Разучивание стихов для улучшения памяти у взрослых и детей

Память – это один из важнейших психических процессов. Она принимает непосредственное участие в жизнедеятельности человека. С возрастом память начинает ухудшаться, создавая определенный дискомфорт. Многие люди, страдающие от проблем с памятью, задаются вопросом: можно ли каким-то образом натренировать ее?

Существует немало методик, разработанных психологами специально для тренировки памяти и мышления. Одним из наиболее простых и при этом эффективных методов является заучивание стихов.

Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым

Проклятье века

Евгений Евтушенко

Проклятье века — это спешка, и человек, стирая пот, по жизни мечется, как пешка, попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят, и опускается душа. Поспешно бьют, поспешно губят, а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире, когда он спит или кипит, остановись, как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге, доверься небу, как судье, подумай — если не о боге — хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых, под паровозный хриплый крик пойми: забегавшийся — жалок, остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая, ты вспомни вечность наконец, и нерешительность святая вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила, когда по ложному пути вперед на ложные светила ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица, остановись! Ты слеп, как Вий. И самый шанс остановиться безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко, как по ступеням, по телам, остановись, забывший бога,— ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба к забвенью собственной души, к бесчестью выстрела и слова, не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую, о население Земли! Замри, летя из кольта, пуля, и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято, подняв глаза с молитвой ввысь, среди распада и разврата остановись, остановись!

1967 г

Я научилась просто, мудро жить

Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

1912 г

Сатана

Эдуард Асадов

Ей было двенадцать, тринадцать — ему. Им бы дружить всегда. Но люди понять не могли: почему Такая у них вражда?!

Он звал ее Бомбою и весной Обстреливал снегом талым. Она в ответ его Сатаной, Скелетом и Зубоскалом.

Когда он стекло мячом разбивал, Она его уличала. А он ей на косы жуков сажал, Совал ей лягушек и хохотал, Когда она верещала.

Ей было пятнадцать, шестнадцать — ему, Но он не менялся никак. И все уже знали давно, почему Он ей не сосед, а враг.

Он Бомбой ее по-прежнему звал, Вгонял насмешками в дрожь. И только снегом уже не швырял И диких не корчил рож.

Выйдет порой из подъезда она, Привычно глянет на крышу, Где свист, где турманов кружит волна, И даже сморщится:- У, Сатана! Как я тебя ненавижу!

А если праздник приходит в дом, Она нет-нет и шепнет за столом: — Ах, как это славно, право, что он К нам в гости не приглашен!

И мама, ставя на стол пироги, Скажет дочке своей: — Конечно! Ведь мы приглашаем друзей, Зачем нам твои враги?!

Ей девятнадцать. Двадцать — ему. Они студенты уже. Но тот же холод на их этаже, Недругам мир ни к чему.

Теперь он Бомбой ее не звал, Не корчил, как в детстве, рожи, А тетей Химией величал, И тетей Колбою тоже.

Она же, гневом своим полна, Привычкам не изменяла: И так же сердилась:- У, Сатана! — И так же его презирала.

Был вечер, и пахло в садах весной. Дрожала звезда, мигая… Шел паренек с девчонкой одной, Домой ее провожая.

Он не был с ней даже знаком почти, Просто шумел карнавал, Просто было им по пути, Девчонка боялась домой идти, И он ее провожал.

Потом, когда в полночь взошла луна, Свистя, возвращался назад. И вдруг возле дома:- Стой, Сатана! Стой, тебе говорят!

Все ясно, все ясно! Так вот ты какой? Значит, встречаешься с ней?! С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной! Не смей! Ты слышишь? Не смей!

Даже не спрашивай почему! — Сердито шагнула ближе И вдруг, заплакав, прижалась к нему: — Мой! Не отдам, не отдам никому! Как я тебя ненавижу!

1969 г

Послушайте!

Владимир Маяковский

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

1914 г

Я не люблю

Владимир Высоцкий

Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще, Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово «честь» забыто, И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста — Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю.

1969 г

Она отдалась без упрека…

Константин Бальмонт

Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. — Как темное море глубоко, Как дышат края облаков!

Она не твердила: «Не надо», Обетов она не ждала. — Как сладостно дышит прохлада, Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья, Она не боялась утрат. — Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят!

1903 г

Хорошо — быть молодым!

Юнна Мориц

Хорошо — быть молодым, За любовь к себе сражаться, Перед зеркалом седым Независимо держаться, Жить отважно — черново, Обо всем мечтать свирепо, Не бояться ничего — Даже выглядеть нелепо!

Хорошо — всего хотеть, Брать свое — и не украдкой, Гордой гривой шелестеть, Гордой славиться повадкой, То и это затевать, Порывая с тем и этим, Вечно повод подавать Раздувалам жарких сплетен!

Как прекрасно — жить да жить, Не боясь машины встречной, Всем на свете дорожить, Кроме жизни скоротечной! Хорошо — ходить конем, Власть держать над полным залом, Не дрожать над каждым днем — Вот уж этого навалом!

Хорошо — быть молодым! Просто лучше не бывает! Спирт, бессонница и дым — Всё идеи навевает! Наши юные тела Закаляет исступленье! Вот и кончилось, ля-ля, Музыкальное вступленье,-

Но пронзительный мотив Начинается! Вниманье! Спят, друг друга обхватив, Молодые — как в нирване. И в невежестве своем Молодые человеки — Ни бум-бум о берегах, О серебряных лугах, Где седые человеки Спать обнимутся вдвоем, А один уснет навеки. …Хорошо — быть молодым!..

1975 г

Мне нравится, что Вы больны не мной…

Марина Цветаева

Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, — За то, что Вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не Вами.

1915 г

По несчастью или к счастью…

Геннадий Шпаликов

По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места.

Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.

А не то рвану по следу — Кто меня вернет? — И на валенках уеду В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю, Там, где — боже мой! — Будет мама молодая И отец живой.

1914 г

Улыбаюсь, а сердце плачет

Вероника Тушнова

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера. Я люблю тебя. Это значит —

я желаю тебе добра. Это значит, моя отрада, слов не надо и встреч не надо, и не надо моей печали,

и не надо моей тревоги, и не надо, чтобы в дороге мы рассветы с тобой встречали. Вот и старость вдали маячит,

и о многом забыть пора… Я люблю тебя. Это значит — я желаю тебе добра.

Значит, как мне тебя покинуть, как мне память из сердца вынуть, как не греть твоих рук озябших, непосильную ношу взявших?

Кто же скажет, моя отрада, что нам надо, а что не надо, посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет, и никто пути не укажет, и никто узла не развяжет… Кто сказал, что легко любить?

Людей неинтересных в мире нет

Евгений Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас.

И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать.

1961 г

Я стал не любить красивых

Михаил Гуськов

Я стал не любить красивых, Они слишком часто лгут. Я стал не любить счастливых За то, что легко живут. Я стал не любить болтливых За слов пустых череду. Я стал не любить плаксивых, Наводят они беду.

Я стал не любить свободу За сказки ее и ложь, Я стал не любить погоду, Когда льет промозглый дождь. Я стал не любить успешных, Цена их успехам – грош. Я стал не любить и грешных И стал не любить святош.

Я стал не любить правдивых За то, что в их правде яд, Я стал не любить стыдливых За будущий их разврат. Гордец, что с надменной бровью, — Во мне вызывает смех.. Я стал не любить с любовью, Прощая за всё и всех…

Ты большая в любви

Евгений Евтушенко

Ты большая в любви. Ты смелая. Я — робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу без тропинки ведешь меня ты. Мы в дремучих цветах до пояса. Не пойму я — что за цветы. Не годятся все прежние навыки. Я не знаю, что делать и как. Ты устала. Ты просишься на руки. Ты уже у меня на руках. «Видишь, небо какое синее? Слышишь, птицы какие в лесу? Ну так что же ты? Ну? Неси меня! А куда я тебя понесу?..

1953 г

Бессонница. Гомер. Тугие паруса …

Осип Мандельштам

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи — На головах царей божественная пена — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915 г

Предсказание

Михаил Лермонтов

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя!- твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.

1830 г

Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос

Иосиф Бродский

Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос. Я вижу не то, во что ты одета, а ровный снег. И это не комната, где мы сидим, но полюс; плюс наши следы ведут от него, а не к.

Когда-то я знал на память все краски спектра. Теперь различаю лишь белый, врача смутив. Но даже ежели песенка вправду спета, от нее остается еще мотив.

Я рад бы лечь рядом с тобою, но это — роскошь. Если я лягу, то — с дерном заподлицо. И всхлипнет старушка в избушке на курьих ножках и сварит всмятку себе яйцо.

Раньше, пятно посадив, я мог посыпать щелочь. Это всегда помогало, как тальк прыщу. Теперь вокруг тебя волнами ходит сволочь. Ты носишь светлые платья. И я грущу.

1989 г

А, ты думал – я тоже такая…

Анна Ахматова

А, ты думал – я тоже такая, Что можно забыть меня И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшный подарок- Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенным чадом- Я к тебе никогда не вернусь.

1921 г

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал

Дмитрий Быков

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал и мое мерило. Во всех моих женщинах были твои черты, и это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям, летаешь между Орсе и Прадо, — я, можно сказать, собрал тебя по частям. Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине, третья умеет все принимать как данность. Одна не чает души в себе, другая — во мне (вместе больше не попадалось).

Одна, как ты, со лба отдувает прядь, другая вечно ключи теряет, а что я ни разу не мог в одно все это собрать — так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты допустила меня раза три через все препоны, — осталась тут, вопло- тившись во все живые цветы и все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать, подачки сам себе предлагая. А ливни, а цены, а эти шахиды, а роспечать? Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

2003 г

Простые строки

Николай Асеев

Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя – сушь, Мне и в жару без тебя – стыть. Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год, Если бы время мельчить, дробя; Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать – Слабость друзей, силу врагов; Я ничего не хочу ждать, Кроме твоих драгоценных шагов.

Все начинается с любви

Роберт Рождественский

Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!..

Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начинается с любви.

Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг — все начинается с любви…

Весна шепнет тебе: «Живи…» И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви!

1983 г

Убили парня (Крик)

Роберт Рождественский

Убили парня эа здорово живешь. За просто так. Спокойно. Как в игре… И было это не за тыщу верст от города. А рядом. Во дворе. Еще пылали окна… Между тем он так кричал, прижав ладонь к груди, как будто накричаться захотел за долгое молчанье впереди… Крик жил отдельно! Вырастал стеной. Карабкался, обрушивался с крыш. Растерзанный, отчаянный, больной. нечеловечески огромный крик! Он тек по трубам, полз по этажам, подвалы заполнял и чердаки, Он ошалело тыкался в звонки! Ломился в двери и в замках визжал!.. Он умолял! Он клянчил: «Защити!..» Навстречу ослабевшему, ему, плыл шепоток: «Не надо…», «Не ходи…», «Простудишься.,,», «Не надо…», «Ни к чему…»

Да, случай. Как-то. В городе одном. Но помните, другие города!

…«Вот если бы не вечером, а днем…», «Вот если бы на фронте,— я б тогда…» И все. И только молний пересверк. И все И не остановился век… Какое это чудо — Человек! Какая это мерзость — человек!

В домах

(М. Горькому)

Константин Бальмонт

В мучительно-тесных громадах домов Живут некрасивые бледные люди, Окованы памятью выцветших слов, ‎Забывши о творческом чуде.

Всё скучно в их жизни. Полюбят кого, Сейчас же наложат тяжёлые цепи. «Ну, что же, ты счастлив?» — «Да что ж… Ничего…» ‎О, да, ничего нет нелепей!

И чахнут, замкнувшись в гробницах своих. А где-то по воздуху носятся птицы. Что птицы? Мудрей привидений людских ‎Жуки, пауки и мокрицы.

Всё цельно в просторах безлюдных пустынь, Желанье свободно уходит к желанью. Там нет заподозренных чувством святынь, ‎Там нет пригвождений к преданью.

Свобода! Свобода! Кто понял тебя, Тот знает, как вольны разливные реки. И если лавина несётся губя, ‎Лавина прекрасна навеки.

Кто близок был к смерти и видел её, Тот знает, что жизнь глубока и прекрасна. О, люди, я вслушался в сердце своё, ‎И знаю, что ваше — несчастно!

Да, если бы только могли вы понять… Но вот предо мною захлопнулись двери, И в клеточках гномы застыли опять, ‎Лепечут: «Мы люди, не звери».

Я проклял вас, люди. Живите впотьмах. Тоскуйте в размеренной чинной боязни. Бледнейте в мучительных ваших домах. ‎Вы к казни идёте от казни!

1903 г

Важность памяти и внимания

В отличие от животных, чье мировосприятие ограничивается сиюминутными ощущениями, люди способны фиксировать приобретенные ранее знания и опыт, и использовать их при планировании дальнейших действий. Только благодаря памяти человек сохраняет воспоминания об окружающих явлениях и законах их существования.

Она также непосредственно участвует в процессе восприятия окружающей действительности. Особо важную роль память и внимание играют в ходе обучения.

Короткие стихи, которые легко учатся

Дождь в лицо и ключицы…

Белла Ахмадулина

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…

Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.

1955 г

Мосты

Валентин Гафт

Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.

О, я хочу безумно жить…

Александр Блок

О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

1914 г

Не ставь границ…

Любовь Козырь

Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.

Хокку

Николай Гумилёв

Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?

1917 г

Любовью дорожить умейте…

Степан Щипачев

Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.

1939 г

Ну, как тебе на ветке?

Олег Григорьев

— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.

Посредине панели…

Николай Заболоцкий

Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.

1957 г

Открыв наук зелёный том

Даниил Хармс

Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.

1933 г

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Стихи Пушкина, которые легко выучить

Чем меньше женщину мы любим

(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Александр Сергеевич Пушкин

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.

1823-1830 гг

Ты и я (Александру I)

Александр Пушкин

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь вины на свободе, И тебе нередко лень Нужный долг отдать природе; Я же с черствого куска, От воды сырой и пресной, Сажен за сто с чердака За нуждой бегу известной. Окружен рабов толпой, С грозным деспотизма взором, Афедрон ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру.

примерно 1819 г

Пророк

А. С. Пушкин

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

1826 г

Особенности формирования памяти

Метод заучивания стихотворений применяется для развития памяти в любом возрасте. Понимание процесса памяти способствует улучшению этой функции. Память – ведущий познавательный процесс, фундамент, на котором строится психическая деятельность. Образы, которые возникают в ходе взаимодействия с внешней средой, переживались бы каждый раз как возникшие впервые, если бы человек их не запоминал.

Когда человек открывает утром глаза, он понимает, где находится. Отправляясь в школу, институт или на работу, человек осознает, зачем он это делает. Благодаря способности запоминать индивид накапливает впечатления, возникшие в процессе взаимодействия с окружающим миром, обучается, приобретает навыки, умения, чтобы использовать их в дальнейшем. Понимание функции памяти связано с теорией физиолога П. Павлова об условных рефлекторных реакциях.

Например, если во время кормления младенца включать цветную лампочку, повторяя процесс многократно, у ребенка вырабатывается рефлекторная реакция. Он производит сосательные движения при включенной лампочке даже при отсутствии еды. Ребенок запомнил взаимосвязь со светом лампочки, что обусловлено физиологическими процессами в головном мозге:

  • При кормлении происходит нервное возбуждение в пищевом отделе мозга.
  • При зажигании лампочки происходит нервное возбуждение в зрительном отделе коркового слоя.
  • Многократное повторение процесса приводит к формированию новой нейронной связи в мозге.

Способность запоминать связана с деятельностью отделов мозга, с физиологическими процессами, протекающими в ЦНС. Например, при повреждении некоторых отделов мозга головы, ухудшаются когнитивные способности, в том числе память. Причем физиологические процессы при запоминании идентичны физиологическим процессам, которые происходят при восприятии (зрительном, обонятельном, вкусовом, тактильном).

Различие в том, что при восприятии физиологические процессы поддерживаются текущими внешними стимулами (раздражение рецепторов), при воспроизведении информации из памяти фактором возбуждения нервных структур выступают нервные процессы, происходившие в прошлом. Многократное повторение материала позволяет точно его запомнить.

Деятельность, направленная на запоминание и последующее воспроизведение информации, называется мнемической. Если регулярно учить стихи, происходит развитие памяти у взрослых и детей, запоминание сложных слов и фраз полезно для тренировки мозговых структур, ответственных за мнемическую деятельность. К ним относят гиппокамп, таламические отделы ретикулярной формации, слуховые и зрительные центры коркового слоя.

Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым о войне

Рассказ танкиста

Александр Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

1942 г

До свидания, мальчики

Булат Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли — Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите, и все-таки Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги — ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад.

1958 г

Что такое мнемостих

Есть специальные стихи, которые составлены специально для тренировки памяти. Для их запоминания применяется мнемонический принцип. При этом в памяти можно сохранить сложную последовательность, информационный кластер, список, а в нужное время извлечь информацию.

Даже если учить обычные стихотворения, память улучшится, а мозг привыкнет обрабатывать информацию.

Для улучшения этого процесса стоит помнить такие советы:

  1. Мнемостих – это профессиональный прием «запоминальщиков». Он основан на правилах мнемоники – совокупности приемов, способов запоминания. Это может быть техника «акроним», «история», «мнемофраза» и т.д. Например, мнемостихи используют в лингвистике, чтобы запомнить правило.
  2. Стимулировать мозг можно при помощи разрешенных медицинских препаратов. Они повышают жизнеспособность нейронов, препятствуют окислительным реакциям, стимулируют кровообращение в мозге, укрепляют сосудистые стенки, препятствуют появлению тромбов, улучшают прохождение сигнала от нейрона к другим. Чаще всего это природные растительные комплексы. Чтобы добиться устойчивого результата, их следует принимать не одноразово, а систематично. По поводу их использования обязательно нужно посоветоваться с педиатром или терапевтом.

Стихи Есенина, которые должен знать каждый

Письмо матери

Сергей Есенин

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

1924 г

Ах, как много на свете кошек

(сестре Шуре)

Сергей Есенин

Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.

1925 г

Автор фотографии — Луиза Гельтс

РОССИЯ (К. Бальмонт)

Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель,Позвавший птиц к весне апрель.На иве распустились почки,Береза слабые листочкиРаскрыла — больше снег не враг,Трава взошла на каждой кочке,Заизумрудился овраг.Тоска ли в сердце медлит злая?Гони. Свой дух утихомирь.Вновь с нами ласточка живая,Заморского отвергшись края,В родимую влюбилась ширь.И сердце, ничего не зная,Вновь знает нежно, как она,Что луговая и леснаяЗовет к раскрытости весна.От солнца — ласка властелина,Весь мир — одно окно лучу.Светла в предчувствии долина.О чем томлюсь? Чего хочу?Всегда родимого взыскую,Люблю разбег родных полей,Вхожу в прогалину лесную —Нет в мире ничего чьи, луга, болота, склоны,В кустах для зайца уголок.В пастушью дудку вдунул звоны,Качнув подснежник, ветерок.Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край в покров весны одет,Нерукотворно беспорочен.Другого в мире счастья нет.

Стихотворения для заучивания наизусть про маму

Матери

Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку. Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?

1906—1911 гг

Маме

Марина Цветаева

В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

1907 г

Мама, глянь-ка из окошка

Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

1887 г

О вера наших матерей…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей.

Уж матери — такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И — не крикливые — они Не почитают это дивом.

И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.

О матери

Красивые стихи для заучивания в подготовительной группе детского сада (по ФГОС)

Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать вполне «взрослые» художественные произведения. Стихи для заучивания наизусть в подготовительной группе детского сада учат ребенка сопереживать героям, развивают фантазию и воображение, формируют навыки владения словом.

***Милая певунья,Ласточка родная,К нам домой вернулась,Из чужого края.

Под окошком вьётсяС песенкой живою:«Я весну и солнцеПринесла с собою…»Константин Льдов «Весенняя гостья»

***Мама спит, она устала…Ну и я играть не стала!Я волчка не завожу,А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,Тихо в комнате пустой.А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать,Да мало ль я чего хочу!Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..Елена Благинина «Посидим в тишине»

***Вот подснежник на поляне,Я его нашел.Отнесу подснежник маме,Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежноМама обняла,Что раскрылся мой подснежникОт ее тепла.Георгий Виеру «Вот подснежник на поляне»

***Пять маленьких щенятХоть им тепло в соломе,Как детям в зимнем доме.Но всё они пищат.

Я знаю почему:Когда их мать ласкает,Она их называет,Но как — я не пойму.

У них одно желанье:Чтоб дали им прозванье –Светляк, Любимчик, Скок,Шалунья и Снежок.Сергей Городецкий «Пять маленьких щенят»

***Поезжай за моря-океаныи над всею землёй пролети.Есть на свете различные страны,но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,широка и привольна земля,и гремят, не смолкая, заводы,и шумят, расцветая, поля.Михаил Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

***У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходом,Пленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёный,Свои мне сказки говорил.Александр Сергеевич Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

***Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..

Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетелиВ теплые края.Алексей Плещеев «Осень»

***Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;

Вот свернулись санки,И я на бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.

Всё лицо и рукиЗалепил мне снег…Мне в сугробе горе,А ребятам смех!Иван Суриков «Детство»

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными.

Упражнения для тренировки:

  1. Найти отличия. Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
  2. Тест на внимание для компании людей. Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
  3. Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
  4. Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
  5. Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
  6. Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
  7. Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Память у детей школьного возраста чаще всего развита лучше, чем у дошкольников. Главная сложность состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к информации, побудить его анализировать и структурировать получаемые сведения, выделять из них главное. Постоянное механическое заучивание ведет к тому, что внимание школьника переключается на посторонние предметы, и он забывает материал.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста и подростков невозможно без тренировки концентрации внимания. При выполнении этой задачи помогут упражнения на тренировку логического мышления. Школьник должен уметь составить план рассказа, выделить из него основные тезисы, вкратце изложить содержание материала. Дети 1-4 классов, у которых особенно хорошо развита образная и зрительная память, могут составлять план в картинках.

Упражнения для детей младшего школьного возраста:

  1. Найти лишнее слово. Ребенку предлагается ряд из 4 слов, объединенных по какому-нибудь признаку. Например: кошка, собака, корова, волк. Нужно найти слово, выбивающееся из логического ряда. В данном случае это волк (дикое животное, тогда как другие – домашние).
  2. Фотоаппарат. На стол кладутся 10 предметов в произвольном порядке. Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на них, а потом закрывает глаза и перечисляет вещи, которые запомнил. Хорошо, если предметы будут объединены тематически. Так можно играть в сыщика, шпиона, медсестру и т. д.
  3. Невербальная фантазия. Школьника просят показать какой-нибудь предмет или процесс (например, автомобиль, поезд, кошку, умывание). Чтобы разнообразить упражнение, можно поменяться местами: взрослый показывает, а ребенок отгадывает. Игра развивает воображение и творческие способности.
  4. Упражнение на развитие усидчивости. Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркивать в нем какую-нибудь букву (например, “е”). Упражнение регулярно повторяется в течение месяца, букву при этом можно менять. Результаты фиксируются в специальном журнале. Со временем они должны улучшаться.
  5. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенку предлагаются вопросы из самых разных областей. Например, какого цвета подсолнух, кто больше: слон или лев, что такое пила и отвертка и т. д. Такую тренировку хорошо проводить в соревновательной форме в классе или группе.

Упражнения для разивития памяти

В список вошли развивающие игры для взрослых из книги “Память не изменяет”.

Странный зоопарк

Человеку на минуту показывают картинку с изображением разных животных: млекопитающих, рептилий, насекомых, членистоногих, рыб. Когда рисунок убирают, участник игры должен перечислить все увиденные существа в алфавитном порядке на листке бумаги.

Игроку показывают список знаменательных событий из жизни разных людей. Он должен 3 раза прочитать текст и максимально точно изложить запомненное. Пример задания:

  • Коля и Маша поженились 15 октября 2002 г.;
  • Даша поступила в университет 3 сентября 1995 г.;
  • Вася родился 4 ноября 1982 г.;
  • День города будет отмечаться 28 февраля 2021 г.

Участнику показывают картинку с разными животными и их кличками (конь Скакун, собака Астор и т. д.). Чтобы запомнить их наизусть, дается полминуты.

Пишем историю

Человеку показывают список исторических личностей (от кардинала Ришелье до Томаса Эдисона) с датами их рождения. Потом список “перемешивают”, и даты уже не соответствуют фамилиям. Игрок должен восстановить историческую справедливость, правильно поставив нужный год рождения против имени каждого исторического деятеля.

Советский ковер

Воображаемый ковер разбит на черные и белые квадраты, в которых находятся схематические изображения цветков. Игрок изучает рисунок столько, сколько ему необходимо. Затем ему придется ответить на несколько вопросов. Например, сколько цветков с 3 лепестками изображено на рисунке.

Криптография

Необходимо запомнить наизусть шифр, в котором каждой из 15 букв соответствует какой-нибудь значок. Задание можно считать выполненным, когда человек сможет расшифровывать слова из 9 букв.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Таблицы Шульте

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей. Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

https://www.youtube.com/watch?v=d5D5Vn2w9FA

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

Авторские методики

Методика Домана

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста;
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
  • регулярный характер занятий;
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Зачем ребенку развивать память

Развитие и тренировка памяти в детском возрасте особенно необходима. В школьном и дошкольном периоде ребенок набирает багаж памяти и знаний на всю дальнейшую жизнь, и то, насколько он будет обширен и богат, полностью определяет его дальнейшее развитие в социуме и во взрослой жизни. К сожалению, программа школьного и дошкольного образования построена таким образом, что у преподавателей и воспитателей просто нет времени развивать память детей, у них есть лишь цель дать достаточный объем информации.

Ребенок либо впитывает информацию как губка, либо она проходит мимо. Поэтому родительский вклад в развитие памяти детей так важен. На сегодняшний день существуют специально разработанные методики ежедневных тренировок, которые проводятся в игровой форме. Детям очень интересно играть с родителями, и они даже не догадываются, что проходят нужный и сложный процесс. А на вопрос, как развить память у ребенка, и зачем это нужно, ответ один: развивать память нужно для того, чтобы ребенок усвоил больше полезной информации, которая послужит крепким фундаментом во взрослой жизни.

Особенности развития памяти

Развитие памяти у детей различного возраста проходит по-разному. Память вообще очень интересная вещь, она развивается стремительно и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Самый главный фактор – это возраст ребенка. На каждом этапе ребенок развивается разными способами, а память формируется скачкообразно.

От редакции : Подробно об НСГ головного мозга у детей

Особенности развития памяти можно условно разделить на 4 периода:

  • младший дошкольный возраст до 2 лет;
  • старший дошкольный возраст от 2 до 6 лет;
  • младший школьный возраст от 6 до 12 лет;
  • старший школьный возраст после 12 лет.

Какая память лучше развита у детей?

Вопрос, какая у детей лучше развита память, не совсем корректен. Каждый ребенок индивидуален и склад его ума индивидуален тоже. Невозможно точно сказать, какая память должна быть развита лучше. Все зависит от темперамента ребенка, его умственных и физических способностей и от строения нервной системы. Каждому возрасту соответствует развитие определенного вида памяти, необходимой в этот момент жизни.

Память, в зависимости от возраста малыша, подразделяется на:

  1. Моторную.
    Ей обладают дети от рождения и до 12 месяцев. Моторная память основана на условных рефлексах – сидеть, держать, ползать, ощущать, узнавать предметы. Эта память существует на уровне рефлексов и все внешние действия она разделяет на положительные и отрицательные. Таким образом, ребенок познает мир.
  2. Образную память.
    Она присоединяется к моторной с 1 года и развивается до 2 лет. Образная память помогает малышу запоминать лица близких людей, любимые игрушки, предметы, голоса и учит ребенка ориентироваться в пространстве.
  3. Словесно-логическую память.
    Она начинает развиваться к 3 годам, когда поток информации увеличивается и появляется логическое мышление.
  4. Механическую память.
    Она появляется в возрасте от 4 до 5 лет. В этот период идет активное запоминание больших объемов информации. Ребенок впитывает все, но не всегда может применить свои знания.
  5. Произвольную память.
    Этот вид памяти развивается с 5 до 6 лет. Это период рассказов и пересказов. Ребенок уже может перерабатывать большие объемы информации и вычленять из нее главное. Он может подробно рассказать услышанный рассказ или вспомнить заученный стишок.
  6. Осознанное запоминание информации.
    Происходит в период с 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает зачем ему нужна та или иная информации и правильно ее применяет.

Нарушения развития памяти у детей

Нарушение памяти – это неспособность запоминать информацию, из-за патологического состояния. Это одно из самых распространенных расстройств, которое очень сильно влияет на уровень жизни. Лечит нарушение развития памяти врач-нейропсихолог. На память напрямую влияют следующие части коры головного мозга: лимбическая система и мозжечок.

Также на процесс запоминания влияет такая важна структура, как гиппокамп. В гиппокампе содержатся нейроны, связь между которыми обеспечивают нейромедиаторы. Когда нейромедиаторы находятся в дефиците, ребенок начинает страдать из-за провалов в памяти и невозможности запоминать информацию. Чтобы установить причину расстройства, необходимо провести нейродиагностику головного мозга.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее. Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу. Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать.

Рекомендации

Взрослые люди проявляют усилия воли для заучивания стихов, а дети могут сопротивляться данному процессу. Ребёнок должен привыкнуть к стихотворной речи и уметь её воспринимать. Для работы с малышами нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • знакомить со стихами надо с младенческого возраста;
  • повторять рифмованные произведения следует во время прогулок, различных игр;
  • декламировать стихи нужно выразительно, с эмоциональным воодушевлением;
  • подобранный материал должен соответствовать возрасту маленького человечка;
  • малышу должны быть понятны все слова;
  • желательно иллюстрировать рисунками поэтические тексты.

Рекомендуют начинать запоминание стихотворения за несколько дней до необходимого срока. Надо выделить главных героев, проникнуться чувствами и эмоциями поэта. Яркое представление образов и событий усиливает восприятие и запоминание. Эффективному заучиванию способствуют переписывание строф на листок бумаги, медленное прочтение рифмованных фраз, мимическое и жестовое сопровождение.

От редакции : Кровоизлияние в головной мозг

Некоторые специалисты рекомендуют составить шпаргалку, в которой изображены столбиком только первые буквы всех строчек. Предлагается воспользоваться принципом «снежного кома», когда заучивание осуществляется путём нарастания. Сначала запоминают первую строку, потом 2 начальные строчки, затем 3 и все последующие в совокупности.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Причины плохого запоминания

Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.

Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]