«Звук А. Буква А».план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)


Звук [а], буква А. Конспект занятия для подготовительной к школе группы

Тема: «Звук [а], буква А»

Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука; дать понятие о предложении, показать,что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения, учить определять количество слов в предложении;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы, умение выделять гласный звук в начале слова, подбирать слова с заданным звуком, закреплять умение составлять небольшие предложения;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать друг друга, навык самоконтроля за речью.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, пеналы с раздаточным материалом, схемы предложений(полоски), сюжетные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Д/и «Узнай звук по беззвучной артикуляции»

  1. Загадывание загадки.

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны Так приятен он на вкус, И зовут его …(арбуз). — Какой первый звук слышится в слове «арбуз»? — Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды (ни губы, ни зубы, ни язык, ничто не мешает воздуху свободно выходить изо рта). — Гласный или согласный звук [а]? Почему вы решили, что звук [а] гласный? (во рту нет преграды). Какой костюм носит звук [а]? (красный). Что любит « делать» звук [а]? (петь, тянуть свою песенку, гласить). Пропойте звук [а] (тихо – громко – прерывисто, высоко – низко). — Звук [а] живет в квартирке — букве «А». Букву мы видим, читаем и пишем. А звук слышим и произносим. 3. Д/и «Кто внимательный?» — хлопнуть в ладоши, услышав звук [а]. а) в звуковом ряду: о, у, а, и, а, ы, а, э, а, е, а. б) в слогах: ам, ум, ка, пы, та, па, ак, ос, са. а) в словах: азбука, кот, рука, ноги, окна, мак, Маша, синий, автобус … 4. Рассказ логопеда. Однажды дедушка привез Алеше фрукты и большой сахарный арбуз. Алеша решил угостить арбузом своих друзей. Отгадайте, как звали друзей Алеши, если их имена начинались на звук [а] (Антон, Артем, Андрей, Аня, Алена, Арсений, Алина, Альбина, Алиса, Александр, Алла, Анжела, Анфиса, Аркадий …)? Какими фруктами Алеша угостил своих друзей, если в названии фруктов слышался первый звук [а] (айва, ананас, алыча, апельсин)? 5. Звуковой анализ: ак, ам, ка, ма. 6. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. 7. – Ребята, вам понятно, что я сейчас скажу: «Алеша, рисовать, автобус»? Было непонятно, потому что слова у меня не дружили, между ними не было согласия. Послушайте, понятно, что я сейчас скажу: «Алеша рисует автобус»? О ком вы узнали? Что делает Алеша? Что он рисует? Слова в предложении «дружат», они связаны между собой по смыслу. Это предложение можно выложить полосками. Какое первое слово? (второе, третье) 8. Составление предложений детьми по картинкам, выкладывание схем (дать имя ребенку, изображенному на картинке, начинающееся на звук [а]). 9. Итог. — С каким звуком мы познакомились? А в конце игра для вас В ней проверим мы сейчас Ваше умение: Различать слова и предложения.

— Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите «слово». Если предложение – руки поставьте в стороны и скажите «предложение».

«Звук и буква А». Занятие по обучению грамоте

Программное содержание:
— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

а) «Гнездо»;

б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

а) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?

Автор: Андронова Наталья Андреевна учитель-логопед, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня» Россия, Иркутская область, г. Иркутск.

Статья размещена в авторской редакции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]