Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)
Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Наше тело», «Лицо».
Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
• выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
• формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;
• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.
б) Развитие связной речи:
• учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
• учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке с использованием вопросов и предварительно составленного плана;
• формировать навыки диалогической речи.
в) Развитие когнитивных процессов:
• умение различать цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);
• количественные представления (один — много, два);
• формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;
• формировать осознание собственного тела;
• формировать временные представления (осень).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
• познакомить с артикуляционным аппаратом;
• развивать слуховое внимание;
• познакомить со звуками «А», «У»;
• формировать просодическую сторону речи;
• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).
Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе ДОУ. Животные
Фронтальное логопедическое занятие с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Животные»
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский Описание: Данное занятие проводилось с плохо говорящими детьми 3-х летнего возраста. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Животные». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: Развитие лексической стороны речи детей (обогащение словарного запаса детей по теме «Животные»). Задачи: • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; • вызывать у детей звукоподражания; • развивать умение строить простые предложения, отвечать на поставленный вопрос предложением; • развивать речевой слух, умение ориентироваться в пространстве и количественных представлениях; • вызывать правильное произношение звука [а], формировать правильный артикуляционный уклад; • ввести букву «А» как символа звука [а]; • развивать внимание, мышление, память, усидчивость, самостоятельность.
Содержание
1. Приветствие. — Логори. — Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
2. Основная часть. — Введение детей в игровую ситуацию. Прилетает Совунья (мягкая игрушка), знакомится с детьми, рассказывает «Сказку про язычок». — Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка». Проснулся язычок, улыбнулся.
«Улыбочка»
Открыл окошко.
«Окошко»
Посмотрел вверх, вниз,
«Качели»
В одну сторону, в другую.
«Часики»
Закрыл окошко.
Закрыть рот
Пошел чистить зубки. Почистил зубки вверху, внизу и пошел гулять.
«Чистим зубки»
Сначала он искупался в речке.
«Болтушка»
Потом пошел к комарику играть в мяч.
«З-з-з»
Потом помогал жуку мотать нитки.
«Ж….»
Потом пошел в парк кататься на лошадке.
«Лошадка»
Увидел самолет. Сел в самолет, завел мотор, расправил крылья и полетел.
Руки в стороны, летим по кругу: «Л-л-л»
На посадку.
Присели
А домой захотел поехать на машине. Посмотрел, а шины спущены.
«Ш ….»
Давайте их накачаем.
«С-с-с»
Накачал. Сел в машину и поехал домой. «Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль: Др-р-р, др-р-р!»
«Заведи мотор!»
— Игра на звукоподражания «Кто как разговаривает?». 1. Совунья предлагает детям трафареты животных и отдельные картинки к ним. Она загадывает загадку: — Этот зверь кричит: «Му-му!» — Этот зверь кричит: «Ав-ав!» — Этот зверь кричит: «Мяу-мяу!» — Этот зверь кричит: «Бе-бе!» Дети отгадывают (называем отгадку предложением: «Это корова (собака, кот, баран)»), находят подходящую картинку и ищут ей место в трафарете. После этого повторяют звукоподражание. 2. После этого картинки у детей снова собираются. Педагог называет животное, дети должны назвать звукоподражание. Кто первый скажет – тот и выигрывает карточку. 3. После разыгрывания всех картинок дети рассказывают какие у них картинки. — У тебя кто? — У меня корова …… и т. д.
— Игра на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений «Принеси игрушку». Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек (фигурки животных) из разложенных на другом столе: «Маша, принеси кошку». Ребенок идет, выполняет задание и говорит, что он сделал. — Динамическая пауза – Логоритмика. — Артикуляционная «подражалка» на вызывание звуков – Звук «А». — Детям дается карточка, разрезанная на несколько частей. Необходимо сложить картинку. Что получилось? — Педагог показывает целую картинку: «Превращаюсь в бегемота, открываю сильно рот я: «А-а-а».» Дети произносят звук «А».
— Педагог показывает детям картинки с разными ситуациями, а дети их озвучивают (кот и малыш радуются встрече – а-а-а; кот обжег лапу – а-а-а; у кота убежало молоко – а-а-а). — Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки с одновременным произнесением звука «А» при каждом соприкосновении. — Введение буквы «А». Звук «А» мы можем обозначать буквой «А». Детям даются карточки с буквой.
Давайте обведем букву «А» пальчиком, а затем фломастером. — Логоритмика – пропевание звука «А». Это буква гласная, она очень легко поется. Давайте её споем. — Игра на распознавание букв «Найди букву». Детям даются разные буквы, им надо найти только букву «А». После этого включается музыка – дети танцуют, по окончании музыки каждый должен взять себе букву «А» и показать её. 3. Заключение. Подводятся итоги, дети прощаются.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического досуга для младшей группы «Домашние животные» Конспект занятия «Домашние птицы» младшая логопедическая группа Конспект совместного занятия детей и родителей 3-4 лет. Профилактика речевых нарушений у детей Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет
Похожие статьи:
Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе
Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)
Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».
Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;
• формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.
б) Развитие связной речи:
• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;
• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;
• продолжать формировать навыки диалогической речи в процессе развития общения дошкольников.
в) Развитие когнитивных процессов:
• цвет (синий);
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;
• формировать временные представления (зима).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;
• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.
Логопедические упражнения для детей 2-3 лет
Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.
Дома можно делать следующие задания:
- лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
- широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
- покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.
Логопедические песенки для детей 2-3 лет
Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.
Инновационные логопедические технологии: синквейн
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
- Кулачок
Этот пальчик- маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик- слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик- длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик- сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик- толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе- кулачок!
- В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
- Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки) Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.
Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать
Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:
- Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
- Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
- Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.
Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:
- Расположение ребенка к себе.
- Проведение диагностики и выявление проблем.
- Знакомство с речевым аппаратом.
- Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
- Построение плана работы.
Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»
Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Этапы работы над новым словом в логопедии
Этапы работы над новым словом в логопедии:
- Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
- Анализ состава слова.
- Выявление семантических признаков слова.
- Введение слова в семантическое поле.
- Закрепление значения слова.