ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.
А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
- навыков самообслуживания;
- усидчивости;
- мышления;
- внимания;
- воображения;
- словарного запаса;
- памяти.
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС
В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:
- для расслабления рук (кистей);
- для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
- для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
- для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
К первому виду относятся следующие упражнения:
- «Рыбка» в воде;
- «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
- «Ежик» с ладошками;
- «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
- «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
- «Полет птичек» с активной работой рук;
- «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
- «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
- «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
- «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
- «Паук» — передвижение пальцев по стене;
- «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
- «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
- «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
- «Катание карандаша» с помощью ладони;
- «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
- «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
- «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
- «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
- «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
- «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
- «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
К третьему виду относятся следующие упражнения:
- «Покрути шишку» с помощью ладоней;
- «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
- «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
- катание предмета по столу вперед-назад;
- катание предмета по столу по кругу;
- надавливание пальцами;
- ловля подкинутого мяча;
- надавливание на мяч двумя руками;
- перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
Делаем зарядку с детьми на английском языке
Пальчиковые игры и упражнения
Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.
Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Пальчиковые рисунки
Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Пальчиковый массаж
Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
- Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
- Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
- Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
- А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).
Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
- Лодочка
Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),
Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
- Котик
Как больно кусается котик-малыш,
Решил он, что видит не пальчик, а мышь!
Но я ведь играю с тобою, малыш,
А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»
Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
- Загибалки
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот вот — дедулечка.
Это вот — бабулечка.
Ну а этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК
После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?
- Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
- Умеют держать ручку или карандаш.
- Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
- Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
- Могут снимать и надевать одежду и обувь.
- Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
- Строят башню минимум из 3 кубиков.
- Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
- Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
- Откручивают крышки.
- Нанизывают бусины на проволоку.
- Могут рисовать пальцами.
- Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
- Обводят контур по пунктирной линии.
- Лепят простые элементы из пластилина.
- Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
- Сортируют мелкие предметы, крупы.
- Разворачивают фантики и обертки.
- Завязывают узлы.
- Движения рук происходят при координации зрением.
Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.
ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.
Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
- Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
- Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
- Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
- Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
- Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
- Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
- Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
- рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.