Варианты игр:
«Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ж] (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
«Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
«Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
«Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ж], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ж]).
«Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!
«Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.
«Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.
Постановка звуков [Ч], [Щ]
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [Ч], [Щ] требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
При произнесении звука [Ч]: • губы округлены и слегка выдвинуты вперед; • зубы не смыкаются; • кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами, эта смычка незаметно переходит в щель между ними; • посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
При произнесении звука [Щ]: • губы в легкой улыбке, зубы видны; • зубы сближены; • широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель; • посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается за исключением тех случаев, когда имеет место замены [Щ] на [С’] и [Ч] на [Ц’]. Для произнесения звука [Щ], произносимого как [С’], проще всего пользоваться специальным зондом или шпателем. Слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), следует добиться необходимого звучания звука и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо закрепить дифференциацию звука [Щ] и звуков [С’] и [Ш].
При замене звука [Ч] на [Ц’] (или [Ц]) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции [Щ]. Если звук [Щ] усвоен, то получить [Ч] можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде [Т’].
Можно рекомендовать также такой прием постановки звука [Ч], при котором базой служит звук [Т’], произносимый с придыханием. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом или шпателем, то должно появиться верхнее [Ч], если же кончик языка просто отодвигается, то нижнее [Ч].
Впрочем, производным может быть не только звук [Ч] от [Щ], но и звук [Щ] от [Ч], если последний усвоен ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитного звука его фрикативную часть (чщ- — — — — — — — — -, чщ- — — — — -, щ — — — — — — — — — -).
Похожие статьи: Постановка звуков [Л], [Л’], Постановка звуков [Р], [Р’].
Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Любовь Николаенко
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Звуки, которые произносит ребёнок, образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной. В норме становление правильного произношения мягких шипящих (ч, щ)
происходит к четырём годам, а твёрдых шипящих (ш, ж)
к пяти годам. Именно к старшей группе детского сада
(5 – 6 лет)произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения артикуляционного аппарата и т. п., не имеют навыка правильного произношения шипящих звуков.
Правильная артикуляция шипящих звуков
Ш — губы чуть округлены, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий
Ж – так же, как ш, только голосок «проснулся»
. Горлышко дрожит. Ж– согласный, твёрдый, звонкий,
шипящий.
Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко. Звук Ч – согласный, мягкий, глухой, шипящий.
Щ — губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.
Недостатки в произношении шипящих звуков: межзубное, носовое боковое произношение.Кроме этого: «нижнее»
произношение звуков Ш, Ж
(напоминает звук Щ, отсутствие шипящих звуков и замены на другие звуки.
Для того чтобы детская речь была четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существует множество специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. А чтобы ребёнку было интересно выполнять артикуляционные упражнения для языка и губ, предлагаем вам использовать сказки. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.
Сказка «Завтрак Язычка»
«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковороду. (Упражнение «Сковорода»
: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.)
«Нет, не буду ничего жарить!»
Гномик убирает сковороду в шкаф.
(Язык убрать, рот закрыть.)«А впрочем, можно попробовать!»
Сковорода снова достается и ставится на плиту (Упражнение
«Сковорода»
). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку.
«Лучше чай!»
— думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение
«Чашечка»
: рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не
«подсаживала»
язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение
«Чашечка»
выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»
Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его зубами «та-та-та-…»
и губами:
«пя-пя-пя-…»
(Упражнение
«Месим тесто»
). Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнение
«Блинчик»
: удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд, важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.)Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё(Упражнение
«Вкусное варенье»
: улыбнуться, открыть рот; языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно смазать ее вареньем; нижняя губа не должна обтягивать зубы
(можно оттянуть ее вниз рукой)
.Будем надеяться,что с одной проблемой мы справились: язычок
научился быть широким.Переходим к следующему этапу: научим язычок удерживаться за верхними зубами.Но это уже следующая история:
Сказка «Смелый наездник собрался по грибы»
«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка»
: звонко
«поцокать»
язычком, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижна.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение
«Грибок»
: широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы
ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости)
и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать
«Грибок»
, удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).
На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок»
и удерживают язык как можно дольше.Идет как бы соревнование: чей грибок дольше простоит.)Мухоморы гномик брать не стал: они ведь ядовиты!Зато он насобирал полную корзину других грибов: белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение
«Грибок»
)».
Надо сказать, что упражнение «Грибок»
достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма
«шляпки»
будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению
«Лошадка»
и попросить
ребёнка не «отщелкивать»
язык во время
«цокота»
, а как можно дольше задержать
(застрять)
на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время
«застревания»
продлевается.
Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус»
. Это очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке
шипящих с давних пор. Широкий (в форме «чашечки»
) язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока
ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз»
в рот. … Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке
шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш, Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу.Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает»
язык. От подобных
«медвежьих»
услуг придётся отказаться.
Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком»
. Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям:
«Бублик»
: сомкнуть зубы, округлить вытянутые вперед губы, углы губ при этом не соприкасаются, губы не закрывают зубы, удерживать губы в такой позиции под счет до 5-10;
«Хобот»
: вытянуть губы вперед трубочкой, зубы разомкнуты.
Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно. Эти упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.
Постановка звуков [Ш], [Ж]
После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея»
ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть,шипит:
«Ш-ш-ш…»
. При этом стоит обратить внимание
ребёнка на то, что язык – «чашечка»
поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму
«трубочки»
. Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если
ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш-Ш-Ш-Ш]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?
— шипение воздуха, выходящего из шины;
— лес шумит на ветру;
— мышь скребётся под полом;
— шипение рассерженной кошки;
— шуршание осенней листвы под ногами и т. д.
Всё это ребёнок должен изобразить с помощью звука [Ш].
Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и «включить»
голос. Предварительно это проделывает сам взрослый, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу
(для ощущения вибрации)
.Самое время изобразить доброго жука и пожужжать:
«Ж-Ж-Ж-…»
. Кроме жука этот
звук издают:
— шмели,
— работающие электромоторы
Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается, за исключением более сложных случаев, при которых необходимо обратиться к логопеду.
Важно знать: следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.
Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка
Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты и самостоятельную речь ребенка. На занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука. Предложите ребёнку поиграть (со звуками, со словами, не говорите ему «Давай будем заниматься»
. Для занятий с детьми желательно использовать иллюстрированную литературу по автоматизации
шипящих звуков.
Когда же ребёнок будет в самостоятельной речи правильно произносить звуки Ш,Ж,Ч,Щ? Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься. Ну а если возникают проблемы – логопеды всегда готовы прийти вам на помощь.
Речевой материал:
Звук «Щ» в начале слова:
- щавель, счастье, счастливый;
- щука, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щуриться, щучий;
- щебень, щебетать, щебетун, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелчок, щенок, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щедрость, щей;
- щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлочь, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать;
- щи, щиколотка, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток;
Звук «Щ» в середине слова:
- роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать;
- чащоба, нащёлкать, защёлка, ещё, защёлка, мощёный, сгущённый, сгущёнка, трещотка, трущобы;
- расчёт, просчёт, отсчёт;
- ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, полощут;
- ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, кипящий, вещий, будущий, бегущий;
- из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище;
Звук «Щ» в конце слова:
- лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ;
Звук «Щ» в стечении согласных:
- хищник, изящный, помощник, мощный, овощной, насущный, общий;
- банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик;
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Щ] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Щ] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Щ]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [Щ] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок станет для Вас доступной. Необходимо только скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Хочется отметить, что дошкольный возраст — это время игровой деятельности. Поэтому все задания лучше обыгрывать, придумывать сюрпризные моменты и тогда малыш будет меньше уставать и заниматься с удовольствием. Предлагаю вам некоторые варианты игр. При помощи их Вы не только введете звук «Щ» в речь малыша, но и разовьете его грамматический строй.
Коррекционная работа над звуком [щ]план-конспект по логопедии на тему
Артикуляция звука [Щ]
Особенности артикуляции
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика
Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом.
Подготовительные упражнения для постановки звука [Щ]
К постановке звука [Щ] можно приступать, если ребенок правильно произносит звука [Ш]. Вначале необходимо попробовать постановку звука по подражанию (см. ). Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. Звук [Щ] произносится так же, как звук [Ш], только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.
Подготовительные упражнения
- Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет, подкладывая под язык свой палец (шпатель, чайная ложка) в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.
Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук [Ш]. Будет слышаться звук [Щ]. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются за счёт давления пальцем.
Необходимо добиться долгого звучания.
- Произносить звук без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.
Звук [Щ] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный звук). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Щ_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Щ]).
Если не получается, допускается произнесение звука, слогов и слов с подкладыванием пальца (палец должен прижимать язык к нёбу в средней части).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]
Образец: щ__а, щ__о, щ__ё щ__у, щ__и, щ__е
2) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в начале
Образец: щ__у-ка
Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в середине
Образец: ве-щ__и, пло-щ___адь
|
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]
Образец: ащ__, ощ__, ущ__, ыщ__, эщ__, ещ__, ёщ__, ющ__, ящ__
5) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в конце
Образец: ве-щь__, то-ва-pищ__
|
|
|
|
6) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Та-щ__у ве-щ__и
- Убегающий щенок.
- Кипящий котёл.
- Выращивание овощей.
- Поющий щегол.
- Полощу плащ.
- Тающий лёд.
- Ищу клещи.
- Помощь товарища.
- Маленькая щель.
- Ящик вещей.
- Дощатый пол.
- Тащу ящик.
- Блещут волны.
- Вьющийся плющ.
- Большущий лещ.
7) Проспрягать предложения
- Я ищу щётку.
- Я ищу щепки.
- Я тащу вещи.
- Я шагаю по площади.
- Я выращиваю овощи и щавель.
Образец:
- Я ищу ящик.
- Ты ищешь ящик.
- Он (она) ищет ящик.
- Мы ищем ящик.
- Вы ищите ящик.
- Они ищут ящик.
Произносить (читать) предложения
Образец: Вова поймал ле-щ__а. Щ__и варят из овощ___ей
- Дети ищут грибы.
- Петя надел плащ.
- Щенку дали хрящ.
- На помощь Ване пришёл товарищ.
- Луна освещает рощу.
- В озере лещи.
- Угощай товарища.
- В роще щеглы.
- Во дворе пищит ще¬нок.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- В роще аист крыльями поло¬щет.
- У меня пропал челнок, утащил его щенок.
- В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.
- Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!
9) Произносить (читать) чистоговорки
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.
- Чащи чаще в наше пуще. В нашей пуще чащи гуще.
- Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.
- Овощи тащи – будут щи.
- Щуку и леща в роще не сыщешь.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Щучке плыть, вокруг леща, плавниками трепеща.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Да у щётки половой палка есть над головой.
- Палка щёлк, щенков с плеча!
- Два щенка ушли, ворча!
- Ща-ща-ща, ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
- Ще-ще-ще, ще-ще-ще – дождь идёт, а я в плаще.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя не отыщу.
- Щи-щи-щи, щи-щи-щи – ты иди, меня ищи.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вот теперь-то отыщу.
10) Произносить (читать) и пересказывать текст
Щеглята
Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти¬ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.
11) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Мой щенок
Щенок такой тщедушный был. Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!