Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.
В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Наши задачи понятны, поэтому в путь!
Что такое тембр и от чего он зависит
Тембр – это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.
Звуки речи имеют основной тон и частичные подтоны, называемые обертонами. Совокупность обертонов создает индивидуальный для каждого человека тембр.
Он зависит от физиологических особенностей человека: от строения голосовых связок – их длины, ширины, упругости, подвижности, от объема трахеи, от строения резонаторных полостей – глотки, ротовой, носовой полостей, придаточных пазух носа.
Виды тембров
Все голоса делятся на несколько типов в зависимости от диапазона звуков, который они могут охватить. У мужчин это тенор, баритон, бас.
У женщин – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Каждый тип делится на несколько подтипов, которые, находясь в одном звуковом диапазоне, отличаются друг от друга, благодаря разным тембрам исполнителей.
Тенор – это самый высокий мужской певческий голос.
Различают следующие виды тенора:
- альтино (контртенор). Очень высокий, редкий голос, напоминающий женский;
- легкий тенор. Высокий голос, имеющий более низкий, грудной обертон;
- лирический тенор. Отличается мягкой, нежной окраской. Его обладателем был Сергей Лемешев;
- лирико-драматический тенор. Близок к лирическому тенору, но имеет более глубокие обертоны;
- драматический тенор. Самый низкий из теноров, близок к баритону.
Баритон — средний по звучанию голос, самый распространенный. Баритон бывает:
- лирический. Близок к драматическому тенору, но имеет более глубокий оттенок;
- лирико-драматический. Самый яркий представитель семейства баритонов. Им обладали Муслим Магомаев, Георг Отс;
- драматический. Более низкий, сильный насыщенный оттенок. Драматическим баритоном обладал Дмитрий Хворостовский.
Бас – самый низкий по звучанию голос. Бас бывает:
- высокий (бас-баритон). Самый яркий, светлый представитель семейства. Известный обладатель баса-баритона – Федор Шаляпин;
- центральный (драматический). Твердый, звучный, тяжелый бас;
- низкий (бас-профундо). Очень редкий, густой, низкий голос. Таким обладал Борис Штоколов.
Сопрано – самый высокий женский голос. В зависимости от тембра сопрано может быть: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое. Колоратурное сопрано — самое легкое, звонкое, воздушное. Драматическое – самое низкое, глубокое.
Меццо-сопрано – средний по высоте голос. Тембр меццо-сопрано теплый, густой, насыщенный. Оно также бывает колоратурное, лирическое, драматическое. Обладательницы меццо-сопрано – Елена Образцова, Любовь Казарновская.
Контральто – низкий женский голос, встречается гораздо реже, чем сопрано и меццо-сопрано. Современная обладательница контральто — польская оперная певица Эва Подлещ.
Детские голоса принято разделять на низкие (альт) и высокие (сопрано у девочек, дискант у мальчиков).
Радикальные меры
Те, кто совсем отчаялся и готов на самые решительные перемены, могут рассмотреть возможность хирургического вмешательства.
Операция с целью изменения тембра голоса называется глоттопластикой. Она проводится под наркозом. В голосовые складки пациента вводится биогель. После процедуры назначается режим голосового покоя на 7–10 дней.
К глоттопластике обращаются мужчины, обладающие высоким голосом, и женщины с грубым низким тембром.
Несмотря на то, что данный метод поможет быстро и навсегда исправить искажения тембра, все же не стоит забывать, что это хирургическое вмешательство, которое может иметь последствия. Взвесьте все за и против перед тем, как решиться на столь радикальный шаг.
Что может повлиять на тембр
На тембр могут повлиять следующие факторы:
- Подростковый возраст. У мальчиков голос «ломается» — становится ниже, грубее. Это естественный процесс, заложенный природой. У девочек такого яркого события, как «ломка» голоса не происходит, но, по мере взросления, он становится глубже и выразительнее.
- Простудные заболевания. Голос на время болезни становится низким и глухим, появляется хрипота. После выздоровления он возвращается к своему обычному состоянию.
- Курение. Со временем голос может стать ниже и грубее, особенно это заметно у женщин.
- Алкоголь. Алкоголь тоже не лучшим образом влияет на голос, который становится сиплым и грубым. Происходит это из-за раздражения голосовых связок.
- Стресс, эмоциональное перенапряжение. Из-за этих факторов человек может плохо контролировать свой голос, из-за чего он может начать дрожать, изменить тональность, стать визгливым или грубым. При устранении неблагоприятных факторов голос вернется к своему нормальному звучанию.
- Профессии, где голос является «инструментом». Это певцы, дикторы, педагоги, экскурсоводы. Люди этих профессий так привыкают к постановке своего голоса на работе, что могут и в повседневной жизни непроизвольно разговаривать несколько театрально или излишне громко. Ярким примером тому является сцена из фильма «Блондинка за углом», где мама главного героя, разговаривая излишне громко, объясняет: «Это профессиональное». Оказывается, она работает учительницей.
- Излишне горячая, холодная, острая еда негативно влияет на связки. Она делает голос сиплым и грубым, так же как алкоголь.
- Плохая осанка. Сгорбленная спина не позволяет грудной клетке расправиться, поэтому голос становится тихим и бесцветным.
- Возрастные изменения. Гормональные возрастные изменения в организме приводят к потере связками эластичности, голос становится более дребезжащим, скрипучим.
Советы врача-фониатра
Специалисты, изучающие патологии голоса, а также методы коррекции, профилактики и лечения различных его нарушений, утверждают, что есть много людей, которые неправильно издают звуки. Причем сам человек, в силу привычки, далеко не всегда может осознавать, что говорит неестественным для своей физиологии голосом.
Как это исправить? Врачи дают несколько рекомендаций:
- Влияние на голос оказывают некоторые заболевания. Это не только очевидные ангина и простуда, но и хронические болезни нервной и сердечной системы, позвоночника, легких, психические расстройства, недуги половой сферы. Прежде чем тренировать голосовые мышцы, нужно убедиться, что организм готов к подобным нагрузкам.
- Следите за гормональным фоном. На состояние связок влияет количество тестостерона: если уровень этого гормона ниже нормы, голос становится тоньше.
- Гортань находится на уровне 4–6 шейных позвонков. Учитывая, что их всего 7, нетрудно догадаться, какое влияние они оказывают на качество голоса. Следите за положением шеи: во время разговора она должна быть расслабленной и располагаться прямо.
- Если вы курите, оставьте эту привычку хотя бы на пару дней. За счет того, что сигаретный дым вызывает асептическое воспаление складок, голос действительно становится ниже, но в результате появляется осиплость, а не бархатистый тембр.
- Чтобы определить свой настоящий голос, можно прибегнуть к такому тесту. Сомкните зубы и губы, наберите полную грудь воздуха и начинайте медленно и равномерно выдыхать со звуком “мммм”, то понижая, то повышая тональность. Одновременно с этим обхватите ладонью горло как можно выше к подбородку. Вы должны почувствовать, на какой высоте голоса ладонь будет вибрировать наиболее сильно. Именно это звучание – ваш настоящий голос.
- Иногда высокие нотки в голосе наблюдаются в моменты сильного волнения и напряжения. Чтобы чувствовать себя более уверенно во время общения, можно записаться на курсы ораторского искусства.
- Еще один вариант – обратиться к педагогу по вокалу, который поможет исправить дефекты и поставить ровный голос.
Рекомендую ознакомиться с советами по улучшению дикции. В статье вы даже найдете готовую программу занятий на неделю.
Как изменить тембр
Тембр дается человеку от природы. Он зависит от физиологических особенностей организма, поэтому изменить его кардинально невозможно. Но если появились гнусавость или охриплость, необходимо принять меры.
Некоторым людям охриплость придает шарм. Но если кроме раздражения хрипота ничего не вызывает, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Она может быть следствием недолеченной болезни, тогда необходима консультация врача.
Возможной причиной может быть курение, употребление алкоголя, слишком острой или соленой пищи. Тогда стоит отказаться от вредных привычек.
Гнусавость требует однозначной консультации отоларинголога, так как является следствием недолеченных ЛОР-заболеваний, перешедших в хроническую форму. У детей гнусавость может указывать на увеличенные аденоиды.
Бывает так, что человеку просто не нравится его голос, хотя явных дефектов (гнусавость, сиплость, хрипота) нет. В таком случае помогут специальные упражнения для развития тембра.
Они не смогут изменить голос до неузнаваемости, но сделают его чище, ровнее и глубже. Некоторые упражнения помогают сделать тембр немного ниже.
Реально ли добиться результата быстро и навсегда
Быстро?! От 2-ух недель до 3-ех месяцев! Навсегда: да, в основном. Важно понимать, что низкий тембр голоса у мужчин зависит не только от усилий по его изменению, но и от наследственности.
Все перечисленные советы реально работают и помогают скорректировать неблагозвучную писклявость, но не всегда удается достичь желаемой брутальности в речи в домашних условиях.
Если упражнения и методики оказались не на 100% эффективными в конкретном случае, для изменения голоса навсегда можно воспользоваться медикаментами или достижениями пластической хирургии.
Как услышать свой настоящий голос
Окружающие слышат речь человека не так, как он сам. Есть интересный способ услышать себя так, как слышат окружающие.
Для этого нужно взять звукоотражатели — две картонки или тонких папки — и приложить их ребром к голове перед ушами. Можно даже просто поставить ладони ребром, изобразив этакого Чебурашку.
Теперь нужно произнести что-нибудь вслух – звукоотражатель не позволит голосу проникнуть непосредственно в уши и человек услышит звук, отраженный от окружающих поверхностей, каким его слышат окружающие.
Этот небольшой опыт поможет услышать себя со стороны, оценить возможные недостатки, начать работать с голосом.
Упражнения для развития тембра
Для красивого, естественного звучания голоса необходимо проводить специальные упражнения. Они позволят расслабить мышцы лица, гортани, диафрагмы, голосовых связок.
Для начала нужно начать следить за осанкой – выпрямить спину, расправить плечи, подтянуть живот. Как отмечалось выше, это поможет расправиться грудной клетке, сделает голос сильнее.
«Модель»
Расслаблению мышц лица способствует очень простое упражнение – нужно слегка приоткрыть рот, как фотомодель на съемках. При всей своей незамысловатости оно прекрасно помогает расслабиться мышцам вокруг рта.
«Лошадка»
Еще одно упражнение для расслабления мышц лица – вытянуть губы вперед и фыркнуть, как лошадь.
«Зевок»
Это упражнение для расслабления гортани. Нужно закинуть голову назад и широко раскрыть рот, имитируя зевок. Можно при этом протяжно сказать «ааааа», изменяя тональность. Вполне вероятно, что после выполнения упражнения зевать захочется уже по-настоящему. Это очень хорошо, потому что естественный зевок прекрасно расслабляет гортань.
Для расслабления диафрагмы очень важно научиться дышать животом. Большинство взрослых людей дышит грудью, диафрагма в этом случае зажата. Следствием становится слабый и невыразительный голос.
«Звук М»
Для расслабления мышц гортани и лица нужно на выдохе произнести «ммммм» с закрытым ртом.
«Звук И»
Чтобы голос зазвучал немного ниже рекомендуется делать следующее упражнение: сесть, опустить голову вниз, чтобы подбородок касался груди. Произнести звук «ииииии» низким голосом и медленно поднять голову, стараясь сохранить высоту произносимого звука. На первых порах будет сложно – тональность будет повышаться, но по мере тренировок высота в обоих положениях станет одинаковой.
Для понижения тембра нужно контролировать скорость речи. Чем выше скорость, тем выше голос.
Выполнять упражнения необходимо каждый день, уделяя им по 10 – 15 минут. Через 3 – 4 недели регулярных занятий можно будет услышать результат – голос станет глубже и выразительнее.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Как вернуть пропавший голос? Бывает, что голос пропадает в самый неподходящий момент. Симптомы, упражнения…
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…
Академия вашего образования
УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА
Аннотация В статье исследуется феномен человеческого голоса, параметры его уникальности, природа образования, а также воздействие голоса человека на окружающую среду.
Ключевые слова: голос, вокальное искусство Keywords: the voice, vokal art
«Голос – это замок, строящийся в воздухе. Воображение – архитектор этого замка. Нервы осуществляют задуманное. Мышцы – рабочие. Душа его населяет». Джованни Батиста Ламперти
В теории познания мира человек одновременно выступает субъектом и объектом познания. В этом качестве он является личностью, представляющей определенный социум, и индивидом, обладающим множеством психосоматических характеристик. Одной из важнейших уникальных особенностей человека является голос.
Если разложить его на составляющие, то он, как любой звук, различается по параметрам: сила, высота и тембр. Кроме того, голос обладает свойствами: благозвучность, полетность и подвижность. Как величины эти элементы можно рассматривать по отдельности, но в действительности, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку все они образуют единый неделимый комплекс, являющий собой уникальный феномен человеческого голоса. Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Тембр голоса, манера говорить, интонации смогут многое рассказать о его чувствах, характере. Ведь голос бывает теплый и холодный, мягкий и твердый, уверенный и робкий, грубый и нежный, торжествующий и вкрадчивый и еще с множеством других оттенков, способных выразить чувства, эмоции человека и даже его мысли. В своё время древний учёный Сократ, обращаясь к одному из учеников, сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел», – мудрый и очень правильный путь познания человека, его сущности. Действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке человеческого голоса! В детстве многие думают, что голос существует сам по себе, что изо рта вылетают какие-то звуки, которые мы слышим. В школе на уроках физики нам объясняют, что голос – это звуковые колебания, образующиеся при проходе потока воздуха через голосовые связки. Но откуда берется голос, в чем его уникальность, где он образуется, как этот механизм работает, какое воздействие на окружающих способен оказать? Об этом практически никто, кроме специалистов по вокальному искусству и сценической речи, всерьез не задумывается. При рождении каждый человек обладает чистым, сильным и совершенным голосом. Новорожденный младенец, имеющий минимальный объем легких, издает крик, достигающий удивительной силы звука, порой до 110 децибел, что сравнимо со звуком работающего двигателя реактивного самолета. Потом в течение жизни человек должен постоянно тренировать все двести мышц, участвующих в образовании голоса, не меньше, чем тренирует мышцы ног, брюшного пресса или бицепсов. Иначе постепенно, в силу различных воздействий и обстоятельств, природный голос теряется, что происходит в большинстве случаев, и лишь немногие способны сохранить его до старости. Работе над голосом и правильному воспроизведению звуков уделялось огромное внимание с древнейших времен, а его значение веками вызывало пристальный интерес религиозных культов и мистиков, пытающихся овладеть тайными силами управления стихиями. В древности считалось, что пение является священнодействием: отсюда появление теургии, литургии, хорового пения в храмах. История полна описанными примерами, когда сакральные звуки, мантры посвященных, молитвы святых или заговоры колдунов и шаманов, произносимые вслух, действительно вызывали видимые глазом изменения в окружающем мире. В одном из древних богослужебных руководств, позднее описанных в Авесте, говорится, что тот, кто не умеет правильно произносить некоторые звуки, не имеет права читать мантры и молитвы в богослужении, потому что через тембр голоса и звуки речи осуществляется взаимодействие человека с космосом. По силе эмоционального воздействия на психику человека с голосом не может сравниться ни один музыкальный инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда намного больше, чем у самых лучших инструменталистов. На концертах известных певцов зрители впадают в экстатическое состояние и в буквальном смысле сходят с ума, причем было это всегда. Во время обрядов шаманов, во время выступлений Шаляпина и Карузо поклонники точно так же теряли сознание, как и на концертах «Биттлз» или Майкла Джексона. Одним словом, голос – это страшная сила. Бывали в истории случаи, когда даже один звук, одно слово, синхронно произнесенное большой массой людей, порождало самые непредсказуемые результаты воздействия на человеческую психику. Например, во время сражения в Вирджинии, 21 июля 1861 года, в Гражданской войне между Севером и Югом США, звучал клич «Revel Yell». Это был продолжительный, пронзительный вопль на высоких тонах, восходящий к древнему боевому кличу кельтских воинов, повергавший врагов в панический ужас и заставлявший противника без сопротивления оставлять поле боя, лишь бы хоть как-то защититься от разрушающего сознание жуткого звука. Согласно воспоминаниям солдата Харви Дью из Вирджинии, свидетеля описываемого феномена, ширина диапазона этого «хорового» воя напоминала вопли индейцев или завывание волчьей стаи и «вызывала особое, скребущее душу ощущение, будто позвоночник проваливается вниз…». Веками способность человеческого голоса даже без слов выражать чувства и эмоции не раз подтверждалась композиторами, написавшими вокализы и прекрасно передавшими такие чувства, как любовь и тревогу, вожделение и скорбь, ликование и надежду. Голос является настолько неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в числе особых примет также и тембр голоса. В наши дни голос по-прежнему признается визитной карточкой человека. Именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Стоит одному обертону отклониться в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится: «Черным-черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами. Ее никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык!» Дандин (Индия, около VII в.)
Опираясь на все вышеперечисленные факты, мы убеждаемся, что людям даны неограниченные возможности, которые не могут сравниться ни с одним техническим устройством. Ровестник человечества, голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Он обладает исключительной мощью и силой воздействия на психику окружающих. Согласно оккультным знаниям, с его помощью можно даже общаться с другими мирами. Раскованный и естественный, с красивым богатым тембром голос помогает человеку решать жизненно важные задачи. Однако, не смотря на все аргументы, многие не задумываются о том, насколько полно они используют этот инструмент в повседневной жизни и, испытывая в себе неуверенность, предпочитают его не раскрывать. Этот уникальный дар преподнесен каждому ребенку, а как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. – 368 с. 2. Глоба П.П. Космогенезис. – СПб.: Тритас, 1991. – 216с. 3. Кестинг Ю. Мария Калласс. – М.: Аграф, 2001. – 400с. 4. Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб.: Речь, 2010. – 320с. 5. Маль К.М. Гражданская война в США 1861-1865. – М.: Аст, 2000. – 592с. 6. Цодоков Е. Опера. Энциклопедический словарь. – М.: Композитор, 1999. – 592 с.
Курсы повышения квалификации:
Курсы в сфере образования Дошкольная сфера Курсы в сфере психологии реабилитация, социальная сфера Курсы в сфере ОВЗ Производственная и административная сферы Курсы по психотерапии Бесплатные курсы
5
Автор публикации
не в сети 3 года
Андрей Викторович Покровский
20
Россия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 14-04-2019