Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словарного запаса, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам. В развитии речи главное — набраться терпения и много разговаривать с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучении и профессиональном росте.
Задачи
Задачи логопедической работы:
- должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
- внимание и слуховое восприятие должны развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
- улучшение произношение, увеличение четкости разговора;
- развитие артикуляционных мышц;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
- развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
- развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
- чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
- обучение звуковому анализу;
- улучшения связной речи.
Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.
Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первом этапе стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.
Симптомы синдрома Дауна
Вынашивание плода с синдромом Дауна сопряжено с повышенным риском выкидыша: самопроизвольное прерывание беременности случается примерно у 30% женщин на сроке 6-8 недель. В остальных случаях дети с синдромом Дауна, как правило, рождаются доношенными, но имеют умеренно выраженную гипоплазию (массу тела на 8-10% ниже средней).
Большинству детей с синдромом Дауна свойственны типичные внешние признаки, позволяющие предположить наличие патологии уже при первом осмотре новорожденного неонатологом.
У детей с синдромом Дауна могут быть выражены все или некоторые из физических характеристик, описанных ниже.
80-90% детей с синдромом Дауна имеют черепно-лицевые дизморфии: уплощенное лицо и переносицу, брахицефалию, короткую широкую шею, плоский затылок, деформацию ушных раковин; новорожденные – характерную кожную складку на шее. Лицо отличается монголоидным разрезом глаз, наличием эпикантуса (вертикальной складки кожи, прикрывающей внутренний угол глаза), микрогенией, полуоткрытым ртом часто с толстыми губами и большим высунутым языком (макроглоссией). Мышечный тонус у детей с синдромом Дауна обычно понижен; имеет место гипермобильность суставов (в т. ч. атланто-аксиальная нестабильность), деформация грудной клетки (килевидная или воронкообразная).
Характерными физическими признаками синдрома Дауна служат кроткие конечности, брахидактилия (брахимезофалангия), искривление мизинца (клинодактилия), поперечная («обезьянья») складка на ладони, широкое расстояние между 1 и 2 пальцами стоп (сандалевидная щель) и др. При осмотре детей с синдромом Дауна выявляются белые пятна по краю радужки (пятна Брушфильда), готическое (аркообразное нёбо), неправильный прикус, бороздчатый язык.
При транслокационном варианте синдрома Дауна внешние признаки проявляются отчетливее, чем при простой трисомии. Выраженность фенотипа при мозаицизме определяется долей трисомных клеток в составе кариотипа.
У детей с синдромом Дауна чаще, чем у других в популяции встречаются ВПС (открытый артериальный проток, ДМЖП, ДМПП, тетрада Фалло и др.), косоглазие, катаракта, глаукома, тугоухость, эпилепсия, лейкоз, пороки ЖКТ (атрезия пищевода, стеноз и атрезия двенадцатиперстной кишки, болезнь Гиршпрунга), врожденный вывих бедра. Характерными дерматологическими проблемами пубертатного периода являются сухость кожи, экзема, угревая сыпь, фолликулит.
Дети с синдромом Дауна относятся к часто болеющим; они тяжелее переносят детские инфекции, чаще страдают пневмониями, средними отитами, ОРВИ, аденоидами, тонзиллитом. Слабый иммунитет и врожденные пороки являются наиболее вероятной причиной гибели детей в первые 5 лет жизни.
Пациенты с синдромом Дауна склонны к развитию ожирения, запоров, гипотиреоза, гнездной алопеции, рака яичка, раннему началу болезни Альцгеймера и др. Мужчины с синдромом Дауна, как правило, бесплодны; фертильность женщин заметно снижена ввиду ановуляторных циклов. Рост взрослых больных обычно на 20 см ниже среднего. Продолжительность жизни составляет около 50-60 лет.
Звукопроизношение
Развитие звукового произношения и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.
Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом нужно переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.
Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.
Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.
Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут быть заменены более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть это будет простое занятие, но с практическим результатом. А наличие результата — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.
Разговорные навыки
У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень хорошо понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.
Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Желательно часть занятий проводить на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.
Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.
После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое занятие, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.
Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.
Этапы, задачи, методики коррекционно-логопедической работы с детьми с синдромом Дауна.
Основные параметры логопедической работы | Задачи коррекционно — логопедической работы | Методики, программы коррекционно –логопедической работы |
Восприятие речи | Ø умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят; Ø умение реагировать на жесты и выполнять простые указания; Ø умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета; Ø умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета. | — Программа «Учимся говорить» (55 способов общения с неговорящим ребёнком). Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. — Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. |
Звукопроизношение | Ø подготовка переферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков; Ø постановка и начало автоматизации дефектно произносимых звуков; Ø автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков; Ø включение исправленных звуков в речевое общение ребёнка. | — Программа по коррекции произношения звуков. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Крепенчук О.И., ВоровьёваТ.А. — Логопедическая программа по коррекции звукопроизношения («Р», «Р`»). Разраб-к Гуменная С.В |
Фонематический слух | Ø формирование внимания к неречевым звукам; Ø развитие слухового внимания на материале речевых звуков; Ø развитие речевого внимания; Ø воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции; Ø выделение звука на фоне слова; Ø придумывание слов на заданный звук. | — Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. — Дурова Н.В — Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры» Раздел: Фонематика. |
Просодика | Ø воспитание правильного речевого дыхания; Ø воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания; Ø обучение ритмической выразительной речи. | — Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: — коррекция речевого дыхания (упражнения «Задуй свечку», «Чашка чая», «Бабочка», Сказочный замок», «Елочка», «Репка»); — коррекция силы голоса («Колобок», «Бегемотик»). — Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Просодические компоненты устной речи. |
Лексика | Ø формирование умения называть имена детей и членов семьи; Ø называть предметы (картинки) по лексическим темам; Ø формирование глагольного словаря; Ø пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить, потрогать, увидеть, услышать; Ø договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре); Ø расширение, уточнение и активизация импрессивного и экспрессивного словарей; Ø закрепление обобщающих понятий. | — Система коррекции ОНР. Ткаченко Т.А. — Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е — Компьютерная коррекционно-развивающая программа «Игры для Тигры». Раздел: Лексика (слова, словосочетания, валентность) |
Грамматика | Ø развитие словоизменения; Ø преобразование грамматических категорий; Ø отработка падежных окончаний существительных; Ø согласование частей речи в роде, числе и падеже; Ø согласование числительных с существительными; Ø отработка практическим путём навыков построения предложений; Ø отработка употребления простых и сложных предлогов Ø развитие словообразования. | — Специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью. Светлова И.Е — Программа по подготовке к школе детей с ЗПР. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. — Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. — Программа по обучению грамоте дошкольников. Юрчишина В.Д. — Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Ушакова О.С. — Логопедический тренажер «Дэльфа –142» (Москва, 2002) Разделы: — формирование лексико-грамматической стороны речи («Сортировка слов с пропущенными буквами», «Конструктор», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Антонимы», «Найди имя существительное» (глагол, прилагательное, ), «Выбери форму слова», «Вставь союз, предлог, предложение», «Составь предложение»). |
Работа над слоговой структурой слова | Ø работа над слоговой структурой двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов; Ø работа над слоговой структурой одно и двусложных слов с закрытым слогом. Ø формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога. | — Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. — Коррекционно-логопедическая программа для детей с общим недоразвитием речи. Разработчик Гуменная С.В. |
Развитие общей и мелкой моторики | Ø развитие навыков самообслуживания; Ø развитие мелкой моторики с развитием осязательного восприятия (щупать предметы); Ø развитие координации слова с движением; Ø развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке); Ø формирование графомоторных навыков письма. | — Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. ВоровьёваТ.А. — Коррекционная программа со школьниками с НОНР. Кобзарева Л.Г — Программа по обучению письму детей с проблемами в развитии. Воронская Т.Ф — Программа по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Парамонова Л.Г. — Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. — Речь и моторика. Соколова Ю. — Логоритмическая программа для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Разработчик Гуменная С.В, Маркова Е.И. |
Развитие связной речи | Ø учить отвечать на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; Ø учить повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений; Ø учить самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору сюжетных картинок, передавать хорошо знакомые события; Ø участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок; Ø развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; Ø совершенствовать диалогическую и монологическую речи. | — Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Ушакова О.С — Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. Нападовская В.Л. — Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Журова Н.С, Мастюкова Е.М. — Программа «Изучаем обучая» Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. |
Таблица №2.
Перспективный план коррекционно-логопедических занятий для детей с синдромом Дауна с общим недоразвитием речи II уровня.
Месяцы, недели | Тема занятий | Программное содержание индивидуальных занятий | |
Словарная работа, грамматический строй и связная речь | Произношение звуков | ||
Октябрь I неделя | «Овощи» | 1.Существительные, прилагательные, глаголы по теме. 2. Существительные в ед.ч., мн.ч. Прилагательные в ед.ч., мн.ч. Глаголы (повелительное наклонение глагола «хотеть»). 3. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». 4. Обобщающие слова, группировки. 5. Составление предложений. 6. Показ и рассматривание предмета, демонстрация и называние предмета. 7. Упражнение на развитие логического мышления (Что ты видел? Где ты видел?). | Звук «У». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «У» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Повтор простых предложений по теме за логопедом. |
II неделя | «Фрукты» | 1. Существительные, прилагательные, глаголы по теме 2. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 4. Глаголы (повелительное наклонение). 5. Наречие (вкусно, кисло). 6. Обобщающие слова, группировки. 7. Показ предмета и активные действия с ним. | Звук «А». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
III неделя | «Грибы» | 1. Накопление словаря по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р., ед. ч.). 4. Д.п. сущ. ед.ч. (без предлога). 5.Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 6. Составление предложений типа « Дети собирают грибы». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звук «И». Ø Артикуляция звука, Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений со словами на звук «И». |
IV неделя | «Осень» (деревья, кустарники) | 1.Словарь по теме. 2. Р.п. существительных в ед.ч., мн.ч. («Один-много»). 3. Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 5. Осенние месяцы. 6. Составление предложений типа «Мальчик собирает жёлтые листья». 7. Создание воображаемых ситуаций. | Звуки «А-У-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А-У-И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
Ноябрь I неделя | «Домашние птицы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. П.п. существительных ед.ч. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Упражнение на развитие логического мышления «Что взять мальчику (девочке)?». 5. Образование глаголов от звукоподражаний. 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Бабушка кормит большого петуха». | Звук «О». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звука «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
II неделя | «Птицы (лесные) перелётные» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Местоимения «Я, ТЫ, МЫ». 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Ночная сова ловит мышей». | Звуки «О-У-А». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «О», «У». Выделение из ряда звуков А, У, О, П, Т, К, М, Н, Ф. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
III неделя | «Домашние животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА» (В.п.) 4. Притяжательные прилагательные (Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.) 5. Местоимения «ОН, ОНА, ОНИ». 6. Формирование диалогической речи. Дидактическая игра «У кого? У меня!» 7. Дидактическая игра «Повтори» (звукопроизношение). | Звуки «П, Пь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «П», «Пь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме. |
IV неделя | «Дикие животные и их детёныши» | 1.Словарь по теме. 2.Притяжательные прилагательные ( Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.). 3. Предлог « НА» (П.п.) 4. «Кто что делает?» (Д.п.). Накопление глагольного словаря. 5. Формирование диалогической речи. 6. Дидактическая игра «Какая игрушка появилась?». 7. Составление предложений типа «Хитрая лиса ловит трусливого зайца». | Звуки «Б, Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «Б, Бь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 3-5слов. |
Декабрь I неделя | «Рыбы» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог « НА», «ПОД» (В.п.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 5. Упражнение на развитие логического мышления. « Какая рыбка приплыла?». 6. Дидактическая игра «Что умеет делать рыба?» 7. Составление предложений типа «Добрый мальчик дал вкусный корм». | Звуки «П-Б, Пь-Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слова». Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
II неделя | «Зима» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. 3. Предлоги «НА», «У», «ПОД». 4. Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежный и т.п.). 5. Упражнение на развитие логического мышления «Что можно делать зимой?». 6. Формирование диалогической речи. 7. Составление предложений типа «Белый, пушистый, мягкий снег». | Звуки «Ф, Фь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай звуки». Ø Дидактическая игра «Поймай слоги». Ø Отобрать картинки на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
III неделя | «Зимние развлечения» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « НА», «У», «ПОД» (В.п.). 3. Обобщающее слово. 4. Д.п. существительные ед.ч. с предлогом «К». 5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 6. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «В, Вь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный слог». Ø Отбери картинки на нужный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
IV неделя | «Новогодняя ёлка» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог « ЗА» (Т.п.). 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р., ед.ч., мн.ч). 5. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. | Звуки «Ф-В, Фь-Вь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Поймай слоги. Ø Отбери картинки на заданные звуки. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Январь I неделя | «Семья» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Предлог « ОТ» (Р.п.) 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Распространение предложений по вопросам (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). | Звуки «К, Кь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра « Поймай звуки». Ø «Повтори слоги». Ø Убери лишнюю картинку. Ø Составление предложений из 3-5 слов со словами по теме. |
II неделя | «Дом и его части» | 1.Словарь по теме. 2. Предлоги « НА», «У», «ПОД», «К», «ЗА», «ОТ». 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Г, Гь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
III неделя | «Мебель» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «К-Г, Кь-Гь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный звук». Ø Скажи наоборот (прямые, обратные слоги): КА-АК, ГА-АГ, КИ-ИКЬ, ГИ-ГИТЬ. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Февраль I неделя | «Человек и части его тела» | 1.Словарь по теме. 2. Предлог «ПО» (Д.п.) 3. Дидактическая игра « Когда мы это делаем?» 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р.,ед.ч.). 5. Согласование числительного с существительным. 6. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «потому что» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Э». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Э» из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Дидактическая игра «Повтори слова со звуком «Э» (в начале слова). |
II неделя | «Продукты питания» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. существительного ед. с предлогом «ПОСЛЕ». 4. Относительные прилагательные (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Сложносочинённые предложения с союзным словом «если» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звук «Ы». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Ы» из ряда звуков. Ø «Скажи наоборот» (прямые, обратные слоги). Ø Выбери картинки на звук «Ы». |
III неделя | «Посуда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ед.ч., мн.ч.). 5. Сложноподчинённые предложения с союзным словом «чтобы». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «А-Э, Ы-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги, слова». |
IV неделя | «Одежда» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. с предлогами «До», «Вместе». 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Составление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений . 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Т, Ть». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов. |
Март I неделя | «Обувь» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Д.п. существительных с предлогом «ПО». 3. Относительные прилагательные ( ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Составление сложноподчинённых предложения с союзными словами «ТОГДА», «КОГДА» (тип рассуждений). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». | Звуки «Д-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук из ряда звуков. Ø Повтори прямые, обратные слоги.. Ø Называть слова со звуками «Д-Дь» в начале слов. |
II неделя | «Весна» | 1.Словарь по теме. 2. Дидактическая игра «Кому что надо?». 3. Повелительное наклонение глаголов «Беги!», «Поезжай!» 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Подбор родственных слов. 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «Т-Д, Ть-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь». |
III неделя | «Весна. 8 Марта» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть» (хочу. Хотеть, хотим). 3. Дидактическая игра «Кому что?» ( профессии мамы, бабушки и др. женщин). 4. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч., ж.р.. м.р.) 5. Родственные слова (ж.р., м.р., ед.ч.). 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ. | Звуки «М-Мь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь». |
IV неделя | «Город (улица)» | 1.Словарь по теме. 2. Сравнение города с деревней (дачей). 3. Относительные прилагательные (ед.ч., ж.р., м.р.) 4. Глаголы в повелительном наклонении: «Поезжай!», «Иди!», «Стой!», «Беги!». 5. Предлоги «НА, В, ПОД». 6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Звуки «Н-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь». |
Апрель I неделя | «Игрушки» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «У, К, ЗА». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 6. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов по 2-3 сюжетным картинкам. | Звуки «М-Н, Мь-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь». |
II неделя | «Транспорт» (наземный, водный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ОТ, ПО, ДО». 4. Дидактическая игра « Собери машину (лодку) из частей». 5. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов, носящих цепной характер (по серии сюжетных картинок). | Звуки «С-Сь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «С» в начале слова. |
III неделя | «Транспорт» (воздушный) | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ПОСЛЕ», «ВМЕСТО». 4. Дидактическая игра « Собери самолёт (вертолёт) из частей». 5. Отгадывание загадок. 6. Запоминание предложений по опорным картинкам и восстановление всего текста по опорным картинкам. | Звуки «З-Зь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «З» в начале слова. Ø Выделять звуки в начале слова. |
IV неделя | «Профессии» | 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «В», «У». 4. Родственные слова. 5. Заучивание стихов, загадок. 6. Дидактическая игра « Кто что делает?». 7. Запоминание и восстановление текстов из 3-4 предложений с опорой на картинку, вопросы и план. | Звуки «Л-Ль». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Повторение: Обрабатывать обратные слоги, выделять звуки «Л-Ль» в начале слова. |
Май I неделя | «Цветущие растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку. | Звук «Ч». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Выделять звуки в начале слов. |
II неделя | « Комнатные растения» | 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку | Звук «Ш». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Отбирать картинки со звуком «Ш» в начале слова. |
III неделя | «Насекомые» | 1.Словарь по теме. 2. Существительные с числительными от1до 5. 3. Дидактическая игра «Кто (что) летает? Кто ползает?». 5.Заучивание стихов, загадок. 6. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на схему. | Звук «Ж». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук «Ж» из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуком «Ж» в начале (звуковые схемы) слова. |
Целенаправленная логопедическая работа способна помочь большинству детей с синдромом Дауна овладеть вербальными средствами коммуникации, но наиболее эффективным считается раннее вмешательство логопедического воздействия в процесс развития ребёнка.
Приложения программы коррекционно-логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна:
· Приложение № 2 «Дыхательная гимнастика».
· Приложение№ 3 «Пальчиковый игротренинг».
· Приложение № 4 «Дыхательная гимнастика».
· Приложение № 5 «Комплексы артикуляционных гимнастик».
· Приложение № 6 « Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов».
В приложениях описываются простые и доступные упражнения, которые можно выполнять с малышом с синдромом Дауна с самого рождения в процессе режимных моментов, игр, занятий.
Письмо и чтение
Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевания, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.
Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. В процессе обучения письму вырабатывается умение соотносить букву и звук, ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.
На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.
Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.
В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелание других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.
Статья:
Родители детей синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы в каждой клеточке их ребенка. Речь идет о случайном сбое в процессе деления клеток, а значит, ясно — ничьей вины в этой «игре природы» нет. И все равно подчас много дней и месяцев в такой семье уходят на самобичевание, на бездействие и горькие размышления о «каре небесной». А ведь это время так нужно родившемуся малышу!
Он в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, — если вовремя заняться его развитием. И именно родители — первые, кто должен ему в этом помочь.
Для деток с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье, и даже жизнь малыша. С самого начала очень важно слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации — принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное — укрепить общее здоровье малыша.
С первых же месяцев станет заметным отставание ребенка от сверстников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется, мало бодрствует, плохо фиксирует взгляд. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на своих родителей. И все это не потому, что он их не любит — просто возможности выразить свои чувства, эмоции у него пока сильно ограничены. Отстает и моторное развитие — такие дети в среднем начинают удерживать голову к трем месяцам, сидеть не раньше 9-12 месяцев, ходить — ближе к двум годам.
Кажется, что организм ребенка находится будто в полусне и не особо стремится к развитию. Но на самом деле он желает расти — и ждет лишь помощи извне. Конечно, надо сразу сказать: полностью устранить отставание нельзя, поскольку остается главная причина — синдром. Но, регулярно и целенаправленно занимаясь с ребенком, мы добьемся того, что он будет развиваться быстрее и скорее реализует заложенный в нем природой потенциал. Наоборот, ограждая малыша от активности, мы пожнем плоды еще более позднего развития.
Самый главный вопрос — а какое усилие для ребенка будет полезным? Лучше всего на это ответит персональный дефектолог, который с рождения мог бы наблюдать вашего малыша. Поэтому как можно раньше начинайте искать такого специалиста — обращайтесь в местные реабилитационные центры, медико-психологические консультации.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся активнее, начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом.
Общение детей с синдромом Дауна.
Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. Помимо говорения, владение языком общения предполагает: восприятие и понимание, реакцию на речь окружающих, умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.
Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:
- Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных;
- Способность объясняться — сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.
- Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;
- Способность отчетливо произносить самые разные звуки;
- Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и снаружи рта. Дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук. Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания. Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).
Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат.
Практические советы по развитию активной речи детей.
Важно все время, с самого первого дня, общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза. Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут. «Внешний» массаж (легонько поглаживать личико подушечками пальцев, медленно, плавно, не сдвигая складки кожи):
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание щек от носа к ушам;
- поглаживание от подбородка к ушам;
- разминание скуловой и щечной мышцы, осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:
- от середины верхней губы к углам губ;
- от середины нижней губы к углам;
- поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;
- пощипывание губ.
После массажа важно проговорить с малышом звуки, которым он позже сможет подражать.
Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций. Кроме лицевого массажа очень важны гимнастика и массаж пальчиков.
Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом.
Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка. Музыка и пение совершенно необходимы для развития малыша. Но очень важно, чтобы игрушек с электронной музыкой не было. А вот игрушки по принципу шарманки, где звук появляется за счет задевания штыречков на барабане, очень хороши. Детки очень чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель.
Телевизор опасен вообще для всех детей, а для наших особенно. Он парализует волю, приучает к пассивным переживаниям.
Детям необходимо осознать, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут
оказывать влияние на поведение окружающих, что они способны помочь им в определенной степени влиять на то, что происходит вокруг них. Звуками и жестами можно поздороваться, попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить о помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюбимой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п.
Малыш начинающий говорить учится соблюдать очередность не только в произнесении звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов — подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок постепенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова.
Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто хороший лексический запас. Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему говорить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова — имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имели бы смысл.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.
Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила:
- Давайте малышу время на ответ.
- Слушайте.
- Ждите.
- Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует.
- На плановых занятиях привлекайте внимание малыша к словам и предметам, выбранным вами для занятий.
- Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу.
Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Коррекция фонетической стороны речи у детей с синдрома Дауна
Работа по развитию фонетической стороны речи должна занимать важное место в коррекции интеллектуального развития детей с синдрома Дауна как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
У детей с синдромом Дауна трех-пяти лет часто встречаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. В основе этих отклонений лежат как дефекты артикуляционного аппарата, так и нарушения фонематического восприятия. Упражнения, предлагаемые детям с синдромом Дауна в этом возрастном отрезке, должны быть направлены на дифференциацию различных речевых и неречевых звуков, формирование правильного произношения гласных и некоторых согласных, выработку правильного речевого дыхания, голоса нормальной громкости,
воспитание устойчивости слухового внимания. Развитию слухового внимания придается особое значение, т.к. под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков, звукосочетаний и уточнения их произношения по подражанию.
Для многих детей с аномалиями развития произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне.
Приведу несколько примеров успешной работы по коррекции звукопроизношения у детей с синдромом Дауна.
Работа с детьми строилась на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность ребенка: занятие с логопедом, сказка-терапия, музыкальное занятие.
Логопедическая работа была разделена на два этапа:
- установление эмоционального контакта, обследование и составление индивидуальной программы для каждого ребенка.
- коррекция нарушений речи.
В процессе логопедической работы по преодолению фонетических нарушений должны решаться следующие задачи:
- Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса).
- Развитие слухового восприятия и внимания.
- Формирование речевых навыков фонетически правильной речи.
- В процессе работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.
Занятие состояло из нескольких частей:
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Игры и задания, направленные активизацию собственной речи детей.
Была обследована группа детей разного возраста (4-8 лет) и разного уровня речевого развития:
- Неговорящие;
- Дети, говорящие отдельные слова;
- Дети, использующие простые фразы.
В процессе коррекционной работы практически у всех детей отмечалась положительная динамика в развитии:
- улучшилось слуховое внимание и восприятие;
- движения языка и мелкая моторика пальцев рук стали более точными.
Заключение
Коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания данных детей в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.
Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались, к моменту поступления в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись. Дети с синдромом Дауна учатся читать и писать, общаются с окружающими их нормально развивающимися сверстниками. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения.. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда.
Коррекционное обучение может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.