Папака по самообразованию учителя-логопеда Клюшник Надежды Викторовны


Статья:

Цель: показать роль и значение логосказок как один из эффективных приемов развития ре-чи у детей.
Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (статьи в СМИ, интернет-ресурсы);

2. Разработать картотеки для организации воспитательно – образовательного процесса.

3. Применить эти разработки на практике.

Актуальность темы:

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, име-ющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо раз-витие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются ЛОГОСКАЗКИ.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связан-ных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Этапы работы по самообразованию

Информационно-подготовительный этап

— Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

— Изучение периодической печати.

— Знакомство с работами других педагогов.

— Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Методическая литература:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Фе-дерации» № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

№ 1155

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» — СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М.: Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Рече-вые развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя до-школьного учреждения, №11, 2013

7. Дошкольное образование, №8, 2009

8. Интернет-ресурсы.

Практический этап

Разработать картотеки по теме самообразования.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

— Подготовить консультации по те-ме.

Разработать и апробировать си-стему работы по теме самообразования.

— Участвовать в работе конференций, семинаров. -Картотеки по теме самообразования,

-рекомендации, памятки для педагогов и родителей,

-консультации по теме.

Итоговый этап (отчёт)Формы отчета:

— обобщение опыта работы по теме самообразования.

— Выступления на педсоветах, се-минарах — по обмену опытом и педагогических находок.

— Мастер – класс.

— Консультации и картотеки для пе-дагогов по теме самообразования.

— Внедрение в педагогический про-цесс методических пособий.

— Ознакомление коллег с новинка-ми методической литературы по те-ме само

образования.

— анализ результатов работы.

-Консультации и картотеки для педагогов по теме самообразования;

-Картотека по теме;

-Опыт работы, презентация по теме.

Перспективный план работы по самообразованию

на 2020-2021 год

сентябрь

-Чтение художественной литературы.

-Дидактические, артикуляционные, пальчиковые игры.

-Самостоятельная деятельность.

-Подбор и изучение методической лите-ратуры по данной проблеме

-Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

октябрь

-Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

ноябрь

-Обмен опытом между коллегами.

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

декабрь

-Изучить опыт других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Оформление наглядной ин-формации.

январь

-Использование логосказок в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в игре, в свободной деятельности

-Создать картотеку по пальчиковым играм, упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, упражнениям на координацию речи с движением, играм на развитие

слухового внимания;

-Мастер-классы для родителей

февраль

-Подобрать цикл сказок на коррекцию речевого развития дошкольников

-Консультация для родителей: «Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома»

март

-Обмен опытом между коллегами.

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы

апрель

-Картотека для воспитателей

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

май

-Оформление результатов работы по теме,представление материалов;

-Создание презентации «Коррекции речи дошкольников при помощи лого-сказок».

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

Литература:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования При-каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

№ 1155

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» — СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М.: Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11, 2013

7. Дошкольное образование, №8, 2009

8. Интернет-ресурсы.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

автор: Амирова Василя Раисовна

учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка»

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Цель:

выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Сроки:

тема выбрана для изучения и практического использования на 2016-17, 2017-18 учебные года.

Участники:

дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

План работы на 2016-2018 учебный год

РазделСрокиСодержание работыПрактические выходы
Изучение методической литературы и других источниковСентябрь — май
  1. Изучение методической литературы по данной проблеме:

— Павлова М. А., Лысогорская М. В.Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий.

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

— Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.— Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.— Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

— Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

2. Поиск материалов в Интернете.

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s
  2. https://planetadetstva.net
  3. https://dohcolonoc.ru
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html
  5. https://podsnezhniksad.ucoz.com
  6. https://www.logolife.ru/logopedy
  7. https://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/
  8. https://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php
Анализ изученных источников.
Работа с детьмиСентябрь-май
  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Проведение практических занятий:
  3. Организация предметно-развивающей среды,способствующей укреплению здоровья детей.
Диагностика
Конспекты .
ОктябрьМайРазучивание артикуляционных упражненийСказка о Веселом язычке
(2016-17)

Картотека упражнений (2017-18)

Развитие речевого дыханияСказка о Ветерке
(2016-17)

Картотека упражнений (2017-18)

Разучивание пальчиковых игрПальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал».
(2016-17)

Картотека упражнений (2017-18)

Кинезиологические упражненияКартотека
Зрительная гимнастикаИзготовление тренажеров
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапииПродукты деятельности
Работа с семьёйСентябрь
2016

Сентябрь

2017

Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»
Консультация «Формирование правильного речевого дыхания»
Выступления на родительском собрании.
Памятки
Октябрь
2016

Октябрь

2017

Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»
«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»
Памятка
Папка- передвижка

Памятка

Январь
2017

Январь

2018

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения»
Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»
Выступления на родительском собрании
Май
2017

Май

2018

Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период».
Отчёт о проделанной работе за учебный курс

Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании
СамореализацияСентябрь -майСбор материалов, конспектов по теме самообразования.Оформление папки с материалами по теме самообразования.
СентябрьСоставление плана работыПлан работы по самообразованию.
Октябрь
2016

Октябрь 2017

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»
Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».
Выступления на методсовете
Ноябрь
2016

Ноябрь

2017

Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».
Выступление на ГМО учителей-логопедов
Для воспи-тателей стар-ших групп
Февраль
2017

Февраль

2018

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности».
Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками»
Выступлениена методсовете
Для воспитателей компенсир. групп
Март
2018
Посещение семинара-практикума МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия»
Май
2018
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.Отчёт.
В течение годаПрослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.Сертификаты

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% — 100%.
  • Формирование комплекта дидактических материалов.
  • Подготовка воспитанников к городскому конкурсу «Юные таланты», к конкурсу чтецов в ДОУ.
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Разработка проекта «Правильное дыхание – красивая речь».

Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Мастер-классы для педагогов
  2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Размещение разработок занятий с использованием здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.
  4. Отчет о проделанной работе:
  5. Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
  6. Выступление по обмену опытом работы на ГМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности.
  7. Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»

План самообразования учителя-логопедаматериал на тему

План

самообразования учителя-логопеда

Мясниковой Светланы Вячеславовны

Методическая тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Сроки разработки темы: с 2021 года по 2024год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя — логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя — логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога — психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование — одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
Содержание работы Сроки
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. Начало учебного года
Организация образовательного процесса.
В течение. года Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. В течение года Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя — логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, , в личной переписке. В течение года Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. По плану ДОУ Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, литературному жанру В течение года Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. В течение года Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» В течение года «Совместная картотека» — подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. В течение года 10 Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника В течение года Семинары — практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» По плану МО. «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» — создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. В течение года «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» — подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики В течение года Реализация проекта «Рука в руке» — педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями В течение года Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год Апрель Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка. В течение года Открытые занятия для родителей. Начало и конец года. Участие в работе РМО учителей-логопедов По плану РМО Наличие, ведение, обновление персонального сайта Постоянно Кружковая работа(« Заниматика») Кроме Летнего периода. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ. В течение года
  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы Сроки
1 Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. 2019 год и далее.
2 Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Примерная основная образовательная программа ДОУ Начало года, регулярно
3 Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год. Сентябрь
4 Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. 2020.
5 Разработка программы коррекции на учебный год. Начало года
6 Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. В течение 2019-2024.
7 Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: « Советы логопеда».. В течение года
8 Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями . В течение года
9 Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. По плану
10 Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. В течение года
11 Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». В течение года
12 «Совместная картотека» — создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. 2021 г.
13 Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка 2022 г.
14 «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» — создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. В течение года
15 Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) 2020-2023 гг.
16 Оформление проекта «Рука в руке» — педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями 2024 г.
17 Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет Апрель
18 Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. В течение года
19 Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, В течение года
20 Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме» Связная речь» Постоянно
21 Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. 2019-2024 гг.
22 Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей — логопедов По плану ст. логопеда
23 Ведение сайта ДОУ Постоянно
24 Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. Постоянно
25 Публикации систематизированного педагогического опыта. Регулярно
26 Работа он — лайн «Наш портал», педагогического сообщества «Моё образование» привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

1. Изучение и размещение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», https://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).
2. Изучение периодических изданий, методической литературы.
  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 1983. — №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. — М.: Мозаика — Синтез. — 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

План по самообразованию учителя-логопеда

Мясниковой С. В.

на 2021 — 2021 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темой: сентябрь 2021г – май 2021г

Источники самообразования:

  • методическая литература,
  • интернет ресурсы,
  • обмен опытом на базе МАДОУ ,
  • обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

  • консультирование педагогов МАДОУ;
  • размещение методических разработок на сайте МаДОУ ;
  • показ открытого занятия на МО логопедов;
  • обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План работы

Задачи Формы и методы реализации сроки
1. Планирование работы на учебный год Определение темы самообразования. сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение методической литературы. в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме .
Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.
3. Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников Диагностирование связной речи детей подготовительных групп. октябрь
4. Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

в течение года
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
5. Обобщение педагогического опыта по теме Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. в течение года
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.
Написание отчета о проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме.

Публикация на сайте ДОУ.

Изучение методической литературы

Вопросы для изучения Сроки Литература Формы отчетности
1 Программные требования к развитию связной речи дошкольников август От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 Консультирование воспитателей
2 Методика формирования связной монологической речи дошкольников сентябрь Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия.

Консультирование воспитателей
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
3 Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками. октябрь Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964. Консультирование родителей
4 Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками. ноябрь Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982 Консультирование воспитателей
Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009
5 Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками. декабрь

январь

Изучение интернет ресурсов. Оформление папки «Дополнительный материал»
6 Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования февраль март Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28 Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(https://festival.1september.ru)
Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.
7 Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников апрель май Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005 Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]