Логопеды и дефектологи – они трудятся в одной сфере, имеют общее образование и схожие рабочие методы. Во время обучения их связывает общий факультет и ряд дисциплин. И те, и другие изучают психиатрию, невралгию, психологию и педагогику. Вся их деятельность – не одна лишь коррекция звукопроизношения, но и индивидуальное взаимодействие с ребенком.
Столько общего, но, тем не менее, это два разных специалиста, и здесь возникает вопрос: какой педагог необходим ребенку, чтобы распрощаться с психофизическими отклонениями? Логопед и дефектолог – в чем разница? Выясним ниже.
Когда необходим тот или иной специалист?
В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития, и все больше родителей ищет грамотного и опытного специалиста. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду. Корень проблемы может быть следующим:
- родовые травмы;
- инфекции, полученные в период внутриутробного развития;
- болезни, возникшие на раннем этапе развития;
- расстройства невралгического и психологического характера.
Это лишь малая часть существующих причин. Говоря конкретнее, за помощью нередко обращаются родители, у чьих детей диагностировали ДЦП, аутизм, эхолалию, нарушение слуха или зрения.
Особенности работы логопеда
Логопед – это своего рода дефектолог, но здесь есть нюансы. Дефектологией принято называть научную дисциплину из разряда педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методики, направленные на устранение недостатков в развитии. Методики относятся к классу восстановительных и образовательных. Главные направления дисциплины:
- Логопедия – часть педагогики, базирующаяся на речевых трудностях.
- Сурдопедагогика – работает исключительно со слабослышащими либо полностью глухими детьми.
- Тифлопедагогика – работает с теми, у кого присутствуют зрительные расстройства.
- Олигофренопедагогика – помогает детям с выраженной умственной отсталостью.
Таким образом, логопеды – это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на коррекции речевых отклонений. Дефектологами являются и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. Это главный ответ на вопрос «в чем разница между дефектологом и логопедом?».
Что должен знать и уметь дефектолог
Для продуктивной работы дефектолог должен обладать рядом личных и профессиональных навыков.
Главные личные качества, необходимые дефектологу, — это любовь к детям и терпение. Заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее, чем с обычными. Дети с ОВЗ и ЗПР сложнее воспринимают информацию, требуют к себе много внимания и особенного подхода, найти который бывает непросто.
Эту специальность стоит рассматривать тем воспитателям и педагогическим работникам, которые считают работу с детьми своим призванием. Учитель должен быть эмоционально устойчивыми, чтобы не принимать слишком близко к сердцу проблемы и болезни детей. Главная задача дефектолога — оказывать профессиональную помощь, а не сопереживать.
Дефектолог должен обладать глубокими знаниями в психологии и педагогике, владеть основами медицины и понимать, как различные отклонения влияют на общее развитие ребенка. Он должен изучить и уметь применять методы взаимодействия с особенными детьми и их родителями, чтобы правильно диагностировать проблемы и находить способы их решения. Эти знания можно получить только в профессиональном образовательном учреждении.
Работа дефектолога относится к специальной педагогике. Это непростое направление, которое требует большой самоотдачи. Но когда ученики делают первые успехи, все силы и время, затраченные на занятия, окупаются в разы. Коррекционный педагог чувствует гордость за своих воспитанников.
Чем обычно занимается логопед?
Взрослые обращаются за помощью специалиста, когда выявляют языковые нарушения у малыша. Найти логопеда в городе нетрудно: их «среда обитания» – школы, интернаты, детские сады, кружки, развивающие центры и даже поликлиники.
Прежде чем педагог-логопед начнет работу с ребенком, необходимо установить точный диагноз, и за это берется психолого-медицинская комиссия. Они находят «корень» речевой патологии, а логопед, опираясь на диагноз, подбирает эффективную методику для предотвращения нарушений.
Порой родители смотрят на работу логопеда поверхностно, полагая что их задача – исправить неверное произношение букв и звуков. Работа специалиста куда более масштабная – она направлена на усовершенствование речи в целом. Педагог помогает:
- нормализовать связную речь;
- исправить неверное произношение звуков;
- пополнить словарный запас;
- усовершенствовать фонематический слух;
- развить навыки грамматические;
- проработать невербальное общение (движения, жесты).
В ходе работы с логопедом малыш учится грамотно задавать вопросы, придумывать рассказы и вести диалоги. Собеседниками в диалогах выступают как другие дети, так и взрослые. Кроме того, педагог ставит за цель предупредить письменные расстройства, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего пространства.
Всё вышеперечисленное – это то, чем логопед отличается от дефектолога, но и в работе последнего есть много пересекающихся задач.
Нехватка специалистов по новым профилям
Последнее время контрольные цифры приема в вузы по данным направлениям стали снижаться, отметил в разговоре с «Известиями» исполнительный директор Союза дефектологов, член экспертного совета по специальному образованию при комитете Госдумы по образованию и науке Георгий Крюков. Например, в Московской области они снизились в два раза — с 80 до 40, и такая ситуация наблюдается во многих регионах, подчеркнул он. «Мы также проводили мониторинг, который показал, что цифры приема не особо привязаны к потребностям региона. То есть как готовили там столько-то логопедов, так и готовят, и реальные потребности это не закрывает», — указывает Георгий Крюков.
И еще раз учиться: какие вузы смогут давать второе высшее бесплатно
И сколько бюджетных мест на творческих специальностях займут взрослые абитуриенты
При этом число детей, которым необходимы такие специалисты, растет ежегодно. Только в коррекционных школах сейчас учатся около 600 тыс. детей. Кроме того, очень много детей находятся на инклюзивной форме обучения, есть еще и дошкольники.
— Среди школьников почти 600 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть и с нарушением слуха, и с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, а также с аутизмом и тяжелыми множественными нарушениями. Поэтому, естественно, требуется больше специалистов. Есть приказ № 115 Министерства просвещения, который определяет, на какое число детей должен приходиться специалист соответствующего профиля. Например, на сколько детей доложен быть один дефектолог, один логопед в школе, в детском саду — там всё это прописано. Так вот если эти нормы взять, то это абсолютно нигде не выполняется. В действительности таких специалистов гораздо меньше, поэтому готовить их необходимо.
Чистая дикция
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин
Но тут есть и другие тонкости, отмечает Георгий Крюков. По его словам, сейчас по России не наблюдается дефицита логопедов, немало готовят и олигофренопедагогов.
— Но появляются такие категории, которых, собственно, раньше и не было. Например, расстройства аутистического спектра — такой категории еще 20–30 лет назад вообще не выделялось. Сейчас их число очень значительно среди прочих детей с ограниченными возможностями, а специалистов готовят очень мало где. А если такой ребенок приходит в обычную школу на инклюзивное образование (родители имеют право настаивать на том, чтобы ребенок учился по месту жительства), то кто там знает, как с таким ребенком заниматься?
Заработали умом: где в России повышают стипендии талантливым студентам
Ежемесячные выплаты для первокурсников в регионах достигают 100 тыс. рублей
Кроме того, если ребенок не может находиться в классе один, особенно среди нормотипичных сверстников, то ему по закону полагается тьютор или технический ассистент в помощь. Таких специалистов сегодня также недостаточно, подчеркивает Крюков. «Раньше также не выделяли такую категорию, как дети с тяжелыми множественными нарушениями. И как с ними работать, тоже почти никто не знает, таких специалистов готовят недостаточно», — отметил он.
Особенности работы педагога-дефектолога
Деятельность профессионала в области дефектологии зависит от его специализированности. Ребенок нуждается в его методах, когда появляются проблемы, не решающиеся в ходе классического обучения. Дефектолог должен быть специалистом в том нарушении, которое присуще малышу. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном. К примеру, если речевое нарушение возникло на фоне задержки умственного развития, ведущим педагогом станет олигофренопедагог.
Приведем наглядный пример: если у ребенка проблемы со слухом, работа педагога направлена на развитие невербального общения. Если проблемы связаны со зрением, проходит обучение пространственной ориентировки.
Первое знакомство: дефектолог или логопед, найди 10 отличий
Уважаемые родители, коллеги и все интересующиеся данным материалом, в данной статье хотелось бы прояснить
некоторые вопросы, возникающие практически при каждой встрече и беседе с Вами. И вопрос этот звучит так:
« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. В программу обучения дефектологов входят такие основы, как неврология и психиатрия, психология и педагогика, педиатрия, офтальмология и др.
Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, который занимается их воспитанием, обучением и адаптацией к жизни в обществе.
Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий направленных на развитие проблемного ребенка. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектологические специальности:
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
-сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
-олигофренопедагогика – обучение детей с интеллектуальным недоразвитием;
-тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
-логопедия – обучение ребят, интеллектуальное развитие которых практически в пределах возрастной нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении, нарушения фонематического восприятия.
Профессия дефектолога: цели и задачи.
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
- Вызвать желание учиться посредством мотивации.
- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, конструированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- Осуществляет обследование детей с целью идентификации структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Проводит занятия, которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.
- Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.
- Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
- Проводит консультации и беседы с родителями детей.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
- Когда отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Так, для компенсации в развитии дошкольников, дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.
Мифы о работе дефектолога
Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь
любому ребенку, имеющему проблемы с усвоением материала. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если отклонения носят временный характер, то коррекционные мероприятия заканчиваются тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях, для детей со сложной структурой дефекта разрабатывается дальнейший образовательный маршрут.
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия:
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с детьми с сохранным интеллектом, которые имеют проблемы с речью. Нарушения могут быть от легких (нарушения фонетико-фонематического восприятия) до тяжелого недоразвития речи.
- Цель занятий. Дефектолог в школе стремится помочь ребенку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции интеллектуального развития. Логопед же работает в основном над развитием общей речевой активности, накоплением словаря, развитием физического и речевого слуха, грамматической стороны речи, обучением навыкам словообразования и словоизменения, развитием артикуляционной моторики, развитием связной речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией логопеда, но между ними значительная разница. Так же она близка и с профессией учителя, психолога, врача, воспитателя детского сада. Очень надеюсь, что после прочтения данной статьи уже никто не спросит дефектолога:
« А что, логопед и дефектолог это не одно и тоже?»…
Учитель-дефектолог Умнова Т.В.
Для статьи использованы материалы:
Т. Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога»
Е.А. Стребелева «Педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии»
Материалы из интернета
Общие задачи дефектологов
Основная работа специалистов направлена на развитие познавательности у ребенка, что достигается благодаря разносторонним программам и методикам. Сюда относится развитие памяти, внимания, ментальных процессов. Несмотря на узкопрофильность педагогов-дефектологов, все они решают аналогичные задачи:
- индивидуальное развитие сенсорных навыков;
- развитие культурно-гигиенических умений;
- формирование правильной речи, достигающееся методом расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, тем самым пополняя его словарный запас и формируя связную речь);
- демонстрирование игровых приемов (в случае, если игровые навыки не отвечают возрасту малыша);
- приобретение навыков в письменной и устной речи методом аудиального восприятия (ребенок находит звуки в произнесенных словах);
- формирование простых арифметических навыков (благодаря приобретенным знаниям о количественных и временных особенностях предметов);
- развитие моторики с помощью простых творческих заданий.
Подводим итоги
Резюмируя вышесказанное, ответить на волнующий вопрос «Чем отличается логопед от дефектолога?» несложно: первый учит вербальному и невербальному общению, работая над языковыми единицами (словами, словосочетаниями и т.д.), второй – нацелен на содержание этого общения. Последнее достигается расширением кругозора и адаптацией в социуме.
Теоретически логопеды и дефектологи должны работать как с группами детей, так и с каждым ребенком отдельно. Однако на практике каждый специалист настаивает на индивидуальных занятиях. Работая с одним малышом, можно учесть все его особенности. В ходе занятий главная задача – определить путь развития детской речи, дальнейшего воспитания и обучения.
Специалист оказывает помощь как ребенку, демонстрируя это в занятиях и наблюдениях за ходом общего развития, так и его родителям, предоставляя развернутые консультации и рекомендации.
Сфера деятельности логопеда
В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет
, когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.
Занятия у логопеда включают в себя:
- постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
- борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
- устранение заикания;
- совершенствование четкости речи;
- улучшение навыков чтения или обучение ему;
- борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
- преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).
Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.
Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).
Где найти опытного логопеда?
Залог стремительного и эффективного развития ребенка – грамотно выбранный логопед, за спиной которого годы опыта и десятки отзывов. В «Центре восстанавливающей медицины» работает специалист с большим стажем и беспрерывным развитием в своем деле. Среди наших клиентов не только дети, но и люди, пострадавшие от инсульта и тяжелых черепно-мозговых травм.
Здесь вам и вашему ребенку помогут забыть о любой проблеме: задержка развития, нарушение последовательности звуков, заикание. Кроме серьезных психофизических нарушений, педагоги-логопеды готовы взяться за ваш неэстетичный говор и неправильную дикцию.
О стоимости приема вы можете узнать на сайте или по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.