Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, лечение


Статья:

Нарушение речевого развития встречается в 25% случаев. Патологическое состояние наблюдается в основном у мальчиков. Преимущественно до 3-5 лет. При этом, частота заболевания (называя состояние условно) в 4 раза больше чем у девочек. С чем это связано — доподлинно не известно. Предполагается, что причина в более позднем общем психологическом и физическом развитии мальчиков.
Тяжесть патологии разнится, от случая к случаю. Это может быть нарушение экспрессии. В этом случае ребенок говорит не плохо, но преобладает скудный словарный запас, малое количество интонаций и модуляций голоса. Не всегда вообще речь о патологии. Возможны особенности личности или же временный период, который пройдет сам собой позже по мере общего психического развития.

Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.

Лечить пациента, если он плохо говорит нужно всегда. Но в разных случаях лечение будет своим. Необходимо обратиться к детским психологу, логопеду, педиатру. Возможно, потребуется помощь педагога, дефектолога.

Варианты патологии

Вариантов может быть несколько. Классификация в основном проводится по возрасту молодого пациента.

До года

Отсутствие связанной речи в возрасте до года — вполне нормальное явление. В этом случае человек обычно не говорит вообще. Или же произносит отдельные звуки, разрабатывая речевой аппарат. Встречаются и другие варианты. Например, ребенок не разговаривает, но повторяет слова. Это говорит об ускоренном психоречевом развитии. Встречаются и вполне осмысленные слова, но зачастую произношение неправильное. Все описанные состояния — это вполне нормальные физиологичные явления. Специального лечения не требуется.

До 3 лет

Чуть ли не 80% случаев приходится на возраст до 3-х лет. Как правило, ребенок уже разговаривает, но делает это плохо. Страдает словарный запас. Наблюдается ослабленная экспрессия. Она выражается в недостатке интонаций, слабой модуляции голоса. Бывают случаи тяжелее. Например, человек не говорит вообще, молчит. Или же изъясняется звуками. Возможен и другой вариант. Нет фразовой речи, то есть мысли выражаются рваными, отдельными словами. Без возможности строить предложения. Или же фразы составляются неправильно, с ошибками. Подобные случаи требуют диагностики. Лечение назначают по потребности, исходя из сути расстройства.

До 5 лет

Отсутствие осмысленной речи до 5 лет — явный признак нарушения. Насколько тяжелого — сказать трудно. Если проблема в собственно органических заболеваниях: синдроме Дауна, расстройствах психического плана, все становится очевидно. Куда труднее выявить патологии речевого аппарата или же социальные факторы: неправильное воспитание, недостаток социальных контактов. Диагностика требуется всегда. Лечение — как можно быстрее. В возрасте после 5 лет развить грамотную речь становится труднее. На это понадобятся месяцы упорной работы с логопедом, дефектологом и психологом.

От 5 до 7 лет

Последняя фаза развития. Отсутствие речи патологическое. Нужно выяснять причину.

Виды нарушения речевой функции выделяют условно. Есть дробные классификации, общепринятого разграничения пока не существует. В любом случае, чем раньше начата коррекция, тем выше шансы на полное восстановление, развитие правильной речи, нормализацию экспрессии, выражения мыслей.

Задержка психо-речевого развития

Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) — это последствия отклонений в развитии центральной нервной системы и головного мозга, которые проявляются в виде нарушений темпа психического развития ребенка (его памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы).

Задержку психо-речевого развития часто диагностируют в возрасте 2-3 года, хотя первые признаки можно обнаружить еще с 4 месяцев. А ведь чем позже выставляется диагноз ЗПРР, тем в дальнейшем сложнее будет избавиться от него.

Существуют очень важные признаки наличия ЗПРР, которые родители могут обнаружить самостоятельно. У детей отмечается повышенное слюнотечение, часто приоткрытый рот, они малоэмоциональные или, наоборот, гиперактивные и агрессивные, слабо развиты физически. Ключевыми симптомами, указывающими на возможную ЗПРР являются:

  • 4 месяца — ребенок не реагирует на ваши слова и жесты, не улыбается.
  • 8-9 месяцев — ребенок не лепечет.
  • 1 год — ребенок практически не издает никаких звуков, а к 1.5 годам не говорит простых слов «мама», «дай», не понимает обращенную к нему речь.
  • 2 года — не повторяет новые слова, в своей речи использует совсем мало слов.
  • 2,5 года — использует всего около 20 слов, не понимает названий частей тела, предметов, не может составить легкую фразу.
  • 3 года — ребенок не может повторить за взрослым человеком фразу или составить легкое предложение, говорит слишком медленно, или наоборот быстро, «глотая» их окончания.

Если вы заметили у своего ребенка подобные симптомы, не пускайте ситуацию на самотек — как можно скорее обращайтесь к детскому неврологу для установления конкретного диагноза. Чем ранее возраст ребенка — тем больше шансов на успешное комплексное выздоровление и правильное развития ребенка в будущем.

Почему дети плохо говорят

Причин может быть несколько. Условно их можно разделить на органические и социальные.

Органические

Среди таковых, преобладают поражения головного мозга и органов слуха. Реже — нарушения развития речевого аппарата.

  • Энцефалопатия

Характерный патологический процесс для детей до 3-5 лет. Сопровождается общими нарушениями высшей нервной деятельности. Снижается интеллект, память. Помимо речевой дисфункции, наблюдаются проблемы в поведении, либо гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ). Либо вялость, сонливость, слабость. Оба варианта опасны. Без специального лечения добиться восстановления функций невозможно. Они продолжат угасать, развитие замедлится в разы. Необходимо обращаться к неврологу.

  • Родовые травмы

Травмы головы (ЧМТ) и прочие варианты. Также асфиксия, например, при сдавливании шеи пуповиной. Возможны варианты. Родовые травмы обуславливают стойкие нарушения в работе церебральных структур. В лучшем случае, будет нарушена только речь. Возможны и более тяжелые проблемы вплоть до вторичного слабоумия. Хотя органических недоразвитий в клинике не будет.

  • Недоношенность

Дети, рожденные ранее положенного срока, рискуют больше. Поскольку мозг продолжает развиваться и формироваться, уже без помощи материнского организма. Без избытка питательных веществ и кислорода. Организму приходится добывать все своими силами. Следовательно, расходуется тот ресурс, который есть у детей, рожденных в положенное время. Такие дети становятся болезненными, они слабее ровесников и часто позже начинают говорить. Справиться с этой ситуацией можно, особенно, если придерживаться нормального режима, составить правильный рацион и регулярно давать нагрузку мозгу. По возрасту.

  • Внутриутробная гипоксия

Встречается чаще, чем может показаться. Если ребенок внутри утробы не получает достаточного количества кислорода, страдает головной мозг. Процесс возможен как при течении беременности, так и в последнем триместре. Прямо перед тем, как произойдет разрешение родов. Оба вариант одинаково опасны. В первом случае плод гарантированно получит проблемы. Как минимум, будет плохо говорить. Также возможны расстройства по типу энцефалопатии, гипоталамического синдрома. Во втором — возможна гибель от гипоксии. Роды при остром дефиците кислорода разрешают методом кесарева сечения.

  • ЧМТ

Приобретенная, например, в ранние годы: сотрясение мозга, гематома и прочие формы. Сопровождаются тяжелым поражением церебральных структур.

  • Аутизм

Заболевание психического плана. Тяжелые формы аутизма характеризуются полным отсутствием речи. Ребенок плохо говорит или не говорит вообще. 3 года — речи нет. Ребенку 7 лет — функция так и не развивается. При более мягких формах, возможны отдельные фразы, но только в определенных ситуациях, когда затрагиваются биологические потребности. Высокофункциональные аутисты, например обладатели синдрома Аспергера, не страдают такими отклонениями. Однако у них встречаются проблемы с пониманием эмоций и их выражением. Поэтому речь может быть скудной на модуляции, интонации, что вполне нормально для таких пациентов.

  • Синдром Дауна, отдельно находится олигофрения в разных степенях

Восстановление невозможно, но некоторые меры для адаптации предпринимают. Легче всего в этой группе развиваются лица с легкой степенью умственной отсталости. Присутствует достаточный словарный запас и возможности для его использования.

  • Тугоухость

Состояние, при котором пациент слышит только одним ухом. В этом случае ребенок разговаривает очень плохо, хотя интеллектуальный компонент в норме. Причина в том, что молодой пациент попросту не правильно слышит, что говорят окружающие. Чем более выражено нарушение, тем хуже речь. Работать нужно с логопедом-дефектологом и сурдологом.

  • Воспалительные заболевания головного мозга

Менингит или энцефалит. Встретиться со вторым в условиях города довольно трудно. Сельские жители рискуют в несколько раз больше, поскольку природные зоны кишат клещами. Возможен клещевой энцефалит. Менингит же может стать осложнением воспалительных, инфекционных болезней. В любом случае, нужно срочное лечение с помощью антибиотиков и противовоспалительных средств. Под контролем инфекционистов и неврологов.

  • Врожденные аномалии речевого аппарата

Например, короткая уздечка языка. Требуют оперативного лечения. По крайней мере, если ребенок не может приспособиться к отклонению.

Социальные

Причины, которые обусловлены родительским воздействием и влиянием окружения.

  • Гиперопека

Если в этом случае возникает вопрос, почему ребенок в 4 года плохо разговаривает, ответ — потому как нет в этом необходимости. Плюс, нет нормального примера. Поэтому молодого пациента нужно опекать умеренно, говорить правильно, не сюсюкаться. Поскольку услышав неправильные примеры, он их и перенимает.

  • Недостаточная опека

Обратная сторона. Снова нет нормального речевого примера, не хватает вербальной практики.

  • Отсутствие социальных связей

Встречается у так называемых детей-маугли. Речь — социально обусловленный механизм и способ коммуникации. Без других людей она не развивается. Формирование навыков после 7 лет представляет большие трудности. Педагогическая запущенность встречается и в городской среде. Достаточно вспомнить резонансные случаи, когда родители закрывали детей в подвалах на годы.

Все причины изучают врачи. Исходя из провоцирующего фактора, подбирают и лечение.

Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?

Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:

  • активное общение между членами семьи;
  • наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
  • отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).

Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.

Как проявляется патологическое состояние

  1. Крик. В норме младенец кричит после рождения. Не считая случаев, когда он находится в опасном для жизни состоянии. Например, при гипоксии и прочих внутриутробных патологических процессах.
  2. Предречевое развитие. Происходит до года. Проходит несколько фаз от гуления и лепета до полноценного говорения к году.
  3. Первые слова. С года и до двух человек имеет активный словарный запас. Примерно 10-15 слов, из открытых слогов. Мама, папа и прочие подобный. В норме он должен использовать их с пониманием, что и зачем. Если этого нет, вероятна задержка в формировании навыка. Нужна помощь логопеда-психолога.
  4. Отсутствие реакции на звук. Особенно в возрасте больше года. Вполне возможны патологии слухового плана. Например, тугоухость. Отсутствие восприятия звука одним ухом. А то и полная глухота. Вопрос остается открытым, нужна диагностика.
  5. Бессмысленное повторение слов, т. н. эхолалия. В этом случае ребенок говорит плохо или не говорит вообще. Повторяет то, что услышал, но без понимания сути высказывания или отдельного слова, что однозначно указывает на задержку. Не обязательно при этом страдает головной мозг, когнитивная или интеллектуальная составляющая.
  6. Непонимание речевых инструкций. До трех лет это вполне нормально. В два года ребенок плохо ориентируется в понятиях «Я» и «Не я». Начиная с трехлетнего возраста — это уже не нормально.
  7. Полное отсутствие речи к двум годам. Встречается, в том числе у здоровых людей. Порой такие дети не только догоняют, но и перегоняют «нормальных» сверстников.
  8. Невозможность составлять фразы. Проблема в том, что отдельные слова произносятся нормально, иногда даже точно и правильно. Но возможность строить связные предложения отсутствует, что говорит о явном патологическом процессе. Скорее всего, причина социальная. Реже встречаются нарушения работы речевого аппарата.
  9. Коммуникация жестами. Жестикулирование, объяснение с помощью прочих средств. Нужно проверить пациента на предмет тугоухости или глухоты. Часто так дети пытаются общаться с окружающими и это их первые «слова».

Симптоматика присутствует в разной мере у всех пациентов с нарушениями говорения. Также она возможна и у здоровых людей. Потому говорить однозначно, что у ребенка нарушение развития речи преждевременно. По крайней мере, по симптомам. Нужна целенаправленная оценка.

Нормы развития речи

Давайте разберем основные нормы развития речи у детей. Многие родители считают, что до того, как их ребенок произнесет первые слова (зачастую в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Но это крайне ошибочное мнение, ведь развитие речи начинается уже с первых дней жизни малыша.

Первый этап этого процесса — это крик. Пока ребенок находился в животе у мамы, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Но, попадая в совершенно другую среду, ему необходимо найти способ как-то заявлять о себе и подавать сигнал о том, что потребности не удовлетворены (мокро, хочется есть или спать, грустно и т.д.). То есть крик становится сигналом о дискомфорте на уровне безусловного рефлекса.

Вторая стадия — гуление. Обычно оно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. С появлением значимого взрослого гуление ребенка становится намного активнее, он заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа и уже пытается построить полноценный речевой диалог. Очень важно поддерживать этот “диалог”, как можно больше разговаривать с ребенком.

Лепет является третьим этапом развития речи. Ребенок начинает лепетать приблизительно в возрасте 6-7 месяцев. Малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Стадия первых слов начинается с 11-12 месяцев жизни ребенка. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.

Всегда стоит понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и если существуют кратковременные задержки прохождения этапов развития речи — это еще не признак отклонений. Но, если задержки довольно длительные или некоторые этапы развития совсем отсутствуют — это существенный повод обратится к специалисту.

Диагностика или как выявить расстройство

Диагностика пациентов — задача довольно трудная. Среди методов обследования можно назвать следующие мероприятия.

Опрос ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача — исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога. ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды, ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу.

Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат, строит график. С этими данными работать легче.

Затем ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например:

  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга, чтобы оценить интенсивность кровотока в церебральных структурах;
  • по необходимости назначает ЭХО КГ, ЭКГ, также электроэнцефалографию, чтобы отследить работу сердца (оно в ответе за питание мозга), активность головного мозга.

Если органических патологий не найдено, ищут психические расстройства и проблемы. В дело вступают клинические психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и может быть нарушено. Помимо тестов, специалист беседует с ребенком, выявляет, насколько плохо он говорит и в чем причина, дает рекомендации.

Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда-дефектолога. Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и научить пациента правильно говорить.

Необходима и помощь психиатра. Его задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности: аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.

Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку возможны комплексные нарушения. В системе.

К какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с эндокринологом.

Лечение и коррекция задержки развития речи

В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение задержки психо-речевого развития у детей. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции ЗПРР для каждого отдельного ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом и логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, рефлексотерапевт и обязательно родители.

Одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшие задержку психо-речевого развития (это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция ЗПРР сложный и кропотливый процесс.

При своевременном обнаружении проблемы и обращении к специалисту, выполнении всех назначений и хорошем настрое — гарантированно можно рассчитывать на хорошие результаты, высокую эффективность лечения и на то, что ЗПРР никак не повлияет на будущее вашего ребенка.

Что делать, если ребенок плохо разговаривает

Требуется лечение. Интенсивность и характер терапии зависят от конкретного клинического случая, причины расстройства. Вот некоторые варианты:

  • удаление аденоидов, если говорить человек не может из-за их разрастания;
  • комплексная терапия ангины, воспалительных поражений глотки;
  • пластика органов речи, например, уздечки языка;
  • коррекция тугоухости, как вариант — с помощью слухового аппарата, или внутреннего кохлеарного аппарата;
  • назначение препаратов-ноотропов и средств для коррекции мозгового кровотока, метаболизма в церебральных структурах;
  • специфическая терапия психических отклонений, общение с ребенком, работа с логопедом — ребенок должен как можно больше говорить, важно создать ему правильную вербальную среду (взрослые должны выговаривать слова правильно и как можно больше взаимодействовать с пациентом, возлагать всю ответственность на врача — не лучшая идея, эффект будет куда меньше).

По потребности назначают упражнения для речевого аппарата, физиотерапию.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]