Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?


Речь – основное средство коммуникации у людей. Поэтому так важно, чтобы у ребенка она развивалась правильно. Один из показателей – четкое произношение всех звуков к 5–6 годам. И без родительской помощи малышам здесь не обойтись. Как научить своего ребенка правильно говорить все буквы? Что для этого нужно делать?

Содержание:

  • Учим буквы: с чего начинать? Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
  • Советы психологов
  • Методика изучения гласных/согласных
  • Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка
      3-4 года
  • 5-6 лет
  • 7 лет
  • Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
      Игровые методики
  • Классическое обучение
  • Авторские методики
  • Выбираем букварь
      Краткий обзор современных букварей
  • Секреты и советы для родителей
  • Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

    У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

    1. По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
    2. По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
    3. По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.
      Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

    Учим буквы: с чего начинать?

    Источник фото – www.freepik.com

    Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.

    Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.

    Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.

    Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.

    Готов ли ребёнок к изучению алфавита?

    Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:

    Развитие познания

    1. Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
    2. Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
    3. Способен ли додумать конец сказки или истории.
    4. Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.

    Базовые знания

    1. Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
    2. Посещал ли библиотеку.
    3. Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.

    Развитие речи

    1. Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
    2. Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
    3. Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
    4. Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
    5. Насколько чётко произносит слова
    6. Может ли вести диалог.

    Развитие эмоциональной сферы

    1. Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
    2. Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
    3. Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.

    Уровень общения

    1. Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
    2. Умеет слушать других, не перебивать.

    Уровень физического развития

    1. Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
    2. Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
    3. Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.

    Развитие зрительных способностей

    1. Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
    2. Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
    3. Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
    4. Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
    5. По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
    6. Знает порядок чтения слов – слева-направо.
    7. Складывает минимальное количество пазлов – от 10.

    Развитие слуха

    1. Рифмует слова.
    2. Повторяет за взрослым слова, цифры.
    3. Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
    4. Пересказывает услышанное.

    Интерес к чтению

    1. С удовольствием рассматривает картинки.
    2. Любит слушать сказки.
    3. Интересуется буквами.

    Задумались об изучении алфавита при подготовке к школе? Узнайте, сколько слов в минуту должен читать дошкольник и младший школьник и на какую «оценку».

    Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.

    Советы психологов

    Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:

    • не обучать буквам строго в алфавитной последовательности;
    • не учить вперемешку все буквы;
    • вначале выучить гласные, потом согласные;
    • называть звук, а не написание буквы (не правильно – БЭ, ДЭ, правильно – Б, Д);
    • закреплять изученное практикой – показывать, как пишется, давать малышу возможность написать мелом, красками, пальчиком по крупе.

    Немного «общей теории»

    Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.

    • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
    • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
    • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
    • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
    • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

    Методика изучения гласных/согласных

    Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.

    Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.

    После того, как предыдущий звук выучен, можно приступать к следующему. Чтобы увлечь кроху, рекомендуется приобрести карточки с буквами, доску, кубики, яркие картинки и книжки.

    Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите звук Д, а не букву ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.

    С чего начать изучение алфавита?

    Ребенок начал проявлять интерес к буквам. Не нужно тут же загружать его знаниями, зубрить алфавит. Двигайтесь понемногу. Легче всего дети запоминают первую букву своего имени. Объясните ему, что это за буква, как она называется. Можете попросить его отыскать эту букву в тексте. Постепенно он научится ее выделять, будет обращать на нее внимание. Первый шаг сделан.

    Родители сейчас доверяют обучение малышей различным детским планшетам, телефонам и другим подобным игрушкам. Помните, что они учат произносить буквы, а не звуки. Малышей же нужно учить именно звукам, так им легче будет освоить чтение.

    Буква — это графическое изображение звука, у каждой есть свое название. Но выучиться читать, зная только названия букв, очень сложно. Представьте, что ребенку нужно будет прочитать слово «бал». Как он это сделает? Так, как его учили: «бэаэл». А все потому, что он произносит буквы, а не звуки.

    Начинать обучение лучше со звуков, проговаривая их с ребенком. Родители сами не должны путать звук и букву. Звук — это то, что мы слышим. Шмель жужжит — это звук, молоток стучит — это тоже звук. Но далеко не из всех звуков мы можем получить слова. Если мы будем хлопать в ладоши, звук появится, а слово – нет.

    Создать слово можно из специальных звуков, которые называются звуками речи. Следите за тем, чтобы и ребенок не путал букву и звук. Объясните ему, что буква — это значок, который можно увидеть в книге или нарисовать на бумаге. Буквы можно увидеть глазами, а звуки мы можем слышать.

    Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка

    3-4 года

    Чтобы быстро обучить ребёнка 3-4 лет, нужно начинать с простых букв (тех, что чаще всего употребляются в речи). После этого постепенно переходить к сложным и более редким. Так он лучше и быстрее запомнит слова.

    За одно занятие нужно учить только одну букву. Не стоит проводить «уроки» ежедневно – лучше делать это с интервалом в два-три дня.

    Результат закрепляйте с помощью карточек, вырезайте буквы из бумаги или ткани, лепите из пластилина или теста. Каждый раз перед новым звуком повторять пройденный материал. В 3 года ребёнку будет интересно послушать и выучить весёлую песенку или стишок с алфавитом.

    В этом возрасте не нужно заставлять и торопить ребёнка. Школа ещё не скоро, быстрая подготовка к ней не требуется. Занятия проводите только по желанию крохи.

    Важно учесть следующие моменты во время обучения трёхлеток:

    • не ожидайте, что ребёнок выучит алфавит быстро (запаситесь терпением и регулярно уделяйте время занятиям);
    • не занимайтесь дольше 7 минут в день;
    • учите буквы парами – А-Я, У-Ю;
    • не переходите к изучению согласных без гласных;
    • помните, что в этом возрасте большую роль играет образное мышление, поэтому нужно приобрести яркие книжки, игрушки и картинки.

    С четырёхлеткой проводить занятия проще. В этом возрасте у детей более развиты процессы восприятия и анализа абстрактной информации. К картинкам можно добавить пазлы, магнитные буквы, кубики, привлечь сказки, стишки, наклейки, плакаты. Для лучшего запоминания называйте буквы и пишите их сразу же, побуждайте ребёнка изображать их ручкой, карандашом, мелом.

    Попробуйте интересную и довольно эффективную методику: складывать буквы из простых подручных средств – пуговиц, палочек, песка.

    С четырёхлетним ребёнком учить алфавит можно через следующие игры:

    • вырезать из бумаги буквы, а затем выбирать наугад и называть;
    • показывать картинки с животными, вещами и так далее, и спрашивать, на какую букву начинается изображённый предмет;
    • выучить стишки и песенки с изученным звуком.

    5-6 лет

    5-6 лет – это самый оптимальный возраст для обучения ребёнка алфавиту, и как следствие – чтению. Он должен правильно говорить и произносить звуки. Если с этим есть трудности, стоит посетить логопеда. В этом возрасте занятия перестают носить чисто игровой характер. Ребёнку нужно рассказать, зачем ему нужно знать азбуку. Например, сказать, что теперь он сможет самостоятельно читать книжки.

    Совет родителям. Пятилеткам можно предложить специальные обучающие книжки и тетради. К примеру, стоит присмотреться к книгам-играм с головоломками, лабиринтами, кроссвордами и другими интересными заданиями.

    Родители дошкольников могут приобрести прописи, в которых ребята будут выполнять различные обучающие задания. Неплохой вариант – «Первые слова. Прописи для дошкольников. С заданиями. 5-6 лет» – издание под авторством Петренко С.В. Это пособие не перегружено упражнениями, слова даны в увеличенном виде. Плюс ко всему, по выполнении задания ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу (обвести солнышко с соответствующей оценкой) – это позволит малышу почувствовать, каково быть школьником.

    Для обучения можно использовать методики 4-леток (раздел выше). Но увеличить время изучения (сделать процесс более длительным), заниматься через день и быть более настойчивыми. Также можно использовать обучающие карточки, картинки. Собирать буквы из пазлов и вырезанных деталей, лепить и рисовать. В таком возрасте ребёнку будет интересна игра с мячиком – бросайте ему мяч и называйте любое слово, а он пусть бросает мяч в ответ и называет первую букву этого слова.

    После изучения гласных и согласных покажите пятилетнему ребёнку как составлять слоги.

    Обучающий материал включает в себя карточки со слогами, из которых составляют слова. Перед тем, как приступить к непосредственному обучению ребёнка складывать слоги, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Взрослый показывает ребёнку две карточки с буквами: гласной и согласной, где одна буква бежит за другой, при этом родитель или педагог проговаривает, каким образом из них получается слог. К примеру, буква Л бежит к букве А, получается слог «л-л-л-а-а-а».

    Пример игры, способствующей обучению ребёнка слогам

    Для игры понадобятся ножницы, бумага и карандаши.

    Суть: ребёнку предлагается нарисовать машинку или домик, в котором будет окно. По боковым краям окошка сделать надрезы. Подготовить бумажную ленту, разместить на ней гласные буквы: А, О, Е, Ы, У, И, Э, Я (учитывайте, что ширина ленты должна поместиться в надрезы на окне). Затем приклеить прозрачный кармашек – он будет располагаться непосредственно перед окошком (для этой цели подойдёт кусочек полиэтилена). В этот кармашек по очереди вкладывать согласную букву Л, Н, М (выбирайте самые простые буквы), после чего вставить в окошко ленту с движущимися гласными, протягивать её, показывая ребёнку, как получить слоги.

    7 лет

    Дошкольников обучают буквам с помощью элементов классических занятий – книг, букварей, азбуки, прописей. Ребёнка нужно научить не только произносить звуки, но и изображать буквы на письме. Целью уроков является не только азбука, но и обучение организации собственного времени. Ребёнок учится делать уроки по расписанию, в одно и то же время, уделяя выполнению работы как минимум полчаса.

    После того, как ребёнок выучил согласные буквы, можно пробовать составлять слоги. С этой целью можно использовать кубики, пазлы, рисовать слоги на доске.

    Полезным приобретением станет электронный букварь. С его помощью занятие превращается в увлекательную игру. В выборе букваря обращайте внимание, чтобы робот произносил звуки, а не буквы. Кроме этого, используйте специальные рабочие тетради, а также просите ребёнка, чтобы он как можно больше разговаривал – рассказывал о прошедшем дне, пересказывал сказки.

    Будущему школьнику будут интересны теоретические занятия в виде обучающих мультфильмов. Можно вырезать буквы и клеить их в виде аппликаций.

    Отправляя ребёнка в первый класс, родитель переживает не только за уровень подготовки своего ребёнка, но и за здоровье, безопасность, адаптацию юного школьника в новых условиях. Чтобы меньше волноваться за ребёнка и вовремя реагировать на все проблемы, купите ученику детские смарт-часы или установите приложение «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. Так вы сможете всегда знать, где ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него!

    Игры и упражнения для домашних занятий

    Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

    Строим необычный дом

    Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

    • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
    • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
    • покажем правильный кубик — отгадку, например, на загадки с буквой б:

    Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка)

    Есть в реке работники Ни столяры, ни плотники, А выстроят плотину — Хоть пиши картину (бобры)

    • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

    Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

    Где спряталась буква

    Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу «горячо — холодно». Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов «холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо». На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

    Кто быстрее соберет буквы

    Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: «К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка». Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

    Мешочек с буквами

    Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту «чудесного мешочка». Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, «р»: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

    На что похожа буква

    Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О — баранка, колесо, У — веточка с дерева упала, Ж — жучок, П — воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

    Б похожа на трубу, Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

    Похожа В, сомнений нет, На крендельки, велосипед.

    Буква Д смотрите, вот К нам корабликом плывет.

    Буква Ж совсем как жук Примостилася на сук.

    Развивающие онлайн — игры

    Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн — игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное — помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн — игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников — запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

    Говорящий алфавит для детей

    Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай! В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

    Cоединить точки

    Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн — игр «Лисята», в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) — раскрашены в красный цвет, согласные — в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

    Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы

    Источник фото – www.freepik.com

    Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.

    Игровые методики

    Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:

    • лепить;
    • раскрашивать;
    • вырезать буквы;
    • собирать разрезанные карточки.

    Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.

    Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.

    Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.

    Положительные эмоции имеют немаловажное значение в процессе обучения. Хороший вариант – испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или вареньем.

    Классическое обучение

    Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.

    Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:

    • выучить базовые гласные – А, О, У, И;
    • приступить к остальным гласным;
    • после изучения гласных изучать простые согласные – Л, М, Н, Б, П, Г;
    • перейти к шипящим согласным.

    Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.

    Авторские методики

    Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.

    Методика Полякова

    Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:

    1. На первом уроке изучаются пары букв А-Я; О-Ё.
    2. На втором добавляется пара букв У-Ю.
    3. На третьем уроке буквы А-Я убираются, но добавляется пара И-Ы.
    4. Четвёртый урок предусматривает добавление пары Э-Е, но исключение пары О-Ё.
    5. На пятом уроке – повторение и закрепление материала.

    Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.

    В этой технике используют карточки с буквами.

    Кубики Зайцева

    С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.

    Главные принципы занятий:

    • информацию подавать систематически;
    • использовать зрительные образы для наглядного восприятия информации;
    • подавать материал от частного к общему.

    Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.

    Применение карточек Домана

    Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.

    Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.

    Беремся за согласные

    Как же научить дошкольника отличать звонкие и глухие согласные? Просто заставить его заучить их наизусть (то есть зазубрить) – ход неверный. Ведь при таком подходе ему весьма сложно будет применять это знание на практике. Значит, нужно сделать так, чтобы он понял, какая между ними разница, научился слышать их, определять по конкретным признакам.

    Как известно, информация запоминается намного легче, если при ее изучении человек задействует разные органы чувств: зрение, слух, осязание… Нужно объяснить ребенку, что согласные в русском языке разделяются на звонкие и глухие в зависимости от того, задействован ли при их произношении голос. Чтобы это легче было понять, подключаем осязание: пусть ребенок приложит ладошку к горлу и произнесет любой звонкий звук, а затем глухой (например, Д и Х). Звонкий образует вибрацию голосовых связок, что почувствует ладонь, а глухой – не образует.

    Можно отличить их и на слух. Если закрыть уши ладошками, а затем произнести в полголоса звук, то звонкость можно определить по звуку, а глухость – по шуму. Обязательно произносить их именно с голосом, а не шепотом, иначе глухими окажется большинство звуков! Поиграв таким образом, ребенок поймет разницу.

    Выбираем букварь

    Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать. Для этого важно правильно выбрать букварь:

    • перед покупкой внимательно рассмотрите страницы, всё ли вам понятно;
    • выбирайте издания в твёрдых переплётах с плотными листами и яркими, крупными изображениями;
    • хорошо, если сочетаются прописи и печатные буквы.

    Краткий обзор современных букварей

    1. На первом месте, согласно общепринятому мнению, находится «Букварь» Н.С. Жуковой. Это пособие уникально тем, что все задания в нём подобраны с акцентом на логопедию. Сначала ребёнка знакомят со звуком, затем со словом и только потом вводится слог. В учебнике нет развлекательной составляющей, так как автор считает, что это будет отвлекать малыша от учебного процесса.
    2. На втором месте «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» под авторством Н.В. Нищевой. Суть методики автора в уникальной очерёдности изучения букв. Знакомство с буквами происходит с учётом возрастных особенностей речевого аппарата ребёнка, от простых звуков к более сложным.
    3. Также заслуживает внимания «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Автор имеет большой педагогический опыт, она разработала собственную методику подбора слов, что способствует повышению эффективности дальнейшего обучения самостоятельному чтению.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ.

    Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов: 1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, 2. Появление звука — постановка звука, 3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]