Комиссия для логопедической группы: для чего нужна и как проходит?

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

Как получить справку от логопеда

Логопедическое заключение можно получить у специалиста в поликлинике по месту жительства или в любом частном учреждении.

Многие родители предпочитают обращаться за справкой в специализированные центры. Это удобнее по многим причинам:

  • Нет необходимости ждать долгое время своей очереди. Как правило, не каждая государственная поликлиника имеет в штате логопеда. А значит, родителям приходится тратить время на получение направления, а потом ждать времени приема. Детей приходит много и на качественное обследование у специалиста часто просто не хватает времени.
  • В частном центре можно выбрать наиболее подходящее время визита — то, которое будет удобно и родителям, и соответствует режиму дня ребенка. Ведь если обследование проходит в то время, когда ребенок плохо себя чувствует, голоден или устал, вряд ли он сможет сосредоточиться и проявить себя лучшим образом.
  • В специализированных центрах работают логопеды и дефектологи высокой квалификации. Доскональное обследование поможет выявить все возможные проблемы, а значит как можно раньше начать коррекционную работу.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Справка логопеда

Справка от логопеда (с подписью и печатью) выдаётся на руки родителям (законным представителям) после проведения комплексной диагностики речи ребёнка, которая проводится в игровой форме в присутствии родителей и занимает около 60 минут. При необходимости мы сделаем отметку о результатах обследования в медицинской карте. Кроме самого документа, вы получите полное представление о речевых возможностях ребёнка и имеющихся нарушениях, если они есть.

Чаще всего справка нужна для детского сада или школы. Соответствующее заключение на руках позволяет претендовать на место в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада. Стоит отметить, что далеко не все родители хотят, чтобы их дети занимались в такой группе или попали в спец. сад. И они могут быть правы: мы часто встречались со случаями, когда в них определяли детей, но в этого не требовалось — достаточно было провести коррекцию нарушения, а не отправлять малыша в специфические условия.

Получить справку для школы стоит потому, что она даёт возможность претендовать на дополнительные логопедические занятия, в случае их необходимости. Также в некоторых школах не предусмотрены занятия с логопедом, а успеваемость ученика с логопедическими ошибками рассматривается наравне с обычными учащимися. В этом случае, предоставление справки учителю может повлиять на его отношение к вашему ребёнку, и позволит избежать плохих оценок в то время, пока вы занимаетесь коррекцией имеющихся нарушений.

Прежде чем выдать документ и поставить на нём свою печать и подпись, логопед проводит диагностику речи, собрав данные речевого анамнеза, используя сведения со слов родителей о том, как протекала беременность и роды, когда у малыша появились первые слоги, слова и фразы, какие заболевания он перенёс и в каком возрасте.

После беседы с родителями логопед предлагает малышу выполнить специально подобранные для него задания. С их помощью он определяет, как развито понимание речи, что он в состоянии произнести самостоятельно. Во время обследования важно, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно. Для этого логопед устанавливает с ним доверительный контакт, что позволяет ему раскрыться и показать по максимуму имеющиеся знания и умения.

После этого специалист анализирует результаты и составляет заключение. В нём отображается какие компоненты детской речи нарушены: фонетика, грамматика или лексика, и насколько сильно. Ребёнок может не произносить отдельные звуки, не уметь формулировать фразы и предложения, не согласовывать между собой части речи, иметь крайне ограниченный словарный запас. Все эти нарушения встречаются вместе или по отдельности, ими страдают в разной степени многие дети.

В некоторых случаях все эти патологии встречаются одновременно. У младших школьников нарушения устной речи отражаются на освоении чтения и письма. Если имеются подобные проблемы, они также фиксируются в заключении логопеда с уточнением формы нарушений.

Полное обследование ребёнка у нашего специалиста позволяет не только точно оценить уровень его развития и получить заключение. Мы подробно проконсультируем вас и дадим рекомендации по дальнейшему развитию речи вашего ребёнка, расскажем о способах коррекции имеющихся проблем, если они есть.

А чтобы вы не забыли подробностей общения с логопедом, через 2 дня после завершения диагностики мы пришлём на вашу электронную почту заключение, где будут расписаны результаты обследования и даны рекомендации специалиста.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как быстро оформить детскую логопедическую комиссию

Процесс получения справки в большинстве случае занимает от нескольких недель до нескольких месяцев

. Многие не понаслышке знают, сколько времени требуется, чтобы пройти всех необходимых врачей в поликлинике и получить заключения от них. После получения необходимых заключений сразу попасть на логопедическую комиссию не получится, она проводится по предварительной записи.

В условиях сжатых сроков, некоторые родители пытаются купить логопедическую комиссию

. Но документ, полученный таким образом, является нелегальным и может доставить массу хлопот. Если вам нужно срочно получить справку, специалисты нашего центра помогут вам
оформить документ за 1 день без очередей и беготни по поликлинике
. Справка оформляется в государственном или частном медцентре
по всем действующим правилам Министерства Здравоохранения РФ.
Оставьте заявку на оформление документа

Заказать оформление

Или позвоните по телефону и получите консультацию от специалиста «Центра медицинских комиссий»

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]