практикум для родителей детей , посещающих логопункт ДОУ «Сам себе логопед!»
Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.
Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения.
Обязательно хвалите ребёнка за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их.
2.
— Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:
найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);
можно воспользоваться презентациями, предоставленными вам учителем-логопедом;
вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий;
нарисовать схематическое изображение предметов на отдельных карточках;
На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:
Это могут быть такие игры, как:
«Лабиринты» (называние картинок, расположенных в определённой последовательности, можно использовать в игре мелкие фигурки, которые «ходят» по картинкам)
«Угадай-ка» (отгадывание предметов по их признакам или действиям)
“Эхо” (запомни и повтори слова по картинкам за мной)
“Фотограф” (припоминание как можно большего числа картинок, просмотренных ранее)
“Телеграф” (проговаривание слов с отхлопыванием, отстукиванием их по слогам)
“Угадай слово”/“Придумай слово” (узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первому звуку)
варианты игры “Волшебная палочка” (лексико-грамматические упражнения: “Один – много” – образование сущ. мн.ч.; “Прятки”, “Много чего” — употребление окончаний сущ. в Р.п.; “Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
“Сосчитай-ка” согласование имен существительных с числительными ( при этом можно использовать счетные палочки, числовые карточки, магнитные цифры)
Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый и ребёнок придумывают предложения по картинкам по очереди (за каждое придуманное предложение игрок получает «фант» — например, пуговку).
Логопедический тренинг для родителей
Сценарий семейного логопедического тренинга
«Гимнастика для ума и тела»
Эффективность работы в логопедической группе во многом зависит от конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
В соответствии с требованиями ФГОС родителям (законным представителям) должна оказываться помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений и развития. При этом работа с родителями должна иметь дифференцированный
подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Особенности современной семьи требуют детальной проработки этого звена в коррекционно-развивающем процессе, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Одним из инновационных направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе является организация и проведение логопедических тренингов. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Комплексный подход к повышению педагогической культуры родителей значительно разнообразит их отношения с детьми и оптимизирует взаимодействие с педагогами детского сада, позволяет вывести коррекционно-образовательный процесс на качественно новый уровень.
Жизнь – это система движений. Движение оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Многие уверены, что мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Кинезиология – научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи такова – развивающая работа должна быть направлено от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.
Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормально развивающихся детей. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания, несколько позднее своих сверстников начинают прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегают, особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по изобразительной деятельности, долго не могут научиться ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах. Отчетливо заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений. Кроме того, у данной категории детей правильному выполнению сложных двигательных актов препятствует недоразвитие статической и динамической координации движений. Оно выражается в наличии затруднений при удержании заданной позы, треморе пальцев рук, отклонениях туловища в стороны, балансировании руками.