Первое знакомство: дефектолог или логопед, найди 10 отличий

Логопеды и дефектологи – они трудятся в одной сфере, имеют общее образование и схожие рабочие методы. Во время обучения их связывает общий факультет и ряд дисциплин. И те, и другие изучают психиатрию, невралгию, психологию и педагогику. Вся их деятельность – не одна лишь коррекция звукопроизношения, но и индивидуальное взаимодействие с ребенком.

Столько общего, но, тем не менее, это два разных специалиста, и здесь возникает вопрос: какой педагог необходим ребенку, чтобы распрощаться с психофизическими отклонениями? Логопед и дефектолог – в чем разница? Выясним ниже.

Когда необходим тот или иной специалист?

В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития, и все больше родителей ищет грамотного и опытного специалиста. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду. Корень проблемы может быть следующим:

  • родовые травмы;
  • инфекции, полученные в период внутриутробного развития;
  • болезни, возникшие на раннем этапе развития;
  • расстройства невралгического и психологического характера.

Это лишь малая часть существующих причин. Говоря конкретнее, за помощью нередко обращаются родители, у чьих детей диагностировали ДЦП, аутизм, эхолалию, нарушение слуха или зрения.

Особенности работы логопеда

Логопед – это своего рода дефектолог, но здесь есть нюансы. Дефектологией принято называть научную дисциплину из разряда педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методики, направленные на устранение недостатков в развитии. Методики относятся к классу восстановительных и образовательных. Главные направления дисциплины:

  • Логопедия – часть педагогики, базирующаяся на речевых трудностях.
  • Сурдопедагогика – работает исключительно со слабослышащими либо полностью глухими детьми.
  • Тифлопедагогика – работает с теми, у кого присутствуют зрительные расстройства.
  • Олигофренопедагогика – помогает детям с выраженной умственной отсталостью.

Таким образом, логопеды – это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на коррекции речевых отклонений. Дефектологами являются и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. Это главный ответ на вопрос «в чем разница между дефектологом и логопедом?».

Что должен знать и уметь дефектолог

Для продуктивной работы дефектолог должен обладать рядом личных и профессиональных навыков.

Главные личные качества, необходимые дефектологу, — это любовь к детям и терпение. Заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее, чем с обычными. Дети с ОВЗ и ЗПР сложнее воспринимают информацию, требуют к себе много внимания и особенного подхода, найти который бывает непросто.

Эту специальность стоит рассматривать тем воспитателям и педагогическим работникам, которые считают работу с детьми своим призванием. Учитель должен быть эмоционально устойчивыми, чтобы не принимать слишком близко к сердцу проблемы и болезни детей. Главная задача дефектолога — оказывать профессиональную помощь, а не сопереживать.

Дефектолог должен обладать глубокими знаниями в психологии и педагогике, владеть основами медицины и понимать, как различные отклонения влияют на общее развитие ребенка. Он должен изучить и уметь применять методы взаимодействия с особенными детьми и их родителями, чтобы правильно диагностировать проблемы и находить способы их решения. Эти знания можно получить только в профессиональном образовательном учреждении.

Работа дефектолога относится к специальной педагогике. Это непростое направление, которое требует большой самоотдачи. Но когда ученики делают первые успехи, все силы и время, затраченные на занятия, окупаются в разы. Коррекционный педагог чувствует гордость за своих воспитанников.

Чем обычно занимается логопед?

Взрослые обращаются за помощью специалиста, когда выявляют языковые нарушения у малыша. Найти логопеда в городе нетрудно: их «среда обитания» – школы, интернаты, детские сады, кружки, развивающие центры и даже поликлиники.

Прежде чем педагог-логопед начнет работу с ребенком, необходимо установить точный диагноз, и за это берется психолого-медицинская комиссия. Они находят «корень» речевой патологии, а логопед, опираясь на диагноз, подбирает эффективную методику для предотвращения нарушений.

Порой родители смотрят на работу логопеда поверхностно, полагая что их задача – исправить неверное произношение букв и звуков. Работа специалиста куда более масштабная – она направлена на усовершенствование речи в целом. Педагог помогает:

  • нормализовать связную речь;
  • исправить неверное произношение звуков;
  • пополнить словарный запас;
  • усовершенствовать фонематический слух;
  • развить навыки грамматические;
  • проработать невербальное общение (движения, жесты).

В ходе работы с логопедом малыш учится грамотно задавать вопросы, придумывать рассказы и вести диалоги. Собеседниками в диалогах выступают как другие дети, так и взрослые. Кроме того, педагог ставит за цель предупредить письменные расстройства, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего пространства.

Всё вышеперечисленное – это то, чем логопед отличается от дефектолога, но и в работе последнего есть много пересекающихся задач.

Нехватка специалистов по новым профилям

Последнее время контрольные цифры приема в вузы по данным направлениям стали снижаться, отметил в разговоре с «Известиями» исполнительный директор Союза дефектологов, член экспертного совета по специальному образованию при комитете Госдумы по образованию и науке Георгий Крюков. Например, в Московской области они снизились в два раза — с 80 до 40, и такая ситуация наблюдается во многих регионах, подчеркнул он. «Мы также проводили мониторинг, который показал, что цифры приема не особо привязаны к потребностям региона. То есть как готовили там столько-то логопедов, так и готовят, и реальные потребности это не закрывает», — указывает Георгий Крюков.

И еще раз учиться: какие вузы смогут давать второе высшее бесплатно

И сколько бюджетных мест на творческих специальностях займут взрослые абитуриенты

При этом число детей, которым необходимы такие специалисты, растет ежегодно. Только в коррекционных школах сейчас учатся около 600 тыс. детей. Кроме того, очень много детей находятся на инклюзивной форме обучения, есть еще и дошкольники.

— Среди школьников почти 600 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть и с нарушением слуха, и с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, а также с аутизмом и тяжелыми множественными нарушениями. Поэтому, естественно, требуется больше специалистов. Есть приказ № 115 Министерства просвещения, который определяет, на какое число детей должен приходиться специалист соответствующего профиля. Например, на сколько детей доложен быть один дефектолог, один логопед в школе, в детском саду — там всё это прописано. Так вот если эти нормы взять, то это абсолютно нигде не выполняется. В действительности таких специалистов гораздо меньше, поэтому готовить их необходимо.

Чистая дикция


Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Но тут есть и другие тонкости, отмечает Георгий Крюков. По его словам, сейчас по России не наблюдается дефицита логопедов, немало готовят и олигофренопедагогов.

— Но появляются такие категории, которых, собственно, раньше и не было. Например, расстройства аутистического спектра — такой категории еще 20–30 лет назад вообще не выделялось. Сейчас их число очень значительно среди прочих детей с ограниченными возможностями, а специалистов готовят очень мало где. А если такой ребенок приходит в обычную школу на инклюзивное образование (родители имеют право настаивать на том, чтобы ребенок учился по месту жительства), то кто там знает, как с таким ребенком заниматься?

Заработали умом: где в России повышают стипендии талантливым студентам

Ежемесячные выплаты для первокурсников в регионах достигают 100 тыс. рублей

Кроме того, если ребенок не может находиться в классе один, особенно среди нормотипичных сверстников, то ему по закону полагается тьютор или технический ассистент в помощь. Таких специалистов сегодня также недостаточно, подчеркивает Крюков. «Раньше также не выделяли такую категорию, как дети с тяжелыми множественными нарушениями. И как с ними работать, тоже почти никто не знает, таких специалистов готовят недостаточно», — отметил он.

Особенности работы педагога-дефектолога

Деятельность профессионала в области дефектологии зависит от его специализированности. Ребенок нуждается в его методах, когда появляются проблемы, не решающиеся в ходе классического обучения. Дефектолог должен быть специалистом в том нарушении, которое присуще малышу. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном. К примеру, если речевое нарушение возникло на фоне задержки умственного развития, ведущим педагогом станет олигофренопедагог.

Приведем наглядный пример: если у ребенка проблемы со слухом, работа педагога направлена на развитие невербального общения. Если проблемы связаны со зрением, проходит обучение пространственной ориентировки.

Первое знакомство: дефектолог или логопед, найди 10 отличий

Уважаемые родители, коллеги и все интересующиеся данным материалом, в данной статье хотелось бы прояснить

некоторые вопросы, возникающие практически при каждой встрече и беседе с Вами. И вопрос этот звучит так:

« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. В программу обучения дефектологов входят такие основы, как неврология и психиатрия, психология и педагогика, педиатрия, офтальмология и др.

Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, который занимается их воспитанием, обучением и адаптацией к жизни в обществе.

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий направленных на развитие проблемного ребенка. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектологические специальности:

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

-сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

-олигофренопедагогика – обучение детей с интеллектуальным недоразвитием;

-тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

-логопедия – обучение ребят, интеллектуальное развитие которых практически в пределах возрастной нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении, нарушения фонематического восприятия.

Профессия дефектолога: цели и задачи.

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, конструированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентификации структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Проводит занятия, которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.
  • Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.
  • Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
  • Проводит консультации и беседы с родителями детей.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
  2. Когда отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  3. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  4. Развивает коммуникативные способности детей.
  5. Так, для компенсации в развитии дошкольников, дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Мифы о работе дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь
любому ребенку, имеющему проблемы с усвоением материала. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если отклонения носят временный характер, то коррекционные мероприятия заканчиваются тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях, для детей со сложной структурой дефекта разрабатывается дальнейший образовательный маршрут.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия:

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  • Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с детьми с сохранным интеллектом, которые имеют проблемы с речью. Нарушения могут быть от легких (нарушения фонетико-фонематического восприятия) до тяжелого недоразвития речи.
  • Цель занятий. Дефектолог в школе стремится помочь ребенку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции интеллектуального развития. Логопед же работает в основном над развитием общей речевой активности, накоплением словаря, развитием физического и речевого слуха, грамматической стороны речи, обучением навыкам словообразования и словоизменения, развитием артикуляционной моторики, развитием связной речи.
  • Ограничения в возрастной категории детей. Дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  • Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией логопеда, но между ними значительная разница. Так же она близка и с профессией учителя, психолога, врача, воспитателя детского сада. Очень надеюсь, что после прочтения данной статьи уже никто не спросит дефектолога:

« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…

Учитель-дефектолог Умнова Т.В.

Для статьи использованы материалы:

Т. Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога»

Е.А. Стребелева «Педагогическое сопровождение семьи,

воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии»

Материалы из интернета

Общие задачи дефектологов

Основная работа специалистов направлена на развитие познавательности у ребенка, что достигается благодаря разносторонним программам и методикам. Сюда относится развитие памяти, внимания, ментальных процессов. Несмотря на узкопрофильность педагогов-дефектологов, все они решают аналогичные задачи:

  • индивидуальное развитие сенсорных навыков;
  • развитие культурно-гигиенических умений;
  • формирование правильной речи, достигающееся методом расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, тем самым пополняя его словарный запас и формируя связную речь);
  • демонстрирование игровых приемов (в случае, если игровые навыки не отвечают возрасту малыша);
  • приобретение навыков в письменной и устной речи методом аудиального восприятия (ребенок находит звуки в произнесенных словах);
  • формирование простых арифметических навыков (благодаря приобретенным знаниям о количественных и временных особенностях предметов);
  • развитие моторики с помощью простых творческих заданий.

Подводим итоги

Резюмируя вышесказанное, ответить на волнующий вопрос «Чем отличается логопед от дефектолога?» несложно: первый учит вербальному и невербальному общению, работая над языковыми единицами (словами, словосочетаниями и т.д.), второй – нацелен на содержание этого общения. Последнее достигается расширением кругозора и адаптацией в социуме.

Теоретически логопеды и дефектологи должны работать как с группами детей, так и с каждым ребенком отдельно. Однако на практике каждый специалист настаивает на индивидуальных занятиях. Работая с одним малышом, можно учесть все его особенности. В ходе занятий главная задача – определить путь развития детской речи, дальнейшего воспитания и обучения.

Специалист оказывает помощь как ребенку, демонстрируя это в занятиях и наблюдениях за ходом общего развития, так и его родителям, предоставляя развернутые консультации и рекомендации.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет

, когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Где найти опытного логопеда?

Залог стремительного и эффективного развития ребенка – грамотно выбранный логопед, за спиной которого годы опыта и десятки отзывов. В «Центре восстанавливающей медицины» работает специалист с большим стажем и беспрерывным развитием в своем деле. Среди наших клиентов не только дети, но и люди, пострадавшие от инсульта и тяжелых черепно-мозговых травм.

Здесь вам и вашему ребенку помогут забыть о любой проблеме: задержка развития, нарушение последовательности звуков, заикание. Кроме серьезных психофизических нарушений, педагоги-логопеды готовы взяться за ваш неэстетичный говор и неправильную дикцию.

О стоимости приема вы можете узнать на сайте или по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]