ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Автоматизация звука «З» в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).

Артикуляция звука [З]:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (З — ротовой звук);
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют ( З – глухой звук).

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц

), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Коза и азбука

У Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на травке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию.

Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Странная ваза

У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза. Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

Как-то Зоя взяла со стола вазу. Она хотела рассмотреть узоры. Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?». Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!».«Какая странная ваза! — удивилась мама. — А она, когда падала, сказала тебе «До свиданья»?».

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами

(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Добрая Зоя

Как-то Максим и Зоя сделали змея из бумаги. Они запускали змея на поляне. Змей летел низко и запутался в ветвях липы. Максим полез на липу за змеем и зацепился за ветку своей тенниской. Кусок ткани остался на ветке. Когда Максим спустился с липы, Зоя сказала ему: «Не беспокойся, я поставлю заплатку на твою тенниску!»

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им: — Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами. С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой. Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать. Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц. — Чего плачешь? – спросил заяц мальчика. — Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик. — Я их выгоню, — сказал заяц. Стал заяц выгонять, а козы не идут. Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса. — Чего плачешь? – спросила зайца лиса. — Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать. — Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса. Стала она выгонять, а козы не идут. Села тут лиса и тоже заплакала. И так волк гнал, тоже не выгнал. Летела тут пчелка. Видит, что все они сидят и плачут, и говорит: — Я их выгоню. Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться! Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала. — Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж! Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

Обезьянка Руза. Автор рассказа — А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь. Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма, Развязать нельзя. ( Цепь)

Сам дней не знает, А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Авторы — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.

Весёлое катание

Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля белая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда… Холодно Зое и Зине!

Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. Потом Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.

Сделали дети из санок поезд. За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло, но и весело!

Гроза в лесу

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! — сказал он. — Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

Морская змея

На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они питаются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи — ловкие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти маленьких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

Цыбик и Царапка

Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цыбик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!».

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

Цыплята и гусеница

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться, стали оглядываться по сторонам… Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутёк, бегом к своей маме-курице.

Овца и цветы

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удивляться, веселиться, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть… все подряд: и красные, и белые, и голубые…

В зоопарке

Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыбами. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообразие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезьян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

В цирке

В цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты. На трапеции катаются гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется и радуется.

В пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового представления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится ходить в цирк!

Зоя и змея

Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

Закаливание

Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама и Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]