LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый. ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ: У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной.. Теленок — …, Кошка — …, Кролик — … ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ: Название. Внешний вид. Чем питается. Где живет. Как голос подает. Какую пользу приносит. Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные: — собака и пес охраняют дом; — кошка и кот ловят мышей; — корова дает молоко и мясо, а бык только мясо; — лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом; — свинья и хряк дают мясо и щетину; — овца и баран — шерсть и мясо; — кролик и крольчиха дают мех; — козел дает шерсть, коза — шерсть и молоко. Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ: Какое тело? Чем покрыто? Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…? Чем питаются? Где живут?Игра: «Скажи, какая?» ( Прилагательные, характеризующие внешний вид). Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная, Игра: «Назови повадки» ( Прилагательные характеризующие повадки животного). Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная, Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов) Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая. Игра : «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря ) Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается. Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного) Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки. Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе) Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т .д. Игра: «Чья , Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные) Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д. Игра: «Сложные слова» Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая. СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ. Пудель — цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и , кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы. Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака : не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт. Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы. Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе. Колли – собака — поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т .д. Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец. Лайка – ездовая собака, возит людей на санках. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ» Спит под крылечком Хвостик колечком, Лает, кусает, В дом не пускает (собака). Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т .д. Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников. Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА. Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы. Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗА. — Понравился ли рассказ, чем именно? Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений: — Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом) — С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб) — Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина) — Что делала женщина, о чём говорила? ( Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка) — Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку). — Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива) — Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она) — Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом) — Что подумали пожарные? ( Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его) — Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки) ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА. ПЕРЕСКАЗ.
Тема недели «Домашние животные»
Дети должны знать:
— названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь; — названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок; — понятие «домашние животные»; — внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают; — где живут, какую пользу приносят;
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.
Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;
Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».
Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец) Хоть капельку- на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках) Творогу немножечко, на обеих руках. Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)
Грамматический строй речи
— Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):
кошка – кошки – много кошек жеребёнок – жеребята – много жеребят собака – собаки – много собак котёнок – котята – много котят свинья – свиньи – много свиней лошадь – лошади – много лошадей
— Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
корова – коровка лошадь – лошадка кошка – кошечка овца – овечка собака – собачка овца – овечка баран — барашек
— Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :
Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов Одна кошка, …, пять кошек Одна собака, …, пять собак Одна лошадь, …, пять лошадей Одна овца, …, пять овец Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров
— Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :
Сторожит, грызёт, лает? – собака Хрюкает, роет? – свинья Ржет, бегает, скачет? – лошадь Мяукает, лакает, царапается? – кошка Мычит, жуёт, ходит? — корова
— Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):
Коза – козёл – козлята Корова – бык – телята Свинья – кабан – поросята Лошадь – конь – жеребята Собака – пёс – щенята Овца – баран – ягнята Кошка – кот – котята Коза – козёл – козлята
— Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:
Лошадь ржёт. Овца блеет. Собака лает, рычит. Кошка мурлыкает, мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит.
— Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):
Конура собаки. — Чья конура? – собачья. Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье. Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи. Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий. Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные. Борода козы. — Чья борода? – козлиная. Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.
— Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):
в коровнике живёт (кто?) – корова в свинарнике живёт (кто?) – свинья в конуре живёт (кто?) – собака в сарае живут (кто?) – овца, баран в хлеву живет (кто?) – коза
— Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:
Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом). Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу). Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).
— Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:
Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих. Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко. Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко. Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте. Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.
— Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.
Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.
Советы логопеда родителям
Показать ребёнку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, козу, лошадь, свинью, овцу. Обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются.
Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние животные.
Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации.
Примерные вопросы к детям:
— Почему эти животные называются «домашними»? — Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)? — Зачем у лошади на ногах копыта? — Почему не слышно, как кошка ходит?