Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой


Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой

Юлия Савинова

Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой

Успех коррекционной работы зависит от результатов диагностического обследования. Обследование — первый и очень важный этап обучения. Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин,так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности,

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т. е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка

Проанализировав существующую научную литературу,мы выделили два ведущих направления изучения речи: нейропсихологическое и психолингвистическое. Нейропсихологическое базируется на том, что для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух.

Под влиянием психолингвистических идей в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной из которых нарушения внешней (фонационной, стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних этапах (клинико-педагогическая классификация, а в другой нарушения усвоения средств общения противопоставлены нарушениям применения этих средств (психолого – педагогическая)

.

Т. к., логопедическое обследование – технология науки логопедии, она имеет свои принципы.

1. Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т. д.

2. Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.

3. Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно)

и зона ближайшего
развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).
4. Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Эффективность коррекционной логопедической работы базируется на результатах диагностического обследования. В настоящее время существует множество методик изучения уровня речевого развития ребёнка, включающих вербальные и тестовые задания. Они имеют разное количество этапов, проведение обследования может быть различно по временным отрезкам. Существуют методики для обследования детей с конкретными речевыми нарушениями. Например, дизартрией, ринолалией, заиканием. Существуют и различные подходы к обработке и интерпретации результатов. Все эти методики направлены на изучение ребёнка с определённым уровнем речевого развития с учётом возрастных норм.

При обследовании детей в нашем дошкольном учреждении мы используем методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Ольги Александровны Безруковой и Ольги Николаевны Каленковой.

Инновационность методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка на основе количественных и качественных показателей. Результаты тестирования дают и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма. Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет.Она сопровождается:

методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей,

методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;

методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;

— иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.

— CD-диском с протоколами обследования речи детей разного возраста, сводными таблицами результатов обследования речи детей и бланком речевой карты.

Структура методики.

Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.

Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных)

между лексическими единицами
(9 заданий)
Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)

Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)

Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания)

Все тестовые задания оформлены в Протоколе обследования, представленном в виде документа Excel, который позволяет количественно определить процентное соотношение выполненных ребёнком заданий и максимумом, определённым протоколом.

Каждое тестовое задание оценивается в баллах, затем вычисляется общий процент за выполнение всех заданий методики. Результаты обследования на основании Протокола оформляются в сводную таблицу на каждого ребенка, которая показывает характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма в баллах относительно максимально возможного. Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования и сводной таблицы. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста)

и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.

Блок А.Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б.Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/ репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции (звукоразличение, звуковой анализ и синтез)

3. Состояние артикуляционного аппарата

4. Просодическое оформление речи

5. Двигательное развитие

5.1.При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис)

оценивается на основе изучения:

6. Психологическая база речи

Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/ речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления.

Блок В. Дополнительная информация.

1. Особенности раннего речевого развития

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

3. Особенности речевого поведения

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Блок Г. Логопедическое заключение

Логопедическое заключение обязательно включает в себя унифицированные номенклатурные обозначения той или иной формы речевой патологии. В методике Безруковой Ольги Александровны результаты не связаны непосредственно с уровнем речевого развития и поэтому мы соотнесли набранные ребенком баллы с уровнем его речевого развития, используя тестовую методику к. пед. наук, логопеда Акименко Валентины Михайловны.

Процедура обследования:

1. Подготовка материала для обследования (протоколы, сводные таблицы, речевые карты, иллюстративный материал).

2. Работа по обследованию. Проводится двумя специалистами (первый — обследует, второй – фиксирует результаты обследования в электронном протоколе). Каждый ребенок обследуется в три подхода (в течение 15 минут каждый)

.

3. Обработка полученных данных в протоколах, заполнение сводных таблиц.

4. Оформление речевых карт с постановкой логопедического заключения.

5. Определение коррекционного маршрута для каждого ребенка.

6. Составление сводной таблицы по всей группе детей.

При проведении обследования мы можем выделить следующие трудности:

1. Отсутствие мультимедийного оборудования (компьютер, принтер)

.

2. Громоздкое обследование (до 3-х листов протокола + 3 листа речевой карты + цифровая таблица, трудоемкое по времени.

3. Изучение методичек, объясняющих технологию обследования и процесс заполнения документа.

4. Неудобно обследовать и одновременно заполнять протокол в электронном виде

Положительные моменты:

1. Выдает результаты по всем компонентам речевой системы в наглядной форме сразу после обследования (визуализация результатов обследования)

.

2. Правильно сформулированы логопедические заключения, наиболее часто встречающиеся в логопедической практике; упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. 3. Сводная таблица результатов позволяет более детально, качественно составить индивидуальный коррекционный маршрут.

4. Удобно составить сводную таблицу по всей группе, наглядно отражающую общую картину речевого развития группы. 5. Электронный вид документов позволяет более эффективно организовать свою работу.

6. Виден результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике (от начала — к концу года, а также динамика развития каждого ребенка и группы детей за несколько лет.

7. Полученные сведения могут быть использованы при составлении портфолио для прохождения аттестации профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Используем данную методику в своей работе два года. Рекомендуем для учителей – логопедов, работающих в коррекционных группах. Успехов в работе!

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».

Инструкция: «Расставь точки».

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1. 1. «Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи». 2. «Прочитай и перескажи».

Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила: — Вы не видели моих птенцов? — А какие они? — Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: «Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов».

Наборы слов: 1. Девочка, альбом, рисунок. 2. Ребенок, чашка, молоко. 3. Из, клетки, чиж. 4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

4 и более 5
3 4
2 3
1 2
0 1

Задание для углубленной диагностики.

«Прослушай ряд слов и составь из них предложения». 1. В, поют, хоре, девочки. 2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: «Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней». Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

Далее учитель говорит: «Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня».

Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики.

«Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом».

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.

Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «. И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно.

Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».

Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове

СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]