Пофыркивающая лошадка».

Губы расслабить, пофыркать, подражая лошадке. Повторить не менее 10 раз.

• «Засов».

Нижнюю челюсть выдвинуть вперед как можно дальше. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10–15 раз с максимальной амплитудой.

• «Прятки».

Здесь есть три варианта:

1) спрятать верхнюю губку, прикусив ее нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх, к носу. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

2) спрятать нижнюю губку, прикусив ее верхними передними зубами. Видна только верхняя губа, она тянется вниз, к подбородку. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

3) спрятать верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

• «Рубанок».

Поскрести нижними центральными зубками по верхней губе не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперед и энергично работает. Затем то же самое повторить с нижней губой, но ее надо будет «обрабатывать» уже верхними зубами.

Показательные выступления

Если после двух-трех месяцев тренировок ребенок успешно освоил школу и произвольную программу, самое время переходить к поста­новке показательных номеров. Это целые мини-спектакли с участием артикуляционных органов и, конечно же, самого ребенка. Но кто здесь главный герой? Гномик Язычок!

• «Блинчики».

Гномик Язычок купил в хозяйственном магазине посуду. Теперь он учится готовить себе еду. Больше всего Язычку нравится печь блинчики на новой сковородке. Блины получаются румяные и круглые. Каждый из них Язычок смазывает маслом (широкий язычок распластан на нижней губе, обе губы пришлепывают блинчик: «пя-пя-пя»). Блины Язычок ест с вареньем.

• «Вкусно!»

Приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз не менее 5 раз. Следите, чтобы нижняя губа не «подсаживала» язык. Блины Язычок запивает чаем. Если чай слишком горячий, Язычок на него дует (положение артикуляционных органов как в упражнении «Чашечка», подуть на края языка, не раздувая щек).

• «В лес за грибами».

Гномик Язычок очень любит собирать грибы. Он берет большую корзину (упражнение «Чашечка») и отправляется в лес. По дороге ему приходится перебираться через ручей. Упражнение «Ручеек»: губы улыбаются, зубы почти сжаты, кончик языка упирается в основание нижних передних резцов. Длительно произнести звук «с». Ручеек воздуха при этом стекает по языку, посередине нижней губы и по подбородку. Вода в ручейке холодная. Ребенок подставляет свою ладошку под подбородок и проверяет, действительно ли холодная водичка в ручейке. При этом главное – не забывать длительно произносить звук «с»! Чтобы не промочить ноги, Язычок пользуется мостиком.

• «Мостик»:

язык круто выгибается, упираясь кончиком в основание передних нижних резцов. Рот открыть как можно шире.

Сколько в лесу грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок (упражнение «Грибок»), а рядом – лисичка. Тут же – сыроежка, рыжик (ребенок с небольшими интервалами выполняет несколько раз упражнение «Грибок»). Придя домой, гномик Язычок готовит из собранных грибов очень много вкусных блюд (упражнение «Вкусно!»).

Используя перечисленные упражнения, вы легко сможете сами составлять произвольные и показательные программы для артикуляционных органов вашего малыша. Не стоит только забывать, что главный судья всех этих соревнований и выступлений – зеркало. Только с его помощью можно оценить чистоту выполнения каждого элемента. Зеркало поможет справиться и с артикуляцией трудных звуков, и скоро речь будет чистой и правильной.

moirebenok.ua

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]