Мастер-класс учителя-логопеда для родителей «Внимательные ушки»


Мастер-класс для родителей старшей логопедической группы «Логопедические игры с мамой»

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол»

. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Парашютик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

Не сжимать язык зубами.

Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Л: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко» п. Адамовка Оренбургской области

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» ДЕКАБРЬ 2017 Подготовила: учитель – логопед высшей категории Н.В. Макарова Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Лев Семёнович Выготский)

Девиз: Послушай — и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай — и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование: 1. Индивидуальные зеркала 2. Ватные диски. 3. Ватные палочки. 4. Напальчник. 5. Коктельные трубочки.

6. Стаканчики с крышкой, 7. Постановочные логопедические зонды. 8. Ротовая полость «РАТАТУШКА». 9. Театр язычка. 10. Воздушные шары. 11. Бабочка из папирусной бумаги. 12. Вертушка. 13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи. 14. Массажный мяч с шипами «Ёжик». 15. «Су-джок». 16. Шар с резинками. 17. Прищепки. 18. «Слонёнок — Элефон» — для развития фонематического слуха.

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме. 2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков. 3. Рефлексия опыта: Б) что взял полезного (интересного). В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. В последние годы наблюдается рост числа дош¬кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз¬вития. Цепочка неблагоприят¬ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка. Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы: • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков. • профилактика речевых нарушений. Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами. Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь? (Строим дом) А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребенка слушать и слышать.

Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы учителя — логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!»

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз. 2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ ———ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ. 3. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз. 4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку». 5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта. 6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8. 7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю. 8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась. 9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!! Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) 2. Сдуть бабочку с кончика носа. 3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. 4. Надуем шарик, не раздувая щеки. 5. Вертушка, губы.

3 этап — РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Массажный мяч. 2. Шар с резинками. 3. Прищепки. 4. Су-джок терапия.

5 этап —

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик». (показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок — Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

*** Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой. И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах. «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе. 1. ребро – кулак – ладонь – хлопок; 2. р – р – р – р; ра – ра – ра – ра; ро – ро – ро – ро; ру – ру – ру – ру; ры – ры – ры – ры.

3. ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда: Терпение и творчество, Упорство и победа — Вот главные этапы В работе логопеда. Все Нади, Вани, Вити Должны заговорить, И от тебя зависит — Быть им или не быть. Душа болит за каждого. Всем хочется помочь. Не раз вопрос: «Что делать?» Преследовал всю ночь. Идешь порою с сумками, А язычок «грибком», Или «лошадкой» цокает, Иль губы «хоботком». Вдруг затрещишь «моторчиком» Раз несколько подряд И ловишь настороженный Идущих мимо взгляд. Так день за днем – То вниз, то вверх Летает язычок, Работать так настойчиво Из вас не каждый б смог. И… появились звуки А вслед возможно слоги, А там уже слова пошли По правильной дороге. При самой первой встрече Мы часто слышим: «Датте», А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!» И я без ложной скромности Признаться не стыжусь, Что я своей профессией Действительно горжусь! На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

Следующая >

«Сказка о Веселом Язычке для мам и пап»

Подготовила учитель-логопед

Бунина Ольга Владимировна

МБДОУ ДС № 76 «Подснежник»

г. Нижневартовск

Цель:

— Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой

— Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям

— Развивать творческие умения и навыки родителей

Оборудование:

— Индивидуальные зеркала

— Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)

— Буклеты с описанием артикуляционных упражнений

Методические рекомендации:

Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы

Ход:

Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.

«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».

«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:

— проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)

— соблюдать последовательность в движениях

— проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

— упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

— удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

— следить за четкостью и правильностью выполнения

— не допускать переутомления ребенка

— артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».

Просим родителей взять в руки зеркала.

«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.

В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда).

За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда).

Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда). Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой.

Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!

Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.

Артикуляционные упражнения

  1. «Улыбочка».

Губы растянуты (улыбка), видны со­мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ком положении следует 10—15 секунд.

  1. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

  1. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно даль­ше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

  1. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверх­ности языка.

  1. «Иголочка».

Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка».

Рот приоткрыт, кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при­жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.

  1. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

  1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10 Выполнять 3—4 раза.

  1. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.

  1. «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. По­щелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

  1. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5—6 раз.

  1. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кон­чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5—6 раз.

  1. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с си­лой ударять в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук <�д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

  1. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

  1. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

  1. «Качели».

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках , затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз.

  1. «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

  1. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы­полнения — 20 секунд.

  1. «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5—6 раз.

  1. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы­двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз.

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир

0

Tweet

Нравится

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

Автор:

Антикян Инна Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,

гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.

Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.

Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.

Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?

Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.

Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.

В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.

В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.

В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.

Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.

А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.

Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.

Приложение 1.

План деятельности «Логопедической школы для родителей»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

№ п/п Месяц Мероприятие Тема, цель Взаимодействие с коллегами
1. Сентябрь Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

«Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа»

Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями
2. Октябрь Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

Буклеты для родителей

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

«Речь детей 4-5 лет»

«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями
3. Ноябрь Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

Создание буклетов для родителей

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»

«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»

«Что делать, если ребенок не говорит»

«Игры для развития речевого слуха»

Согласование времени проведения с воспитателями
4. Декабрь Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

Оформление родительского уголка

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Зимушка-зима»

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

«Учим вместе. Новогодние деньки»

«Особый ребенок в ДОУ»

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей
5. Январь Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Оформление родительского уголка

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

«Заикание появилось. Что делать?»

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

«Развиваем дыхание»

Цель:

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями
6. Февраль Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Жить интересно»

«Как правильно научить ребенка читать»

7. Март Мастер-класс в подготовительной группе

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Как подготовить руку ребенка к письму?»

Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму

«Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму»

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы
8. Апрель Открытое интегрированное развлечение

Открытый показ НОД в средней группе

«Путешествие к звездам»

«Весенние сюрпризы Смешариков»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями

Совместно с музыкальным руководителем

9. Май Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ.

Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ.

Беседа с родителями

«День Рождения звука»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи»

Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей

Итоги логопедического обследования детей

Совместно с воспитателями старшей группы

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы

10. Июнь Совместные досуги для родителей и детей

-младшие дошкольники

-старшие дошкольники

«День защиты детей»

«Оранжевое лето»

«День России»

«Невероятное путешествие по неведомым дорожкам»

В течение года Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ Согласование времени проведения с родителями

Список литературы

  1. Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
  2. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]