История происхождения буквы Л
В давние времена у буквы Л было другое название. Это сейчас мы называем её -эль-, а когда-то это была «люди». Странное название было у буквы, не так ли?
Появилась она тоже странным образом.
В те далёкие времена было слово, обозначающее «человек». Это слово произносилось как «людинъ». Корень от того слова и сейчас ещё жив в слове «простолюдин».
В Калужской области даже был населённый пункт Людиново. Название городку было дано за его многолюдность.
«Люд» с индо-европейского означает «расти». Если как-то связать это с человеком, то можно сказать, что человек, людин — тот, кто растёт.
На Руси букву Л связывали с такими прекрасными словами, как: любовь, ласка.
Самое красивое название у буквы Л -Эль- в кириллице. В финикийском это «ламед», а в греческом алфавите это вообще «лямбда». По некоторым сведениям, именно из греческой лямбды произошла буква Л, которая сегодня занимает место в русском алфавите.
Можем сравнить и поймём, что они, действительно, очень похожи: наша Л и греческая лямбда Λ, λ.
Что такое ламбдацизм и его разновидности
Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.
Различают несколько видов этого нарушения:
- Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
- Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
- Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
- Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
- Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.
Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.
Наиболее частые разновидности замены:
- В — «вук» вместо «лук»;
- Д — «дожка» вместо ложка;
- Й — «йампа» вместо «лампа»;
- мягкий Л — «плет» вместо «плот».
У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».
В чем причины неправильного произношения Л
До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.
Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:
- Неправильное дыхание в процессе речи.
- Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
- Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
- Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.
Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:
- У ребенка уменьшен объем легких.
- Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
- При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
- Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л
Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:
- Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
- Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
- Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.
Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)
Как постановить звук Л
После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.
Постановка Л проводится:
- по подражанию;
- на вдохе;
- механическими способами.
Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.
По подражанию
Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.
Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:
- Язык нужно сделать широким.
- Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
- Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
- Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.
Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.
Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.
Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.
На вдохе
Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.
Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:
- Вдох быстрый — 1 секунда.
- Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.
Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.
Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:
- Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
- «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
- Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
- Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.
С механической помощью
Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:
- шпателем;
- специальными зондами;
- деревянной палочкой от мороженого;
- черенком ложки и пр.
Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.
С помощью подручных средств делают следующие упражнения:
- Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
- Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
- Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
- Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
- Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.
Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.
Слова для тренировки звука «Л».
Процесс работы над звуком [Л]
При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.
Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.
Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.
Подготовительные упражнения для звука [Л]
Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.
Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:
- Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
- Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
- Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
- Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
- Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.
Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.
Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.
Способы постановки звука [Л] у взрослых
Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.
Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:
- От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
- Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
- От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].
Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:
- При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
- При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
- При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
- Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.
Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.
Автоматизация и дифференциация звука [Л]
Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.
Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.
Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.
Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.
Параламбдацизм
Этим термином называют замену верного звука «л» другим. Например:
- «г» – произносится «когено» вместо «колено»
- «в» – произносится «стов» вместо «стол»
- «ё» – произносится «ёкоть» взамен «локоть»
- «ль» – произносится «лёжка» вместо «ложка»
Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.
Тренировка артикуляционной гимнастики
Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.
«Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.
«Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.
«Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.
«Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.
Как нужно расположить язык и губы
Артикуляция звука «Л».
У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.
Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:
- Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
- Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
- Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
- Область у корня должна быть слегка приподнята.
- Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
- Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.
Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.
Подготовка к упражнениям
Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.
Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.
Ошибки, которые делает ребенок.
Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:
- «Гамак». Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
- «Вкуснятина». Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
- «Индюк». Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
- «Качели». Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
- «Грибок». Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.
Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.
Это интересно[править | править код]
- слова, в которых четыре буквы «л»
(имена существительные нарицательные): «
ацетилцеллюлоза
», «
бензилцеллюлоза
», «
вилланелла
», «
влагомаслоотделитель
», «
глубокорыхлитель-плоскорез
», «
карбоксиметилцеллюлоза
», «
метилцеллюлоза
», «
триацетилцеллюлоза
», «
школа-лицей-колледж
», «
электросталеплавильщик
», «
этилцеллюлоза
» - слово, в котором пять букв «л»
: «
параллельно-последовательный
»
Переходим к твердому [л]
Чтобы кроха начал правильно говорить твердый [л], потребуется больше времени.
- Начинаем со слогов с ударной гласной: «ла», «ло», «лу».
- Когда добьетесь произношения [л] в слогах, переходите к словам, содержащим данные слоги. Определяйте с ребенком местонахождение слога — в начале, в конце, в середине слова. Слоговые песенки можно напевать не любой мотив: «Ла-ла-ла, муха денежку нашла».
- Если у крохи возникают затруднения в проговаривании открытых слогов, лучше начать с закрытых: «ал», «ул» и т. д. Используйте чистоговорки: «Ул-ул-ул, села Машенька на стул»; «Ил-ил-ил-ил, Петя ножки намочил».
Будьте терпеливы – постановка и автоматизация звуков [л] и [л‘] — процесс длительный. Даже если дитя изолированно произносит звуки, добиться их употребления в речи не так-то просто.
При постановке твердого и мягкого [л‘] избегайте слогов и слов со звуком [р], который ставится позже.
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Когда обращаться к логопеду?
К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:
- забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
- менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
- вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
- путать мягкую и твердую «Л».
Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.