Используем методику «Сюжетные картинки» для определения понимания детьми нравственных норм

Дата: 23 марта 2021 Автор: Ирина Гифт Рубрика: Школа

Умение отличать хорошее от плохого является одной из важнейших составляющих межличностных отношений. Ведь свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Дошкольный и младший школьный возраст — годы активной социализации, когда ребёнок учится эффективно взаимодействовать с другими людьми, не нарушая их личных границ. Для оценки того, насколько адекватны сложившиеся у ребёнка представления о нравственности, используется методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки».

Методика «Сюжетные картинки»: автор, суть, цель

Автор методики Румия Рашидовна Калинина, кандидат психологических наук из Пскова, занимается разработкой программ помощи детям, имеющим отклонения, связанные с психическими реакциями на окружающий мир, и помогает в нормализации семейных отношений. Тест «Сюжетные картинки» применяется для изучения понимания ребятами дошкольного и младшего школьного возраста нравственных норм поведения. Малышам 4–5 лет в индивидуальном порядке предлагаются пары картинок, на которых представлены сюжеты, иллюстрирующие следующие понятия:

  • щедрость и жадность;
  • отзывчивость и равнодушие;
  • дружелюбие и конфликтность;
  • аккуратность и неопрятность.

Для детей 6–8 лет добавляется пара «вежливость — невнимание». Задача тестируемых заключается в том, чтобы классифицировать изображения по двум стопкам: положительные поступки и отрицательные.

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего, чем человек есть человек.

Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик XIX века


Без понимания элементарных норм поведения ребёнок не сможет пройти этап социализации в кругу сверстников

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок.

В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения.

Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом.

При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы [14, с.187].

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех, словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).

Цель практических методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помогать усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детской саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное)

Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. При рассматривании картины «Осень» из серии «Наша Таня» педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты. Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали.

Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. В данном случае вопросы педагога помогают малышам раскрыть настроение девочки — они увидели ее улыбку и поняли, почему девочка радуется.

Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления (Куда же делись листья с кустов?» — «Они упали на траву). Анализ осеннего пейзажа проходит не в отрыве от действий героя, а в тесной взаимосвязи, что обеспечивало целостность восприятия картины. Вопрос «Где собирала девочка листья?» одновременно поддерживал интерес к главному персонажу и выделял новые аспекты картины.

Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины. «Девочка гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключает внимание детей на описание одежды девочки. Ребята не только называют предметы одежды, но и объясняют, почему осенью одеваются тепло.

Таким образом, последовательность вопросов обеспечивает целостность восприятия картины и помогает детям сделать правильный вывод: «Девочке весело гулять в саду осенью» [9, с.84].

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют), дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляется в их памяти.

Занятие должно завершаться обобщающим рассказом педагога. Это дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения («В саду на деревьях пожелтели листья. Желтые листья падают с деревьев и кустов. Кругом желтеют листья. Елочка зеленеет в саду» и др.).

Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин.

Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание.

Картина «Едем на лошадке» (из серии «Мы играем») там дает материал для интересных, содержательных высказываний детей. Показ картины можно сочетать с демонстрацией игрушки лошадки.

Живой, содержательный и в то же время лаконичный рассказ воспитателя помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ с картиной.

В старших группах на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней — учить детей описывать изображенное на картине [5, с.39].

У детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые развиваются и совершенствуются в старшей группе. В данном возрасте по-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.). Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостное восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятии рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей и подготовительной группах.

Многообразие методов и приемов используемых в работе с дошкольниками позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении.

Проведение теста Р.Р. Калининой среди дошкольников и младших школьников

Для организации диагностики понадобится набор из 8 (для детей 4–5 лет) или 10 изображений (для 6–8-летних испытуемых), а также протокол в удобной для экспериментатора форме. Алгоритм проведения тестирования таков:

  1. Ребёнок получает карточки с изображениями.
  2. Организатор определяет задачу: «Разложи картинки в две стопки, чтобы в одной были изображения хороших поступков, а в другой — плохих».
  3. Взрослому также требуется оговорить следующее: несмотря на отсутствие временных рамок, слишком долго думать над каждой карточкой не стоит.
  4. После того как малыш классифицирует все картинки, взрослому потребуется снова разложить их перед испытуемым и задать вопросы: «Какое настроение у мальчика?», «Почему ты так думаешь?». Детям 6 лет и старше предлагаются только пары 2, 3, 5, а вопрос звучит так: «Что чувствуют герои картинок, как думаешь?», «Почему?».

Объяснения ребёнка и его эмоциональные реакции полагается фиксировать в протоколе по ходу работы с изображениями.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Серия картинок для тестирования

Обработка и интерпретация результатов


Если ребёнок плохо справился с заданием, то стоит задумать о том, чтобы обратиться к психологу

В зависимости от качества выполнения задания малыш получает следующие оценки:

  • 0 очков — картинки разложены неправильно, ребёнок не проявляет эмоциональную реакцию на изображённый поступок или отказывается отвечать;
  • 1 балл — испытуемый распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией;
  • 2 очка — тестируемый правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции (при всей адекватности) выражены очень слабо;
  • 3 очка — испытуемый корректно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал этическую норму и проявил адекватную яркость эмоциональных реакций с помощью мимики, жестов и так далее.

Нормой считается результат в 3 балла. Если малыш неуверенно даёт оценку изображённым поступкам героев и получает 2 очка, то для исправления ситуации психологи советуют больше читать с ребёнком и анализировать вместе с ним поступки героев. Так маленькому человечку будет легче научиться оценивать и свои, и чужие действия. В случае если ребёнок получил 1 балл или вообще 0, без помощи специалиста по возрастной психологии не обойтись.

Тестирование по методике «Сюжетные картинки» не требует много времени, а результат такой простой диагностики может стать первым признаком того, что у малыша есть какие-либо отклонения. Приём позволит разработать стратегию коррекционной работы с тем или иным испытуемым, чтобы помочь ему развиваться гармоничной личностью.

Стимульный материал для детей младшей группы.

В картинках представлены следующие полярные по своим харак­теристикам нравственные нормы.

I. Доброта — жадность:

1. мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;

2. девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей.

II. Отзывчивость — равнодушие:

1. маленькая девочка плачет, другая ее утешает; выражение лица второй девочки сочувствующее;

2. один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой, пока­зывая на него пальцем, смеется.

III. Дружелюбие — конфликтность:

1. дети дружно играют вместе, строят башню из кубиков;

2. мальчик отнимает игрушечную лошадку у девочки.

IV. Аккуратность — неаккуратность:

1. девочка причесывается перед зеркалом;

2. девочка в грязном платье, непричесанная, вырывает листы из книги.

Предъявление задания для детей младшей группы.

Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картин­ки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо и на которых — плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После того как ребенок разложил картинки, воспитатель снова рас­кладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.

Стимульный материал для детей средней и старшей групп.

К четырем парам картинок, используемым для диагностики детей младшей группы, добавляется пятая пара — вежливость — невнима­ние к взрослым:

1. ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;

2. бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется.

Предъявление задания для детей средней и старшей групп.

После предъявления каждой пары картинок детям старшего до­школьного возраста задается вопрос: «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания перед ребенком поочередно (по одной) раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопро­сы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

Обработка результатов.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображениями как положительных, так и отри­цательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или от­сутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные проявления при оценке поступков не выражены. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновыва­ет свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла — ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновы­вает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте — называет мораль­ную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]