Особенности работы воспитателя логопедической группы

Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.

Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.

Ключевые обязанности воспитателя

Воспитатель в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обязан принимать меры для увеличения словарного запаса дошкольников, устранения аграмматизмов, недостатков фонемообразования и неправильного произношения. Поэтому в такой педагогической деятельности есть уникальные особенности. Учитывая их, педагоги и врачи эффективно устраняют речевые недостатки, помогают детям учиться и сливаться в общество.

Ключевой момент успеха — слаженная коррекционная работа в логопедических группах. Воспитатель должен обследовать каждого ребенка сразу после его попадания в коллектив и внимательно изучить врачебные рекомендации. Совместно составляется тематический годовой план работы, учитывающий возраст, знания и возможности детей.

Логопед корректирует и совершенствует речевое общение. В обязанности воспитателя входит:

  • контроль речи детей на занятиях и отдыхе для эффективного овладения ею;
  • выполнение логопедических упражнений, объяснение их родителям — чтобы дети пополняли словарный запас и активно им пользовались, закрепляли правильное звукопроизношение, развивали мелкую и артикуляционную моторику;
  • проведение занятий и организация досуга, с учетом параллельного и индивидуализированного обучения детей;
  • создание в группе психологически комфортных условий для лучшего формирования речи и устранения речевой дисфункции у воспитанников.

Трудности работы воспитателем логопедической группы

Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:

  • Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
  • Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Неполное формирование словесно-логического мышления.

Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:

  • Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
  • Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
  • Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.

Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.

Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.

Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.

Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.

В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.

Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.

Эффективное развитие речи

При работе воспитатель логопедических групп по развитию речи детей дошкольного возраста должен задействовать все виды общения — инициированное взрослыми и спонтанное. Нужно задавать каждому ребенку вопросы, не останавливать его, когда он хочет высказаться, поощрять инициативу в разговоре. Чтобы дети овладевали речью быстрее, педагог должен:

  • прислушиваться к разговорам детей и уметь выделять в речи недостатки фонетики и грамматики;
  • заниматься образованием воспитанников непрерывно, учитывая лексические темы, заданные логопедом — при этом речь педагога должна быть внятной, с выразительными интонациями и подчеркнутой артикуляцией;
  • обеспечить познавательную базу — изучать с детьми разные темы, чтобы дети овладели словарным минимумом и усвоили все, что нужно для импрессивной и экспрессивной речи;
  • стимулировать интерес к беседе, вовлекать в нее воспитанников, поддерживать разговор не только на занятиях, но и на прогулках, играх, при спокойном отдыхе.

Наглядный пример специфики работы педагога — согласование числительных с существительными. Логопед знакомит воспитанников с речевыми формами, а педагоги занимаются упражнениями — как употреблять с числительными наречия «мало» и «много», как использовать родительный, винительный падеж и т.д.

Статья:

Дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Правильная речь — одна из показателей готовности дошкольника к обучению в школе.

Поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности и на сегодняшний день.

Всегда является актуальным вопрос о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей.

Как и всё новое это влечёт за собой определённые трудности. Иногда бывает очень трудно скоординировать работу логопеда и воспитателя, чётко разграничить функции каждого.

Работа воспитателя в логопедической группе имеет ряд особенностей, она кардинально отличается от работы воспитателя массовой группы.

Итак, давайте попробуем подробнее остановиться на этапах работы логопеда и воспитателя в логопедической группе.

Первый этап – диагностический

Воспитатель

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребёнком в различных видах деятельности; историю его раннего развития и условия семейного воспитания;

Проводит диагностику общего развития;

Воспитатель логопедической группы должен хорошо знать индивидуальные особенности детей с недостатками речи. особенно внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе чётко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью.

Логопед

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отражаются в речевой карте.

Второй этап – коррекционный.

Воспитатель

-Осуществляет контроль за речью детей на всех видах занятий и во время режимных моментах;

-Занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики;

-Проводит работу по автоматизации звуков;

-Способствует совершенствованию грамматических категорий, развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи;

-Проводит необходимую работу с родителями для оптиматизации коррекционного процесса.

Логопед

-проводит коррекционные занятия по формированию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий и связной речи;

-дает рекомендации по планированию занятий с учетом лексических тем, изучаемых в данный период.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда, а воспитатель является его активным помощником. Его главенствующая роль во всём педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

Остановимся более подробно на основных разделах речевого развития взаимодействия воспитателя и логопеда.

В первую очередь это работа по формирование правильного звукопроизношения.

Логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель

Подготовительный этап

Проведение артикуляционной гимнастики. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей отработанный логопедом материал. Необходим картинный материал для проведения артикуляционной гимнастики.

Логопед

Проведение артикуляционной гимнастики, массаж языка. Отработка опорных звуков для постановки отсутствующих или искажённых звуков.

Этап появления звуков

Воспитатель

Уточнение и закрепление звука, при помощи таблиц с параметрами характеристики звука. Подбираются звуковые символы для закрепления звукоподражаний. Воспитатель закрепляет произнесение звука, фиксирует внимание на правильной артикуляции.

Логопед

Постановка звука при помощи специальных приёмов. Последовательная автоматизация звука.

Этап усвоения звука

Воспитатель

Звук автоматизируется в словах, фразах, стихах и свободной речи по заданию логопеда. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения требует определённых знаний и умений: знание правильной артикуляции каждого дефектно произносимого звука. У воспитателя на группе должен быть речевой материал по автоматизации исправляемых звуков.

Логопед

Автоматизация звука в словах, фразах, стихах и свободной речи через выполнение домашних заданий в тетради.

Словарная работа

Пополнение, уточнение и активизация словаря детей проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и в процессе всех режимных моментов.

Воспитатель находиться с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Занятия по лексическим темам воспитателя и других специалистов должны предшествовать занятиям логопеда для создания необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по теме, дидактические игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

Лексические темы, словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков) намечаются совместно с логопедом. Уточняются с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Примерное разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме

Логопед

На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществлять работу на индивидуальных логопедических занятиях. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.

Логопед

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учётом лексических тем.

Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов. Систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

На занятиях по развитию речи все виды работы должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишённые зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем коллегам из массовых групп.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, а были заняты тихими играми. Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке, где установлено зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя. Здесь же хранится картотека по исправлению звукопроизношения. Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Все задания ребёнку должны быть знакомые. В вечерние занятия включаются упражнения по отработке артикуляционных упражнений, по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает 5-6.

Третий этап – профилактический.

Воспитатель

Воспитатели должны создать необходимую предметную среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;

Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.

Логопед

Логопед отслеживает соответствие развивающей среды не только по возрастным потребностям детей, но и структуре речевого дефекта;

Даёт рекомендации воспитателям по обогащению предметной среды.

Предметно-развивающая среда в групповом помещении должна соответствовать особым требованиям. Должно быть достаточное количество настольных игр и лото., различных конструкторов, мозаик, различных предметных и сюжетных картинок. В группе должен быть оформлен речевой уголок с дидактическими играми, картотеками, пособиями.

Выполнение заданий логопеда

Важнейшая часть работы воспитателя — закрепление навыков, которые детям прививает логопед. Чтобы скорректировать отклонения, применяют «логопедические пятиминутки», игры, упражнения. Формат выбирается в зависимости от распорядка занятий и другой активности детей.

«Пятиминутки» — короткие, эмоционально приятные детям тренировки, соответствующие лексической теме, изучение которой запланировал логопед. Они помогают развивать все компоненты речи, закреплять конкретные навыки. После обеда, для заполнения пауз рекомендуют использовать игровые упражнения, специально для этого разработанные логопедом.

До обеда и после сна необходимо уделить индивидуальное внимание каждому ребенку. Важно организовать работу параллельно — один воспитанник, к примеру, занимается лично, другие отдыхают под присмотром младшего специалиста. На индивидуальные упражнения с ребенком отводится 10-15 минут. Эти занятия регулярно посещает логопед, чтобы отследить результаты и провести коррекцию при необходимости.

Чтобы закрепить полученный речевой навык, педагог предлагает детям артикуляционную гимнастику и дает им логопедические упражнения для:

  • координации движений с речью;
  • закрепления и дифференциации правильно выговариваемых звуков;
  • постановки речевого дыхания;
  • развития способности к запоминанию, внимательности, фонематического слуха, мелкой моторики;
  • формирования навыка составления описаний (с использованием мнемотаблиц).

Создание мотивирующей атмосферы в группе

Чтобы дети поверили в себя, свои возможности, атмосфера в группе должна быть максимально доброжелательной. Обязанность воспитателя — устранить негативные эмоции, связанные с речевой дисфункцией, развить у каждого ребенка мотивацию к работе, интерес к работе. Для создания правильного психологического «фона» нужно:

  • вырабатывать у детей навыки поведения в дошкольной группе;
  • вовремя замечать и реагировать на проявления агрессии, пассивность, конфликты;
  • развивать у детей нормальные этически-нравственные представления о жизни и взаимодействии с людьми;
  • поощрять инициативность и хорошее поведение.

Получить профессию воспитателя по работе с детьми с логопедическими нарушениями можно в АНПОО «НСПК». Для поступления не нужно сдавать ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*, по официальной образовательной лицензии. Выпускник получит сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке — и его ценность на рынке труда будет высокой. Информацию о поступлении и акциях для абитуриентов можно получить в приемной комиссии АНПОО «НСПК».

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]