Причины нарушений речи у детей
- Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
- Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
- Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
- Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
- Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.
Комиссия для логопедической группы — почему нужна и как проходит
Кузнецова Анна
Комиссия для логопедической группы — почему нужна и как проходит
Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.
К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении, у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.
Что такое логопедическая группа и кому она нужна?
Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму)
в школе.
В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.
Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика,психологом.
ПМПК – что это?
Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами. И нарушениями в речи которые не соответствуют возрасту, ребенок в 5 лет не может правильно произносить звуки, которые должны были уже сформироваться, к данному возрасту.
Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.
В состав ПМПК включены:
педиатр (детский врач общей практики)
;
клинический психолог;
психиатр или психоневролог;
дефектолог или логопед.
Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель,логопед,психолог или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.
Как попасть на комиссию?
Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов.
Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и печатью.
Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.
Что происходит на комиссии?
На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.
Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.
Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.
Продолжительность обследования составляет 30-40 минут. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка.
Как подготовиться?
Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.
На комиссии специалисты просят:
Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни.Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет.Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном)
.
Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
Назвать части тела и их предназначение.
Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.
Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость, антонимы (плач – смех, омонимы (ключ, коса, привести примеры.
Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов,схожих по артикуляции: кора – нора.
Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.
Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ.Малыш должен:
продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.
Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной)
или недоразвитие речи, требующее коррекции.
Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.
Заключение комиссии
По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.
Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую)
группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.
Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.
Сведения о наличии коррекционных (логопедических)
групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.
Как понять, что речью ребенка пора заняться?
Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.
Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.
Занятия нужны, если:
- малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
- ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
- «каша во рту»;
- речь слишком быстрая, смазанная;
- ребенок заикается;
- малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
- у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.
Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.
Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.
Логопедическая комиссия в детский сад
Многие родители хотят устроить своих детей в логопедические группы, которые бывают в садиках комбинированного вида, или непосредственно в логопедический сад. Всем известно, что обучающие программы и подготовка к школе в логопедической группе намного выше и лучше, чем в обычной группе. Да и численность детей там предусмотрена определенная: всего 10-14 человек. Благодаря этому на каждого ребенка будет уделяться больше индивидуального времени. Попасть в такую группу нелегко, если у ребенка нет никаких проблем с речью.
Обычно рекомендации к прохождению комиссии в логопедическую группу дает логопед вашего садика или приходящий из логосада, если нет своего. Детей с речевыми нарушениями и нуждающихся в коррекции записывают в список, который потом оглашают родителям. Те, кто согласен на перевод в логопедическую группу, идут на собеседование в садик, где им дают двусторонний бланк – направление на предварительный обход врачей перед комиссией. Родителей никто не будет заставлять обходить докторов, это добровольное решение.
Согласные на прохождение врачей родители малыша должны посетить следующих специалистов:
- Окулист.
- Отоларинголог.
- Невропатолог.
- Стоматолог-ортодонт.
- Психиатр.
- Педиатр.
- Хирург (в некоторых садиков просят дополнительно посетить его).
При прохождении медосмотра следите за тем, чтобы в направлении врачи ставили свои подписи и печати. Выдают направление заранее, чтобы успеть пройти всех докторов перед заседанием комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Кроме направления с отметками о прохождении всех врачей, понадобиться еще:
- Копия свидетельства о рождении ребенка
- Характеристика, написанная воспитателем и логопедом
- Заявление на перевод в логопедическую группу
О том, в какой день и где будет заседать комиссия, родителей предупредят заранее. Обычно это происходит в самом садике или в РОНО. Специалисты побеседуют с ребенком, проверят наличие бумаг и показаний. Состав комиссии в разных городах может быть различным, но, в большинстве случаев, она состоит из психолога, дефектолога, логопеда, представителей РОНО.
Обычно задают вопросы на сообразительность, логическое мышление. Просят повторить звуковые словосочетания, чтобы лучше выявить проблемы в произношении отдельных звуков. Судя по отзывам родителей, с малышом беседуют совсем недолго, около 10-15 минут, и результат сразу озвучивают.
Представители комиссии ПМПК могут попросить:
- собрать пирамидку;
- вложить круг в круг, квадрат в квадрат, треугольник в треугольник и т.д.;
- назвать фигуры;
- назвать цвета;
- собрать части тела разрезанного из бумаги человечка;
- назвать времена года, какое сейчас;
- ответить, кем ребенок является маме, бабушке, дяде и т.п.;
- найти лишний предмет;
- ответить на пространственные вопросы: где сидит кот (на стуле, под стулом, за стулом и т.п.);
- рассказать, что делают люди на картинке;
- произнести слова, типа: расшевелить, антресоль и т.п. для проверки произношения звуков;
- объединить предметы в группы по какому-то признаку;
- нарисовать что-то;
- рассказать стих или спеть куплет песенки и прочие вопросы на произношение звуков, сообразительность и логическое мышление.
Заранее ребенка лучше не обучать отвечать на эти вопросы, ведь чем яснее специалисты поставят диагноз, тем точнее определят меры по исправлению проблем.
Проблемы с речью у детей
Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.
Фонетическое недоразвитие
Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.
Общее недоразвитие
Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.
Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы
Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.
Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.
Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.
Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.
С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.
Как построить занятие дома?
Главные принципы домашних занятий:
- Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
- Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
- Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
- Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
- Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.
Виды занятий для развития речи
Артикуляционная гимнастика
Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.
Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.
Примеры:
1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.
2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.
3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.
4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются. 5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.
6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно. 7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.
8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.
9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.
Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.
Развитие мелкой моторики
Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.
Упражнения:
- Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
- Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
- Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
- Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
- Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
- Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.
Пальчиковые игры
Одна из разновидностей упражнений — «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.
Примеры:
- Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
- Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
- Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
- В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
- Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
- Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот– я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)
Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.
Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.
Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.
К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.
Упражнения:
- «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
- «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
- «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.
- «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
- «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.
- «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.
Пополнение словарного запаса
Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.
Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.
Как помочь процессу:
- Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
- Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
- Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.
Упражнения:
- попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;
- «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;
- «Солнце что делает? Утро какое?»;
- пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);
- попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;
- предложите подобрать к названию животного название его детеныша.
Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания
Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.
Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):
- «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.
- «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.
- «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями. Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», выдох, встать прямо, опустить руки, пауза. То же самое – с поворотом в другую сторону.
- «Еж». Руки на поясе, согнутые в локтях. На выдохе – «пых-пых-пых» и движение локтями вперед. Исходное положение, непроизвольный вдох.
- «Ворона». Руки через стороны поднимаются вверх. Ребенок медленно опускает руки и приседает, протяжно произнося «ка-а-ар». Исходное положение, непроизвольный вдох.
- «Гуси». Руки на поясе, медленный наклон туловища вперед, голова при этом вниз не отпускается. Произносим протяжно «га-а-а». Исходное положение, вдох.
Выполняя упражнения, в которых нужно делать плавный вдох через рот, при этом не поднимать нос, плечи и грудь и не надувать щеки.
Музыкальные игры
Способствуют развитию речевого слуха, улучшению владения голосом.
Помогут:
- песни-звукоподражания («Гуси-гуси, га-га-га», «Ква-ква, говорит лягушка»);
- игры с дублированием звуков словом (барабан «делает» тук-тук, бум-бум, колокольчик – динь-динь);
- танцы с короткими словами, обозначающими движения (топ-топ, прыг-прыг, скок-скок);
- пропевание звуков вместе с мамой или папой («ду-ду-ду-дудочка»);
- исполнение любой песни под ритм хлопков и притопов;
- угадывание песни по ритму.
Записаться на услугу
Ноябрь 2021 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Произношение сложных звуков
Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.
Звук «Р»
Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.
В помощь:
- Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
- Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно. Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз. Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
- Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
- Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).
Звук «Ш»
Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.
Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:
- Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
- Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
- Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
- Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
- Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.
Отзывы о логопедах-дефектологах
Харламова Лариса Петровна, бабушка Устинова Ильи, 8 лет. Занятия с логопедом:
Большое спасибо сотрудникам Логопедического центра Улыбка, в частности, логопеду Пугачевой Любови Евгеньевне, за профессионализм и творческий подход к своей работе. В самом центре созданы все условия, чтобы комфортно себя чувствовать и заниматься. Ребенок ходил и занимался с большим удовольствием. Логопед грамотно объясняет, что делать дома и четко выстраивает программу занятий на уроке. Ранее занимались с частным логопедом, но результата особо не было. Так что есть с чем сравнить. Рекомендую данный центр!
Замечания и предложения по работе центра: Всё очень хорошо.
Милана (дочь Давыдова Тамара, 6 лет). Занятия с логопедом:
Хочется выразить огромную благодарность нашему логопеду Елене Сергеевне. Она занималась с моим ребенком (возраст 6-7 лет) постановкой звука «Р». Давалось нелегко, особенно вначале. Но благодаря терпению и усердию логопеда ребенок освоил эту сложную букву. Особенно хочется отметить разностороннюю направленность педагога. Также Елена Сергеевна начала готовить нас к школе. Благодаря ее профессиональному обучению Тома стала учиться пересказывать, правильно считать, писать. Она грамотно проводит занятия, используя современную новую методику обучения. Огромное спасибо за ее профессиональный подход в работе. Предложения и пожелания: Искренне желаю процветания и успехов вашему центру.
Мартанова Наталия (сын Мартанов Лев, 4 года). Занятия с логопедом:
Проблемы: Произношение звуков
Отзыв о работе логопеда: Я рада возможности оставить свой отзыв о работе Валентины Николаевны. Мой ребенок занимается второй месяц. Контакт с педагогом был установлен с первого занятия. Уже через несколько занятий был виден результат их плодотворной работы с ребенком. На занятия он всегда идет с большим удовольствием и узнает много нового. После каждого занятия радуюсь успехам моего ребенка и благодарю Валентину Николаевну за ее профессионализм, внимательность, участие и индивидуальный подход.
Игуменова И.А (сын Дима 2 года 10 мес). Занятия с логопедом:
Речевые проблемы: ЗПРР, речь отсутствует
Отзыв о специалисте:
Занятия с ребенком проходят всегда очень интересно. Дима достаточно быстро привык и не протестует, занимается с удовольствием, хотя в самом начале казалось, что все усилия напрасны: ребенок был неуправляем, неусидчив, задания не выполнял. Дарье Леонидовне удалось “подобрать” заветный ключик к сердцу Димы: ребенка не узнать! Стал лучше понимать инструкции, выполняет задания и главное, идет на контакт с педагогом. Результат от занятий очевиден: Дима повзрослел на глазах! Спасибо Дарье Леонидовне за её чуткость и профессионализм! Надеюсь, ей удастся добиться от Дмитрия и речевого прогресса!
Пожелания логоцентру:
Очень хорошие педагоги! Индивидуальный подход к каждому ребенку! Спасибо “Улыбке” за то, что помогаете развивать наших детишек!
Шатунова Елена Вячеславовна (дочь Шатунова Маша, 5 лет). Занятия с логопедом.
Проблемы: Дефекты произношения звуков Ж, Ш, Р
Отзыв о работе логопеда: Несмотря на то, что мы занимаемся всего три недели, уже есть заметный прогресс. Появились звуки Ж, Ш, улучшается фонематический слух. Занятия проходят в игровой форме, но очень продуктивно, с применением различных наглядных пособий. Екатерина Сергеевна сразу нашла подход к ребенку, сумела заинтересовать и вовлечь в процесс обучения, ребенок старается.
В конце каждого занятия обсуждаются успехи и трудности, даются подробные разъяснения и рекомендации по дальнейшей работе.
Екатерина Сергеевна – внимательный, доброжелательный и нацеленный на результат специалист. Мы очень довольны, спасибо!
Отзыв о коррекционном центре: Внимательное отношение, приятная обстановка. Я довольна, что обратилась в данный логоцентр.
Кормилицина Анастасия (дочь Полина 6 лет). Занятия с логопедом.
Логопед: Елена Сергеевна
Проблемы: Не выговаривает звуки Р, Л
Отзыв о специалисте:
Логопед Елена Сергеевна – очень внимательная, отзывчивая, ребенок ходит к ней на занятия с удовольствием. Уже есть первые результаты занятий. Педагог прекрасно выполняет свою работу.
Пожелания логоцентру: Очень рады, что попали в этот центр, здесь работают отличные педагоги!
Добра и процветания логоцентру!
Леонова Мария (сын Иван, 5 лет). Занятия с логопедом.
Проблемы: Общее недоразвитие речи. Отзыв о педагоге: Юлия Юрьевна – замечательный педагог! Профессионал своего дела! Занятия проводит очень интересно, в доброжелательной обстановке, быстро находит подход, умеет заинтересовать и замотивировать ребенка на занятиях. Положительная динамика налицо.
Егорова Надежда ( ребенок Егорова Мария, 5,4 л). Занятия с логопедом-дефектологом:
Проблемы: Плохое произношение звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л), нарушение координации движений, короткая уздечка языка, дефекты прикуса. Результат занятий: Когда мы обратились к логопеду Маргарите Альбертовне, речь Маши оставляла желать лучшего, не дотягивала до своего возраста. Мы занимались три раза в неделю. Маргарита Альбертовна смогла увлечь Марию, разговорить ее. На каждом занятии были игры, развивающие внимание, память, мелкую моторику и координацию, так что моя дочь занималась с удовольствием. Благодарим Маргариту Альбертовну за то, что своевременно направила нас к стоматологу для устранения короткой уздечки и неправильного прикуса. За год мы поставили все звуки и уже можем ими свободно пользоваться ( дома мы стараемся держать это под контролем).
Состояние речи Маши заметно улучшилось и мы почти приблизились к норме. Хотим продолжать занятия вместе с обучением чтению.
Желаем логоцентру расширяться, чтобы больше детишек обучались в нем и получали квалифицированную помощь.
Занятия с логопедом. Вера Игоревна – (сын Челноков Михаил, 6,5 лет):
Проблемы: Дефекты произношения звуков Л, Ль, Р, Рь.
Отзыв о педагоге: Считаю работу логопеда отличной. В достаточно короткие сроки было поставлено 2 звука, сейчас идет постановка оставшихся – уже есть результаты.Ребенок ходит на занятия с удовольствием. Логопед обладает достаточной строгостью, чтобы справиться с ленью ребенка (что на мой взгляд, очень важное качество педагога). Сами занятия интересные, динамичные, с элементами развития логического мышления.
Отзыв о логоцентре: Я нисколько не пожалела, обратившись именно в данный логоцентр. Меня полностью устраивает соотношение цена-качество. Отзывы самые наилучшие! Близость от дома, невысокие цены, отличное качество работы специалистов, внимательное отношение. Мы очень довольны! Спасибо за вашу работу.
Шахова Екатерина Сергеевна (сын Дуров Артём, 2.3 года). Занятия у логопеда-дефектолога:
Зёмина Елена Евгеньевна быстро нашла контакт с моим сыном. Применяла различные технологии и методики. Давала необходимые рекомендации. Занятия проходили легко и непринужденно в игровой форме.С удовольствием используем все её рекомендации дома и ежедневно отрабатываем в качестве домашних заданий. Педагог идёт от «ребёнка», что даёт хорошие результаты. Спасибо большое за Ваш труд и заботу! Отдельное спасибо руководству Лого за профессионализм высококлассных специалистов.
Булгару Елена Николаевна (сын: Булгару Максим, 3 года 7 месяцев). Занятия с логопедом:
Проблема: Задержка речевого развития (ЗРР)
Мы ходили к логопеду Ольге Сергеевне несколько месяцев, наш педагог помогла малышу начать повторять в словах первые слоги и маленькие односложные слова, то есть у нас появились звукоподражания. Первый этап речи у ребенка – большой прогресс для нас. Ольга Сергеевна – очень внимательный педагог. После каждого занятия давала малышу домашние задания для закрепления материала. Каждый раз придумывала что-нибудь новенькое для усвоения новых звуков, букв и слов. Мы довольны, что посещали Логопедический . Здесь также очень демократичные цены.
Цветкова Кристина (сын: Цветков Денис 6 лет). Занятия с логопедом-дефектологом:
- Телефон и имя родителя, написавшего отзыв: Цветкова Кристина, 8-967-079-54-**
- Электронная почта: red***[email protected]
- Имя педагога: Поташева Елена Сергеевна
- Результативность занятий: все звуки введены в речь
Причина обращения: проблемы с произношением звуков «Л», «Р», «Рь»
Елена Сергеевна – очень внимательная и отзывчивая. Занятия проходят очень интересно, с использованием книг, настольных игр. Ребенок с большим удовольствием ходит на занятия.
Ильина Ирина (дочь: Ильина Анна, 3,5 лет). Занятия с логопедом:
Нам очень понравился педагог! Занятия проводились в доброжелательной обстановке, разносторонне и интересно. Главное что наблюдаются изменения в лучшую сторону. Ребёнок может составить уже рассказы по картинкам. Лучше стал словарный запас (в т.ч. глаголы, существительные).В целом ребёнок стал понятно и хорошо разъясняться. Ольга Сергеевна всегда даёт комментарии по занятиям и на что обратить внимание при выполнении домашнего задания. Мы рады, что попали к Ольге Сергеевне, так как мы получили результат и хотим в дальнейшем продолжать обучение. Спасибо Вам!