Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук «Б».

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Б.

Буратино, барабан,

Белка, булка и банан.

Кто играет на трубе?

Наша гостья, буква «Б»!

Как вы узнали ранее, буквы бывают гласными и согласными. С гласным звуком [а] и его буквой мы познакомились, и вы знаете, что, когда мы произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречая на пути преград. Если воздух встречает преграды, значит, произносится согласный звук.

На этом занятии мы познакомимся с буквой Б и ее звуком, первой буквой алфавита с согласным звуком.

При произношении звука [б] воздух встречает на пути преграду, такой звук мы не можем пропеть, этот звук согласный.

Произнесем этот звук в словах: бабочка, белка, бусы.

Мы услышим звонкий голос. Звук [б] звонкий. Определим, твердый или мягкий звук [б].

Сравним слова: башня, белый.

В одном слове звук [б] твердый, во втором звук [б´] мягкий. Буква одна и та же, а звуки разные. В этом случае нам для правильного произношения слов с Б помогут буквы-помощники, которые стоят после. Если после идут буквы Е, Ю, Ё, И, Я, то согласный звук мягкий. Если после идут буквы О, А, У, Ы, то согласный звук твердый.

Буква Б обозначает согласный, звонкий звук, который может быть и твердым, и мягким.

Буква Б в русском языке ведет себя активно, может встречаться в любом месте слова. Например, балерина.

В начале слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Слово бегун. В начале слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква Е, которая говорит о мягкости согласного звука.

Вспомним слова, в которых буква Б стоит в середине слова. Отгадайте загадку:

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет…

(Е. Груданов)

Ответ: собака

В середине слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Рассмотрим слова с мягким [б´] в середине: кибитка.

В середине слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква И, которая говорит о мягкости согласного звука.

Рассмотрим слова с буквой б на конце.

Слово столб.

Пишется слово с буквой Б на конце, но, когда вы произносите слово столб, слышен звук [п]. Скоро мы узнаем, почему так происходит. Назовем слова, в которых буква Б встречается больше одного раза: бобёр, бабочка, бублик, бубен, бабушка, баобаб.

Отгадайте загадку, ответ подскажет буква Б:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ответ: берёза.

Посчитаем, сколько в загадке букв Б, твердых и мягких звуков [б]. В этой загадке две буквы Б, один твердый звук [б] и один мягкий звук [б´].

У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика.

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Как выбрать репетитора по русскому языку

Бесплатный пробный урок с репетитором

Статья:

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Речь ребенка формируется постепенно. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.

Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

согласных);

2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3. Автоматизация звука в предложениях;

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6. Автоматизация звука в разговорной речи.

Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации ​​​​​​​

На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования.

По традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности:

• в прямых слогах

• обратных слогах

• слогах с интервокальной позицией согласного

• в слогах со стечением согласных

Автоматизацию смычных и смычно-щелевых звуков начинают с включения звука в

• обратные слоги

• после чего переходят к прямым

Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за педагогом.

К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это даёт возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. На этом этапе мы используем такие игры и упражнения, как: «Пальчики здороваются», «Проведи слог по звуковой дорожке «, «Музыкант или Программист «

Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов. Далее число слогов возрастает, и наконец, вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза

Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений:

» Назови картинки «, » Паровозик «, » Рассади животных «,» Лабиринты «

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.

Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.

Автоматизация звука в рассказах – предпоследний этап в автоматизации.

Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком.

Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед:

• в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;

• в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;

• на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;

• в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;

• в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.

• лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку;

• смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют формированию речевой коммуникации в целом, то есть связной речи.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Дошкольник, вступая во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относят:

Пересказ– самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.

Рассказ по серии сюжетных картинок – научит ребенка понимать сюжет произведения и устанавливать причинно-следственные связи.

Рассказ по сюжетной картине– научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.

Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.

Описательный рассказ и Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.

Творческий рассказ. Развивает фантазию, дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами используются следующие технологии:

Здоровьесберегающие: дыхательная, пальчиковая, кинезиологическая гимнастики, логопедическая ритмика, сказкотерапия

Развивающие: ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ, игровые технологии, синквейн

Для коррекции нарушений связной речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики.

Ткаченко Т. А., при работе над формированием связной речи у детей с ОНР, использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и « свертыванием» плана высказывания.

В результате обозначается следующий порядок работы на 1 год обучения:

1. Пересказ рассказа по наглядному действию.

2. Рассказ по следам наглядного (демонстрационного) действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

4. Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа по сюжетной картине.

7. Описание предметов и объектов с использованием схем

Она разработала схемы составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов. При использовании таких схем возможно обучение описанию и сравнению предметов и на 1-м году обучения.

На 2 году обучения автор рекомендует от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) переходить к инициативным формам, к которым относится творческое рассказывание.

1. Добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;

2. Составление рассказа аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

3. Составление рассказа по комплекту игрушек;

4. Рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

5. Придумывание рассказа про знакомого героя;

6. Составление рассказа по его названию;

7. Придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах:

1. Составление высказываний по наглядному восприятию.

2. Воспроизведение прослушанного текста.

3. Составление рассказа – описания.

4. Рассказывание с элементами творчества.

Воробьева В. К., в своей методике использует первоначальное формирование у детей навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Это является принципиальным моментом методики.

Она разработала способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно демонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – цепной рассказ.

Автор предлагает построить процесс обучения не на словесных, а на предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи.

В предложенной системе развития связной речи существует четыре

взаимосвязанных между собой раздела:

1 раздел: Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию

связного сообщения — рассказа.

2 раздел: Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

3 раздел: Закрепление правил смысловой и языковой организации связной

речи.

4 раздел: Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила

смысловой и языковой организации текстового сообщения.

ЕфименковаЛ.Н. Систематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец, творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

1. Пересказ подробный

2. Выборочный пересказ (только про одного героя)

3. Творческий пересказ (придумать продолжение истории, придумать

аналогичный рассказ)

4. Устные сочинения

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок

б) составление рассказа по сюжетной картине

в) составление рассказа на основе личного опыта

У детей с ОНР всегда отмечаются трудности при пересказах, составлении рассказа по картине или серии картин. Поэтому такие дети не любят выполнять подобные задания.

Кроме того у дошкольников логопатов наглядно — образное мышление превалирует над абстрактным. В данной ситуации при работе по развитию связной речи нельзя обойтись без различных схем, карточек, символов и т.д.

В своей практике я также использую разнообразный наглядный материал.

Считаю, что особенно эффективно развитие связной речи происходит на этапе автоматизации дефектных звуков в текстах.

В данном случае возможно на одном занятии решить несколько коррекционных задач: автоматизация трудных звуков, освоение и совершенствование навыков пересказа или составления рассказа, развитие внимания, памяти, мышления.

Этапы работы с текстом:

1.Чтение ребенку рассказа:

2.Ребёнок должен простым карандашом отметить картинки, которые подходят к содержанию. Если ребёнок ошибается, предлагается повторное прослушивание рассказа с последующим исправлением ошибок.

3. Необходимо найти картинку, с которой начинается рассказ, и от неё при помощи стрелочек соединить картинки в соответствии с событиями в рассказе.

4. С опорой на последовательность картинок ребёнок пересказывает рассказ с помощью логопеда (родителей).

5. Самостоятельный пересказ ребёнком с опорой на схему.

Также для автоматизации звуков в самостоятельной речи я использую распространенный прием мнемотехники—мнемотаблицы.

Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является:

• применение неконкретного изображения предмета, а символа, что заставляет ребенка не просто воспроизвести увиденное, а додумать образ;

• при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных)слов;

• мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со взрослым может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).

Последовательность работы с мнемотаблицей

Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука.

Ещё одним из наиболее оптимальных, для применения в логопедической работе, на мой взгляд, является такой вид деятельности как игра-театрализация

С помощью театрализованной деятельности логопед побуждает детей к речевой активности, что способствует ускорению введения исправленного звука в детскую речь, а также преодолевает речевой негативизм и коммуникативные проблемы детей с нарушениями речи.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, имело занимательно развивающийся сюжет, и как можно чаще в тексте повторялся автоматизируемый звук.

В процессе этой работы было замечено, что дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и действуют от их имени. Речь детей становится более выразительной, эмоционально окрашенной, у них улучшается лексико-грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая связная речь.

Чтобы повысить эффективность влияния театральной деятельности на развитие речи, сделать ее более разнообразной, в своей работе использую такую технологию как «дидактический синквейн». С помощью него происходит не только процесс вовлечения в дальнейшую театрализацию, но и работа по речевому развитию ребенка.

Слово«синквейн»происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка — одно существительное;

• 2 строчка — два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка — три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка — фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка — одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Это один из новых видов технологий работы по речевому развитию детей: он может быть посвящён любой теме.

Чаще всего синквейн используют для завершающего этапа работы по заданной теме. Через синквейн происходит краткое резюмирование, рефлексия, подведение итогов по изученному учебному материалу,

Дети создают свои синквейны в виде устных сочинений или при помощи зрительной опоры: например в виде елочки, торта, грозди винограда или домика. В процессе игры ребенок сам проявляет инициативу и выбирает понравившуюся ему форму.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении и закреплении результата, облегчении процесса усвоения характеристик и характера персонажа, расширении и актуализации словарного запаса, обучении умению выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Таким образом, в работе над театрализацией произведения не только использую речевой материал, который задан ролью или сценарием, но и создаю театральную деятельность более разнообразной, активизирую, и накапливаю новый словарный запас, относящийся к образу персонажа

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материала и игровых приемов, чтобы превратить этот процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]