Автоматизация звука Чкартотека по логопедии на тему


Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.

Занятия с ребенком

Прежде всего надо убедиться, что фонематический слух у ребенка развит достаточно, а если нет, то необходимо заняться его развитием (например, в ходе следующих упражнений: определить, есть ли этот звук в слове, где он стоит — в начале, в середине или в конце слова; придумать слова с данным звуком; отобрать картинки, в названиях которых он содержится, и т. д.).

Необходимо делать артикуляционную гимнастику в виде упражнений-игр. Такая гимнастика должна прозодиться ежедневно (а еще лучше несколько раз в день) по 5—10 минут. Взрослые показывают малышу определенные движения губ и языка, а затем он сам контролирует себя с помощью зеркала. Заниматься с ребенком, конечно, может только тот, кто сам правильно произносит данный звук.

К исправлению звука «ч» можно приступать только в том случае, если правильно произносится звук «ш», так как мягкое произнесение «ш» — элемент правильного произнесения «ч». Если «ш» ребенок произносит верно, то можно заняться сразу самим звуком «ч». В момент отчетливого произнесения «ть», когда язык напряжен и поднят к верхним зубам, вы шпателем, палочкой или просто пальцем отодвигаете его слегка назад и вверх к альвеолам. Одновременно слегка нажимаете пальцами на углы рта, выдвигая тем самым губы вперед. При таком положении губ и языка вместо «ть» получается «ч». То же упражнение можно делать, произнеся не звук «ть», а слог «ать», получится слог «ач».

Звук ребенку мы «поставили». Но от единичного его произнесения, да еще с посторонней помощью, до правильного употребления в речи еще далеко. Переходим к закреплению (автоматизации) звука. Делать это лучше всего в обратных слогах: «ач», «оч», «уч», «ич». Затем произнесение закрепляется между гласными («ача», «ачо», «ачу») в прямых слогах. Далее надо провести закрепление звука в различных словах, фразах, стихотворениях.

После закрепления правильного звука ведется работа по его различению среди других, сходных по звучанию. Звук «ч» может смешиваться с «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц». Следует обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции звуков, в звучании. Сначала научите его различать изолированные звуки, затем их же в составе слога, слова и предложения. Особое внимание в этой работе надо обратить на слова, в которых одновременно находятся оба смешиваемых звука, например: «ученица», «чернильница» и т. д. Ребенок или повторяет эти трудные для него слова за взрослыми, или называет картинки, или придумывает предложения.

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Словосочетания и фразы на звук Ч

Словосочетания на звук Ч в начале, в конце слова в односложных словах.

Час чистоты, чан чугунный, чай чага, часть чашки, чёс бычка, молчи Чук, чей чуб, чек Чука, честь Чука, червь торчит, чужой чиж, чирк спичку, грач чумазый, плач Чука, врач чувствует, лечь плача, ищу дичь, жечь свечу, чумная ночь, меч чугунный, печь горяча, речь текуча, сечь мечом, сыч чует, течь ручья, ночной луч, дочь Чука, мяч чумазый, ткач чистит, клич грача, ключ торчит, френч запачкан, матч закончен, прочь грач, спечь кулич, кирпичная печь, чум чукчи, Чук молчун, чугунный чан, лечит врач, черная ночь, вечерний чай, вечерний луч, дичь горчит, прыгучий мяч,

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом.

Чача вонюча, чары чаруют, чадо чудное, чаша чая, чаща чубушника, чага чёрная, чуни чёсанные, чудо ночь, чума чёрная, ночное Чили, часы чинят, чета почётная, дача Чука, куча мячей, хочу лечо, чёрная туча, хочу чачу, учу чинить, шучу часто, чага чадит, черепаха Чапа, горячее лечо, чары чародея, чело человека.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с открытым слогом.

Часики починили, чучело черно, ночные чудеса, чудное чудище, чужая чаща, чужие чуваши, чищу чешую, четыре часа, череда чудес, чащоба чёрная, чепуха Чука, череда удач, хочу удачу, задача Чука, начало задачи, удачная добыча, чищу алычу, качаться часто, выдача задач, подача дичи, горячо очень, учёба отличная, ночная лачуга, пичуга чистит, кипячу чагу, лучина печёт, чистое личико, учиться отлично, чучело пачкает, чёрная пучина, чёрная тучища, чешуя щучины, качели качают, получу сдачу, сдача зачёта, кипячу молочко, начало учебы, выучу задачу.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слова в 2-х сложных словах с открытым слогом, со стечением в середине слова, в начале слова.

Чайка чует, чашка течёт, чарка чистая, чёлка начёсана, чётки чеканят, чётче речь, чукча точит, печная чурка, чистое чувство, чутьё чайки, чешки чистые, число четыре, чипсы запечены, черчу черту, черта чертежа, чисто очень, чистка печи, харчо Чука, плечо чистое, чистое ранчо, лучше молчи, чукча молчи, почти чисто, задача почты, чистая почта, печёные почки, печка печёт, бочка чачи, чудная ночка, тачка отличная, дачка чистая, кучка почвы, щучка прячется, пачка чипсов, речка течёт, чёрная тучка, мочи ручку, мечта Чука, Жучка мечтает, мачта качается, дочка читает, бычки скачут, мульча почвы, точно почта, вечно мечтает, лично чеканит, часто чихает, мечта летчика.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине, в конце слова в 2-х сложных словах с закрытым слогом.

Чёрный чугун, чистый чулок, чудной чудак, ночной чудик, чужой человек, чулан чистый, чуять ночь, чуток чудит, череп черепахи, челюсть человека, чинить чемодан, читать чтиво, чихать часто, чехол очков, часок чудить, через час, чибис чистит, чижик чирикает, чистый чепец, очаг печёт, печаль мучает, печать печатает, кочан чистят, качать плечи, начать читать, мычать часто, рычать часто, сачок чистый, бычок качается, учёт бачков, зачёс чёлки, зачёт учтён, лучик света, мячик накачен, чудесный вечер, учить зачёт, лечить бычка, печень бычка, мочить почки, кучер скачет, ручей течёт, зачем прячешь, учесть чётки, запечь кулич, печь калач, горечь печали, богач скачет, колюч мяч, чужой завуч, мелочь чеканят, жучок усач, жучок рогач, силач качает, палач мечтает, беречь человека, выжечь щучку, выпечь калач, допечь кулич, зажечь свечу, помочь человеку, бычок мычит, чёрный чехол, чудной чулок, чужой чулан, чудак Чаплин, чужая печаль.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слова в 2-х сложных словах со стечением согласных в середине с закрытым слогом.

Чайник чистый, Чаплин ночует, чавкать часто, чёрный человек, чёрствый кулич, чёткий чертёж, чётный четверг, чешу чубчик, чуткий человек, чертёж чиркает, чеснок чищу, чертить черту, чердак чёрный, челнок , черпать черпаком, молчать часто, топчан чистый, торчит червяк, кирпич чистый, обруч кручу, полночь черна, космач человек, циркач чеканит, скрипач циркач, горбач чихает, горлач кричит, чахлый чихнул, чугунный чурбан, кручу обруч, молчун молчит, жгучий перчик, почтальон Печкин.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слов, в 3-х сложных словах с открытым слогом со стечением согласных в начале, в середине слова.

Чайница чистая, чарочка течёт, чашечка чистая, чёлочка начёсана, Чукотка чарует, чужбина печалит, частица Чукотки, частое чиханье, чистюля Чук, чистая читальня, часовня чарует, черешня чернеет, чешуйка щучки, чернила чёрные, чечётку чеканят, чернуха трубочист, чесотка собачки, черника пачкает, чеканку починить, чистота чайника, чаинка чая, качалка силача, тачанка чекиста, мочалка чистая, раздача калачей, саранча скачет, речонка течёт, ручонка чистая, дочурка чихает, дочушка качает, кольчуга человека, печурка печёт, пичужка чирикает, личинка торчит, ветчина запечена, начинка черника, кочерга печи, починка тачанки, точилка точит, тычинка пачкает, плечики запечатаны, Ниночка ткачиха, Вовочка трубочист, Ванечка чист, Анечка читает, Димочка мечтает, Танечка чудит, Геночка чинит, Леночка мечтает, Юрочка чеканит, Ирочка печёт, Тёмочка читает, водичка течёт, палочка чертит, шапочка чистая, щипчики точат, веточка почек, кулачки стучат, лодочка чистая, зайчиха чихает, биточки печёт, дощечка пачкает, выпечка черствеет, нянечка печёт, розочка чарует, курочка кудахчет, корочка чёрствая, лямочка липучка, булочка черничная, ёлочка чудесная, лавочка девочки, собачка чует, казачка печёт, козочка чует, вазочка Ниночки, удочка дочки, кусачки точат, папочка чихает, баночка яблочек, пеночка птичка, дудочка дочки, уточка чистая, ниточка верёвочка, ванночка пахучая, мамочка чудесная, девочка печальная, ветчина пахучая, волчиха мчится, купчиха чихает, колечко прячу, леечка чёрная, ночная бабочка, добытчик жемчуга, чашечка чая, веточка черёмухи, черешня почернела, печеные кабачки.

Словосочетания на звук Ч в начале, в середине слова в 3-х сложных словах с закрытым слогом.

Чугунок чинят, чугунный топчан, чумазый человек, чищеный топчан, читатель читает, чиненый топчан, чемодан чинят, чародей чарует, чистый черешок, честный человек, хочу чебурек, часовой человек, часочек читаю, часовщик чинит, закачать зачёт, печатать зачёт, зачаток тычинки, бочонок чистят, пучочек чеснока, пятачок чистый, паучок чёрный, маячок лучистый, мочёный кулич, учёный честный, язычок чистый, кулачок стучит, каучук мяч, учуять мяч, учитель учит, заячий кочан, зачитать зачётку, липучий мяч, очищать кочан, горячий харчо, колючий мячик, могучий силач, кусочек кулича, кочегар горяч, ученик учится, очередь читает, почитай почаще, вычищать лачугу, дочинить часики, дочитать, дочищать лачугу, чудак человек, коричневый чемодан, чокнутый человек, чародей чудит, мочалил мочалку, печёная печёнка, могучий зайчонок, горячий чайник, могучий человек, царевич чудак, царевич бородач, Горыныч чудак.

Сложные словосочетания со звуком Ч.

Заварочный чайник, улыбчивый лётчик, чёрные перчатки, молчание разведчика, доверчивый пинчер, забывчивый мальчик, чешуйчатая черепаха, «Чукокалка» Чуковского, разговорчивый переводчик, чудное чудачество, чумазая чушка, чёрный чернослив, любимчик учителя, чудная черёмуха, четвёртый чёлн, чернокожий чемпион, червленая кольчуга, моченые яблочки, пахучая ветчина, летучий одуванчик, ученый галчонок, загадочный чародей, драчливый волчонок, включи кнопочку, отличник учит.

Предложения из 3 слов.

Очарованье лунной ночи. Чугунок в печи. Чай из чашки. Чаинка в чае. Чай в чайхане. Чайник под чехлом. Огурчик с горчинкой. От чахотки чахнут. Перчатки из овчины. Толчея в харчевне. Докладчик с Камчатки. Чуваш в Чувашии. Отчёт подрядчика. Чаепитие в чайхане. Чукча на Чукотке. Чуть-чуть чадит. На чучеле чалма. Плачу от печали. Булочка в булочной. На топчане бочка. На тумбочке кофточка. Дергач у бородача. В печке горячо. Чок-чок каблучок. Крючок на удочке. Печенье с начинкой. Платочек в цветочек. Кузнечик в кулачке. Печенье в печи. Кочерга у печки. Мальчик в маечке. Девочка в юбочке. Кривичи и угличи. Чебурашка в очках. Черепаха в платочке. Чемодан под диванчиком. Ключик от шкафчика. Кочет кличет квочек. Девочка получила мяч. Кочевники поменяли кочевье. Чеботарь чинил чеботы. Человек человеку друг. Девочка чинит чулки. Волчонок учуял овечек. Королевич печёт кулич. Начинанию прочили удачу. Врач лечит человека. Бочар чинил бочки.

Предложения из 4 слов.

К чаю подали печенье. Кочегар кочегарит в кочегарке. Получен чек на чернила. Говори четче и короче. Чибис и чиж чирикают. Учитель учит учеников черчению. Кричит чирок, чирикают пичуги. Чужеземец — чуждый нам чужак. Ниночка чутьём чует что – то. Олечку лечили черемуховым отваром. Ученик ничего не отвечал. У мальчиков привычки мальчишечьи. У девчонок привычки девчоночьи. Чучело чудовища читало «Чаян». Началась передача об удаче. Возле печи торчит топчан. Чемпиона на чемпионате чествовали. Бабочка качается на веточке. Курочка ночует на жёрдочке. Зайчик качался на качелях. Чужая Шапочка у девочки. Ниночка чапает в ботиночках. Не лови удочкой бабочек. Чует волк, где добыча. Нужда научит калачи печь.

Предложения из 5 слов.

Танечкины очки упали в тапочки. У девочек были печальные личики. Мяч и обруч для девочек. Чуткий начальник огорчен печалью подчиненного. Почтальон прочёл почти всю почту. Чтец читает чушь на вечеринке. На кочке отчаянно кудахчет квочка. Что хочу, то и ворочу. Молочник и булочник молочай мочили. Черевички у черепахи чересчур чёрные. Хочу учу, не хочу молчу! Очки в вазочке на тумбочке. Черепаха получила яблочки в посылочке. Чумазая мордочка Жучки почуяла кусочек. У мальчика в кулачке бабочка. Овчар гнал овечек в овчарню. Крольчонок у крольчихи попросил черники. Водичка, водичка, умой мое личико. Леночка плачет – она ударилась коленочкой. Куда иголочка, туда и ниточка. Наш чин не любит овчин.

Предложения из 6 -8 слов.

На дачке есть тачка у водокачки. Овчар в овчарне ворчал на овчарку, она рычала. У мальчика удочка и червячки в баночке. Читали чинные чукчи в чуме-читальне. Отвечу в лачуге врачу: «Плачу, но долги плачу». Девочка починила «дочке» чулочки, чепчик и перчаточки. Горячая мечта летчика — точно «вычерченный» полет ночью. Белочка на веточке, уточка на речке. Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат. Червячок и паучок — молчок и под каблучок. На тачке привезли кирпичи для дачки. На листочке – точка, а у мачехи дочка. К причалу причаливают, от причала отчаливают. На дачном участке куча чищеной черепицы. Одна кнопочка на курточке была черная. На одуванчике оказалась липучая личинка бабочки. Вечер у лодочника закончился чаепитием с печеньем. Метёлочка на лавочке, ленточка на палочке. Девочку Леночку мамочка купала в ванночке. Куча бечевочек, веревочек, крючочков и прочей мелочи чернела на полочке. Карточки у врача лежат в коробочке. Почтальон взял справочник по Челябинску у начальника почты. У Леночки чудные ленточки в косичках. Мальчик в коричневой курточке и девочка в черных чу­лочках, крича и плача, мчались в бричке на почту. Возьми на полочке баночку с гречкой. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. Чемодан пшенички для курочки и уточки. Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Какая мелочь – мочалкой мочалят в полночь. Дай жгучий перчик для гречки с ветчиной. Калачи на печи, как огонь, горячи. Чукчи не подходили к черному чуму. Вечером черепаха чапает на встречу с паучком. Почту прочту — и в Читу лечу. Ученый прячет в печке задачник по черчению. В чемоданы прячут крючочки и колечки. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Статью подготовила и составила Боровская Елена Юрьевна Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

Постановка звука [Ч] двумя способами

Шмакова Елена

Постановка звука [Ч] двумя способами

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов)

. Затем
постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?»


«Ч-ч-ч»
.
«Как стрекочет кузнечик?»

«Ч-ч-ч»
.
«Как успокоить расшумевшегося малыша?»

«Ч-ч-ч»
.

Постановка и автоматизация звука [Ч].

Аффрикат, слитный (Т,Ш: Т — не язычно — зубной, а язычно альвеольный; Ш — верхнее, глухой, ротовой, смычно — щелевой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами)

сжаты или сближены
(2 — 3)
мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам — смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение
«верхнего»
Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму
«чашечки»
. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ, что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.

Постановка. Слухо — зрительный анализ до звука, неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов)

. Тактильно — вибрационные ощущения. АШ — АЧ
(кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол — продвигаем его дальше)
. Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц — губы не лабиализованы, а при Ч — лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.

Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм»

Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при
звуке «Ш»
.Слухо — зрительно + тактильно — вибрационные ощущения при при
звуке Ш. Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч»
.
«Свистящий сигматизм»
Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц.
«Боковой сигматизм»
. Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами.
Звук ставим заново.
Автоматизация звука [Ч]. Правильно проговариваем звук [Ч] в слогах. ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА,, ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА

.Проговариваем звук Ч в словах. ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук [Ч] между гласными звуками АЧА, ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах. КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах. ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ. Проговариваем звук Ч словах. ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук [Ч] в предложениях. НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как он их выполняет. Каждое упражнение выполняется минимум по три раза.

  • “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
  • “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
  • “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
  • “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
  • “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
  • “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
  • “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.

Упражнения для губ

  • “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
  • “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
  • “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.

Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.

Как правильно произносить звук ” ч”?

Звук этот сложный, представляет собой единство, тесное соединение «ть» и «щ», которые произносятся слитно один за другим. В первый момент произнесения язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка при этом занимают такое же положение, как при звуке “щ”. Мягкое нёбо поднято, проход в нос закрыт (звук ротовой), голосовые складки разомкнуты, между ними голосовая щель (звук глухой). Вслед за этим передний край языка отскакивает в положение, нужное для звука «щ», смычка переднего края языка с нёбом как бы взрывается.

Такова нормальная артикуляция данного звука. Мы рассказали, как правильно произносить звук ” ч” подробно потому, что занятия с ребенком нельзя вести вслепую, не представляя себе положения органов артикуляции при том или ином звуке.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Автоматизация звука Ч

  • Проговорить звук ч, четко и прерывисто.
  • Произнести ччч, протягивая звук.
  • Игра “Поймай звук”. Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, как только услышит звук ч. Потом упражнение усложняется – взрослый произносит не просто звуки, а целые слова.
  • Игра “Повторушка”. Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет их. Важно следить за правильностью произношения. Пример слогов: ча-ча-ча, чу-чу-чу, че-че-че, чо-чо-чо, чи-чи-чи.
  • “Считалочка”. Посчитать от 1 до 10 мячи, а потом ключи (один мяч, два мяча и т.д.).
  • “Ласковое слово”. Взрослый говорит слово, ребенок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. (Пень-пенечек, рука-ручка, вода-водичка).
  • “Сложные слова и словосочетания”. Произнести слова чечевица, чечетка, чукча, чепчик, а затем словосочетания – мамочкина шапочка, чай в чашке, Ванечкин зайчик, Аничкин мячик.

Постановка звука Чметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.

Подготовительная работа

Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размять язвчок и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.

1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.

2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».

Постановка звука «Ч»

Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.

1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ». При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2. Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.

Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.

Автоматизация звука «Ч»

Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.

1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи». Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2. «Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца —ча — ща – тацо — чо — що – тоцу —чу — щу – ту
цы —чи — щи – тице —че — ще – теща —ча — ца – та
що — чо — цо – тощу — чу — цу – тущи — чи — цы – ты
ще —че — це – теац — ач — ащ – атоц — оч — ощ – от
уц — уч — ущ – утяц — яч — ящ – ятиц — ич — ищ – ит
ец — еч — ещ – етащ —ач — ац – атощ —оч — оц – от
ущ —уч — уц – утящ — яч — яц – ятищ —ич — иц – ит
ещ —еч — ец – ут
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]