Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ.

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. CОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например: НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА Помните о «лишнем» варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово («новое», например) или добавьте слово («машина», например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово. КАКОЕ СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ ? Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть» «маленькие словечки» на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например: ЧАЙ _ САХАРОМ КОШКА _ ДИВАНЕ КОСТЮМ _ ШКАФУ СОБАКА _ ЗАБОРОМ ПРИШЛА _ МАГАЗИНА КНИГА _ ЖИВОТНЫХ НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ («лишний» вариант ответа). ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ. Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов! ГРОМК_ ЗВУКИ ГРОМК_ ПЕСНЯ ГРОМК_ ПЕНИЕ ГРОМК_ ГОЛОС -ОЕ, -АЯ, -ИЕ, -АЯ, -ИЙ. ВРЕМЯ БЕЖАЛ_ МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_ ВЕРА БЕЖАЛ_ -А, -О, -И. При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов. Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще. Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово .Предложение + картинка Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например: Света из в рисовала альбоме рисовала Света тарелке альбоме в рисовала Света альбоме рисовал в Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного — понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий. Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста. На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком. НАЗВАНИЕ ДЛЯ РАССКАЗА. Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились. ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ. Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него. СОСТАВЬ РАССКАЗ. Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера. Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/. Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА. Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа. РАССТАВЬ ТОЧКИ. Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать «странный» рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки. Например: ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ Или другой пример: ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ + КАРТИНКА. Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. ЗАПИСОЧКИ. Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: небольшой «сюрприз» (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер. Как играть? Напишите в первой записке: «Посмотри под книгой». Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: «Посмотри под подушкой». В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: «Загляни в холодильник» и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть — найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное — удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска. Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: «Проверь почтовый ящик», «Подойди к двери», «Встань к ней спиной», «Сделай 5 шагов прямо». Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: «Присядь и посмотри вправо», а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: «Посмотри в верхнем ящике комода», «Вытащи записку из левого кармана куртки». Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать. Варианты: В игры такого рода очень хорошо играть на природе — в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: «На ветке березы», «Смотри на пеньке», «Ищи под елкой», «Прочитай, что написано на песке» и т. д. Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: «Три шага вправо от качелей», «Спрятано под горкой», «Смотри на карусели», «Копайте посередине песочницы» и т. д. ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например: КОРОВА ЖУЁТ ___________ . СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ . НАСТЯ ЕСТ __________ . Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться «забавные» предложения, порадуйтесь вместе с ребенком! Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные. СОБАКА СПИТ В ________ . САША ЛЁГ В _________ . ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ) ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ . УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ . ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ) СНЕГ ИДЁТ _________ . КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ . ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ . ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ) ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ . ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ . ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ . ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД) ЗАГАДКИ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами. К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка. Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему. На тему «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» можно загадать следующие загадки: Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА) Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА) Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА) С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА) Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК) Для темы «ТРАНСПОРТ» подготовьте такие загадки: Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ) Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ) Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА) Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ) Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО) Для темы «ДЕРЕВЬЯ» можете использовать эти загадки: Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА) Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды — жёлуди. (ДУБ) Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА) Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА) Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ) Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему. ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ДАЛЬШЕ? Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа. Используйте эти и подобные предложения: В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ. ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ. НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО. ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ. ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ. ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ. МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД. ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА. МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ. Вариант: Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях. СНЕЖНЫЙ КОМ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения. Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ. Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССЫПАЛОСЬ. Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке. Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например: КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА. НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ. ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ. ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ. КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ. КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ. УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками. Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения. Например: КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ. Вариант: Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом. ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: «Подними руки вверх», «Хлопни три раза», «Присядь пять раз», «Сделай два наклона вперед», «Попрыгай на правой ноге», «Сделай четыре шага назад», «Опусти левую руку», «Пробеги до двери», «Повернись к окну», «Пройди как медведь», «Постой на левой ноге», «Повернись вокруг себя» и т. д. Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок. Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами. ВЫСТАВКА КАРТИН. Цель: учиться читать предложения, формировать навык осмысленного чтения предложений. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: «В магазине», «На детской площадке», «День рождения», «Помогаю маме», «Семья» и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки. СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: белый или цветн ой картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка. Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мал муравей телом, да велик делом. Мал золотник, да дорог. Как аукнется, так и откликнется. Добрый пример лучше ста слов. Поспешишь-людей насмешишь. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему «Дружба»: Дружба — не гриб, в лесу не найдешь. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой. Верную дружбу и топором не разрубишь. Или на тему «Учеба»: Делу — время, а потехе — час. Тяжело в учении — легко в бою. Хочешь больше знать — надо меньше спать. Кто много читает, тот много знает. Возьми книгу в руки — не будет скуки. Красна птица пером, а человек умом. Век живи — век учись. Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения. Вариант: Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например: Любишь кататься — не сиди на печи. Век живи — не суйся в воду. Поспешишь, тогда и друзья с тобой. Добрый пример не утаишь. Слово не воробей, в лесу не найдешь. ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ. Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие: РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_. СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_. СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ . НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ . ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_. ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ . БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_. На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ. Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний. Вариант: Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями. Напишите на карточках слова: М0КР_ ДОРОГА, МОКР_ БЕЛЬЕ, МОКР_ РУКИ, МОКР_ ЗОНТ или НОВ_ ДОМ, НОВ_ КНИГА, НОВ_ ДРУЗЬЯ, НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ. Используйте те же карточки с окончаниями.

Введение

Дети усваивают разговорную речь, подражая языку окружающих. К сожалению, родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, сидя за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, которые заменяют ему рассказы и сказки родителей. В результате к моменту поступления в школу у ребенка возникает множество проблем.

Чаще всего учителя начальной школы сталкиваются со следующими проблемами:

– односложная, состоящая лишь из простых предложений «ситуативная» речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

– бедность речи. Недостаточный словарный запас;

– злоупотребление сленгом (результат просмотра телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

– неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развернутый ответ;

– отсутствие навыков построения монолога, например сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста своими словами;

– неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

– плохая дикция.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад, но, к сожалению, во многих детских садах этому вопросу не уделяется достаточного внимания.

Эта книга содержит материалы, предназначенные не только для работников дошкольных учреждений, воспитателей и методистов, но и для родителей, желающих самостоятельно заниматься развитием речи собственных детей дошкольного возраста.

Читатель найдет в издании игры, упражнения, занятия по развитию звуковой, лексической и грамматической сторон речи, особенное внимание будет уделено развитию связной монологической речи и развитию словесного творчества дошкольников.

Занятия по развитию речи способствуют улучшению всех сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения:

– формируется выразительность речи и умение верно формулировать свою мысль;

– вырабатывается четкость произношения каждого слова, навык правильной постановки ударений в словах, грамотность, ясность речи;

– обогащается словарный запас;

– формируются предпосылки письменной речи.

Решение задач, связанных с обучением языку и развитием речи русскоговорящих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям:

– воспитание звуковой культуры речи;

– словарная работа;

– формирование грамматического строя речи;

– развитие связной речи.

Звуковая культура речи – это прежде всего осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Она обязательно должна быть связана с обучением ребенка грамоте, умением распознавать отдельные звуки в слове, вычленять шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные звуки. Все это необходимо ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а уже потом начинает говорить сам. Поэтому необходимо оберегать его от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыкальный центр), при заболевании органов слуха вовремя их лечить, не допускать хронического насморка.

Упражнения и игры, с которыми познакомится читатель этой книги, помогут детям усвоить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение, после чего они смогут перейти к осознанному составлению связных высказываний – повествованию, описанию, рассуждению.

Задания подобраны таким образом, чтобы одновременно решать различные тесно связанные между собой задачи.

Так, например, определив звуковой или слоговой состав слова, дети начинают подбирать к нему определения, что способствует закреплению правил согласования слов в роде, числе и падеже.

На следующем этапе им предлагается определить значение слова или подобрать к нему синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу).

Если слово имеет много значений, ребенок может познакомиться с явлением полисемии, подумать над разными значениями одного и того же слова.

Эта методика позволяет успешно развивать языковые способности ребенка.

Во время той или иной игры или при выполнении упражнения не стоит стремиться к тому, чтобы ответы вашего ребенка полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в этой книге.

Творческие задания не могут иметь единственно правильных, заранее известных ответов, результатов. Каждое задание содержит лишь примерные варианты решений.

Основная задача занятий состоит не в том, чтобы добиться от ребенка «нужного» ответа или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения, сформировать у него ощущение «Я могу!». Очень просто сказать ребенку: «Так не бывает, ты неправильно думаешь», гораздо труднее обнаружить в каждом детском ответе рациональное зерно. Но если это получится, то результат превзойдет самые смелые ожидания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]