Сказки про язычок
Как язычок пил чай с друзьями
.
Логопед.
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
) и стал замешивать тесто (
протискивать язык между зубами вперед-назад
). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5)
. Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (
набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п))
. Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка)
. Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (
облизать губы слева направо и справа налево
) и поставил их в печь (
открыть широко рот и удерживать под счет до 5
).
Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка),
налил воды в чайник (
улыбнуться и произнести: «с-с-с»)
и поставил на огонь. Быстро закипела вода (
улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»).
Скоро подрумянились и пирожки (
высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).
Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»
). Это пришли гости: Мишутка (
надуть щеки и удерживать под счет до 5
), лисичка-пушистый хвостик (
положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх),
Белочка-прыгунья (
улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»
), Зайка-побегайка (
закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы).
Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (
рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)
Как язычок день рождение отмечал.
Логопед.
Сегодня у Язычка был день рождения, и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (
произносить «ж-ж-ж»
). Старшая сестренка стала вытирать пыль со шкафов (
двигать языком вправо-влево по верхней губе
). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто помогал готовиться к празднику
(улыбнуться, язык дотрагивается сначала до верхних зубов, потом до нижних)
. Вскоре папа свернул ковры в трубочку (
боковые края загнуты, образуя трубочку
) и начал мыть полы (
облизать губы сначала слева направо, потом справа налево).
Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки)
. Из крема сделали маленькие розочки (
5 раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10).
Поставили торт в печь выпекаться (
вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха», повторить 10 раз).
Через несколько минут получился большой, красивый торт (
рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).
Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку
). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и надул все свечи (
вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз
). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения.
Как Язычок ходил в гости к Белочке.
Логопед
. Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. Вот таких (
упражнение «Грибок»
). И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку». Кто это?(Кукушка) Как кукует кукушка? (Ку-ку) Что делает кукушка? (Кукует) «Д-т, д-т». Кто это? (Дятел) Как стучит дятел? («д-т, д-т») Что делает дятел? (Стучит) «уф-уф,уф-уф» Кто это? (Сова) Как ухает сова? («уф-уф») Что делает сова? (ухает).
Долго шел Язычок. Он слышал, как шумит в лесной чаще медведь («о-о-о»)
, как воет голодный волк
(«у-у-у»),
как фыркает ежик
(«ф-ф-ф»).
Около самой высокой сосны Язычок остановился. Он 5 раз постучал по дереву (имитация звука) и из дупла выглянула Белочка. Она быстро спустилась вниз и поприветствовала Язычка своим пушистым хвостом. Вот так (
упражнение «Качели»).
Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Вот такими (
упражнение «Грибок»
). Белочка очень обрадовалась (
упражнение «Улыбочка
»). Она проводила Язычка в свой домик и угостила вкусными блинами с вареньем (
упражнение «Варенье»).
Когда Язычок все съел, Белочка налила ему в чашечку горячего чая из душистых трав (
упражнение «Чашечка»).
Поужинав, Язычок умылся (
упражнение «Варенье
») и стал рассказывать белочке веселые истории (
упражнение «Улыбочка»).
Как Язычок варил грибной суп
Логопед.
Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (
упражнение «Качели»).
Размял бока (
упражнение «Часики»
). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (
упражнение «Почистим зубки»).
Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (
упражнение «Лошадка»).
В лесу он нашел много разных грибов. Вот такие («упражнение «Грибок»).
Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (
упражнение «лошадка»)
. Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (
упражнение «Варенье
»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.
Как Язычок навещал любимых питомцев
Логопед.
На улице стало холодно. Птицы улетели в теплые края. С деревьев опали последние листочки. Совсем скоро наступит зима. Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (
упражнение «Лошадка» в медленном темпе).
В деревне Язычок сначала навестил маму-свинью, возле которой тихо-мирно спали десять маленьких розовых поросят (
упражнение «Лопаточка»),
затем он зашел в курятник. Высоко на насесте сидела курица, а под ней взад и вперед ходили желтенькие пушистые цыплята (
упражнение «Часики»).
В огороде Язычок увидел, как козел, потряхивая бородой, ел созревшую капусту (двигать нижней челюстью и губами, как при жевании).
Вдруг Язычок услышал, как кто-то зевнул. Он подошел к старой березе и около будки заметил лохматую собаку (
зевнуть 3-4 раза
). Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшийся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (
упражнение «кошечка сердится
»). Язычок покормил всех животных, убрал опавшие осенние листочки, собрал последний урожай и довольный поспешил обратно домой
(упражнение «Лошадка» в быстром темпе)
Как Язычок играл с друзьями зимой
Логопед.
Наступила зима. Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (
круговые движениями языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).
От удивления он широко улыбнулся и открыл рот (
упражнение «Улыбочка», «Окошко»).
Во дворе выпало много снега (
удерживать открытым рот в течение 30 с)
, и Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (
упражнение «Заборчик»)
и стал их созывать: «Зоя, иди играть!» (
повторять фразы отчетливо
)
Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка»: язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).
Зина кружилась на коньках по льду (
язык лежит посередине верхней губы; облизать губы 1 раз слева направо и 1 раз справа налево, повторить 5 раз).
Захар слепил три снежных кома для снеговика (
надуть левую щеку, затем правую, потом обе одновременно
). Саша и Сема весело играли в снежки (
упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).
А Света каталась на лыжах то вперед, то назад (
упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно. Повторить 7-8 раз)
Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер. Пора было прощаться: «Прощай, Зоя!» (Повторить фразы с отчетливым произношением звуков (з), (зь), (с), (сь).)
«Прощай, Зина! Прощай, Захар! Прощай, Саша! Прощай, Сема! Прощай, Света!» Проводив друзей, Язычок устало зевнул (
широко зевнуть
) и медленным шагом пошел к домику (
упражнение «Окошко
»).
Как Язычок готовился к Новому году.
Логопед
. Запорошило снегом все дороги и тропинки. Медленно-медленно пробирается Язычок сквозь сугробы прямо в лес (
язык упирается изнутри рта в щеки в разных направлениях).
Еще сильнее стал дуть холодный, морозный ветер
(«у-у-у»),
еще громче зашумели ветки деревьев
(«ш-ш-ш»
). Страшно, холодно Язычку. Спрятал он носик под воротник шубы и стал его согревать
(«х-х-х» — дуть теплым воздухом на ладошку
). Долго искал Язычок в лесу елочку на праздник. Он слышал, как ухали совы
(«Уф,уф,уф»),
как тяфкали в норе маленькие волчата
(«о-о-о» — звук произносится с носовым оттенком, для этого надо прижать корень языка к мягкому небу).
Наконец неподалеку Язычок приметил мохнатую елочку (открыть рот, приложить острый кончик языка к верхней губе и удерживать в течение 10 с)
. Он подошел к ней, достал топор и начал рубить
(«д-т-д-т»).
Скоро упала елочка прямо в снег (удерживать тонкий язычок на верхней губе, затем плавно переместить на нижнюю губу, повторить несколько раз). Положил язычок елку в сани и поехал домой (облизывать губы слева направо, потом справа налево).
На елочку пришли полюбоваться лесные жители: Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Еж. Они столпились около Язычка и стали помогать украшать елочку к празднику. Лисица повесила на елочку большой красный шар 9открыть широко рот и удержать ), Волк протянул по веткам разноцветные бусы (рот закрыт, губы медленно растягиваются в улыбке), Заяц повесил колокольчик (рот открыт, двигать языком влево -вправо внутри ротовой полости), Еж поставил под елочку гармошку для Деда Мороза (присосать язык к небу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку), а Медведь надел на самую верхушку пятиконечную звезду (сложить ладошки обеих рук вместе и сильно растопырить пальцы).
Красивая, нарядная стояла елочка во дворе. Вдруг звери услышали топот чьих-то ног (топ-топ-топ). Это пришел Дед мороз. Весело и шумно стали праздновать звери и Язычок приход Нового года (улыбнуться . обнажив зубки, открывать и закрывать рот под счет до5).
Как Язычок лепил снеговика.
Логопед:
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень у
«Артикуляционная
гимнастика для детей
в сказках»
Сказки о Веселом Язычке
Не секрет, что развитие артикуляционного аппарата является важной составной при исправлении дефекта произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме того, с её помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений:
- Статических,
- Динамических.
Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки о Веселом Язычке. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей.
«Сказки Весёлого Язычка» мы стали активно использовать в саду в своей практике. Детям нравится. Результаты развития речевого аппарата отличные.
Сказка о Веселом Язычке №1
1. Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок. Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики — точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №2
2. Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали,за то,что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке №3
3. Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек. Затем стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.
Кузнецова Елена Александровна, учитель-логопед высшей кв. категории, детский сад комбинированного вида №5, станица Отрадная, Краснодарский край
- Совместная деятельность «В гостях у сказки»
- Презентация: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах
(5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …