Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.
Как связаны мозг и рука
Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?
Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.
Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:
МО-РО-ЖЕ-НО-Е
А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.
Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.
Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.
Психологическая и нейропсихологическая помощь
Нейропсихология
– область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста и возможности применения этих знаний для
диагностики
и
реабилитации
когнитивных функций человека.
Нейропсихологическая диагностика
представляет собой безаппаратный,
психологический метод исследования
. В его основе лежат
нейропсихологические
пробы (определенные задания и упражнения), созданные основоположником
нейропсихологии
отечественным ученым
А. Р. Лурия
и адаптированные
детскими психологами
для детского возраста.
Нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика)
позволяет дифференцировать
трудности обучения и поведения
, обусловленные недостаточной сформированностью и (или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение определенного малыша.
На основании качественного анализа разных типов ошибок, допускаемых ребенком при выполнении нейропсихологических тестов,
способов их коррекции, можно выявить весь спектр возможных нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемой функции, зону ее ближайшего развития, а также состояние различных звеньев в структуре отдельной психической функции и других функций, с которыми она имеет общие звенья.
Очень большое значение имеет ранняя нейропсихологическая диагностика
латентных отклонений в развитии для своевременного применения мер превентивного(предупреждающего) лечения и
коррекции.
Какие же дети особенно нуждаются в консультации нейропсихолога?
Дети, у которых наблюдаются следующие отклонения:
- снижением общей работоспособности
, - повышенная утомляемость
, - рассеянность
, - нарушение мыслительной деятельности
, - недостатки в речевом развитии
, - снижение функции внимания и памяти
, - несформированность пространственных представлений
, - недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности
и т.д.
Нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Нейродиагностика включает исследование:
- двигательных функций ребенка,
- межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости),
- речевых функций,
- исследование памяти,
- уровня интеллекта,
- чтения и письма
- зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
- Одной рукой пишем своё имя, другой — слово «молодец».
- Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
- Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
- Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.
Полезные рекомендации
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
- Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
- Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
- Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
- Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.
- Во время работы лучше использовать сразу несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.
Курс нейропсихологических упражнений лучше начинать с индивидуальных занятий с детьми
Только следуя всем правилам, набравшись терпения и следуя разработанной программе занятий, можно добиться от ребенка хороших результатов.
Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга
- Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово «пожалуйста». Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
- Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
- Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите «руки», ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите «голова», он показывает руки. Вы называете «ноги», он дотрагивается до головы.
- Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
- Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: «Съедобное — несъедобное», «Воробьи — вороны», «Да и нет не говори, чёрное с белым не бери».
- Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.
От самой маленькой буквы до самой большой.
От самой большой буквы до самой маленькой.
Показания к началу применения
Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.
Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.
Нейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:
- есть проблемы с памятью, работоспособностью и общением со сверстниками;
- наблюдается задержка развития речи, логопедические нарушения;
- есть нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
- гиперактивность или наоборот заторможенность;
- импульсивность;
- проблемы с учебой, он плохо усваивает предложенный материал.
Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:
- недоразвитость речи;
- ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
- аутизм;
- ОВЗ (ограниченные возможности развития);
- минимальные функции мозга;
- недоразвитость тела мозга;
- умственные и эмоциональные нарушения.
Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.
Фитбол и балансировочные доски
Westend61/Getty Images
Существует связь между работой вестибулярного аппарата и навыками речи, эмоциональной стабильностью и учебными успехами. За работу вестибулярного аппарата отвечает мозжечок, а его стимулируют упражнения на фитболе и балансировочных досках. Чтобы встроить такие упражнения в обычные занятия, замените в начале урока привычный стул на фитбол на 5–7 минут — это вызовет интерес у ребенка и поможет дополнительно сконцентрироваться на необходимости удерживать тело. Проделайте то же самое во второй половине занятия, если заметили усталость дошкольника. Предложите ребенку попружинить на фитболе и с помощью взрослого выполнить на большом мяче разные двигательные упражнения на спине, на животе.
Когда стоит ожидать эффекта
Нейропсихологические упражнения для детей принесут положительные результаты уже после прохождения первого курса. Всего следует пройти 2 курса, состоящие из 24 занятий. Продолжительность каждого занятия рассчитана на полчаса.
В основном занятия проходят в микро группах, в которые входит 2-е детей или же с каждым ребенком индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Программа подбирается индивидуально каждому малышу в соответствии с его особенностями и возрастом.
Следует запомнить, что после 6 занятия могут наблюдаться ухудшения состояния, но уже после 10 урока будут наблюдаться улучшения. После 1 курса ребенку назначают нейропсихологическое обследование, и решается вопрос о том, когда проходить повторно курс, и нужен ли он вообще.
Нейропсихологические упражнения принесут пользу ребенку, если строго соблюдать все рекомендации специалиста.
Для детей важна своевременная коррекция, благодаря которой он не только не отстает в развитии, но у него еще и сохраняется желание учиться, стать более успешным в жизни и учебе.
Основной комплекс
В начале курса важно научить ребенка выработать правильное дыхание, которое позволит оптимизировать газообмен и кровообращение. Правильный массаж органов, расположенных в брюшной полости, поможет ускорить выздоровление, улучшить самочувствие, сконцентрировать внимание и снять напряжение.
Основой является полное дыхание, в котором сочетаются брюшное и грудное дыхание. Выполняют его в положении лежа, после сидя и в конце стоя.
Универсальными считаются четырехфазные дыхательные упражнения. Вдох − задержка − выдох − задержка: все этапы должны быть равные по времени по 2-3 секунды.
В таблице ниже представлен комплекс универсальных упражнений:
Положение тела | Особенности выполнения |
Лежа на спине | Сделать вдох, воздух набирать медленно через нос, в это время передняя стенка брюшины должна податься вперед. В это время диафрагма уплощается, а объем легких увеличивается, грудная клетка расширяется. Воздух нужно задержать на 3 секунды, а после выполнить медленно выдох через рот, подтягивая брюшную стенку. Вдох и выдох должны быть плавными без рывков. |
Лежа на спине | Медленно поднимать вверх одну руку, после ногу, а после сразу две конечности одновременно на вдохе, задержаться в поднятом положении. На выдохе вернуться в исходное положение. |
Сидя на полу | Спина прямая, ноги скрещенные, руки расставлены в стороны, кисти сжать в кулаки, большие пальцы вытянуты. При вдохе большие пальцы поднимать вверх, а на выдохе опускать вниз. Также можно вытянуть руки вперед и поворачивать большие пальцы налево и направо в такт дыханию. |
При ЗПР
Детям с 2 и до 3 лет сложно выполнять сложные упражнения. Поэтому для них разработали несколько базовых упражнений. В первую очередь следует поставить маркер на левую руку ребенка. Например, надеть браслетик или часики. Таким образом, ребенок получит основу представлений о его теле. Он сможет легко запомнить, что слева на руке у него надет браслет или часы.
После этого можно давать ребенку более обширные знания, например такие:
- Упражнение «Робот». Многие дети с удовольствием играют в эту игру. Он вроде как сам становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду » левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Подобные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок наблюдал, как он выполняет упражнения и двигается, как робот. Через 2-3 занятия ребенок усвоит, где лево и право и будет выполнять все команды четко. Выполнять упражнения нужно не более получаса, чтобы ребенок не устал и у него не исчез интерес. Через 3-4 занятия можно добавить движений: выполнять их над головой, под носом, за ухом, перед глазами. После добавлять элементы выше и ниже. Движения можно уже выполнять без зеркала, закрыв глаза. Когда робот четко отработает упражнения можно добавить еще одну игру.
- «Путаница». Нужно подавать команды, но выполнять все неправильно, чтобы ребенок исправлял сам ошибку и делал все так, как было задано. Таким образом, хорошо концентрировать внимание ребенка.
- «Фотограф». Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: булку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.
Для детей с 4 лет можно использовать более сложный комплекс:
- «Что сначала, что потом?». Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.
- «Найди такую же цифру». Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
- «Узнай цифру на ощупь». В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.
- «Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
- «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
- «Собери картинку». Любую картинку из книги или открытку, разрезают на 6-8 частей и предлагают ребенку собрать картинку.
Для детей 6-7 лет лучше подобрать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, делать аппликации. Ему нужно идти в школу и он должен быть готов к ней.
При СДВГ
Пока не найден способ полного излечения от СДВГ, но специальные упражнения помогут ребенку управлять своим вниманием и контролировать свои действия. Каждое упражнение − это игра, которая должна вызывать у ребенка интерес и заинтересованность.
Никаких перегрузок, иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к занятиям. Упражнения лучше комбинировать, занятие должно длиться около 20 минут.
Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенный возраст. Чтобы интерес сохранялся, детей обязательно следует поощрять, после каждого упражнения говоря ему, что он «Молодец», «Что он самый лучший».
Вот несколько игр, помогающих детям 5-12 лет, не отстать от сверстников в развитии:
- «Найди отличие». Ребенок должен нарисовать любой предмет: домик или животное. Рисунок передает взрослому, который дорисовывает несколько деталей. После отдает ребенку рисунок, и он должен указать, что изменилось.
- «Ласковые лапки«. Взрослый подбирает около 7 мелких предметов, которые межу собой отличаются по фактуре. Например, это может быть кусок меха, флакон из стекла, бусы и другие. Ребенку предлагают оголить руку до локтя, чтобы по ней своими ласковыми лапками походил предполагаемый зверек. С закрытыми глазами на ощупь ребенок должен угадать предмет. Прикосновения при этом должны быть приятны для малыша.
- «Броуновское движение». Это упражнение для группы детей. Их ставят кругом, а внутрь вкатывают один за другим теннисные мячи, которые не должны выкатиться за пределы круга. При этом дети могут касаться их ногой или рукой. Количество мячей увеличивается. Смысл игры заключается в том, чтобы в круге собралось максимальное количество мячей.
- «Передай мяч». В положении сидя на стульях или стоя в кругу дети должны передавать друг другу мяч, при этом делать это как можно быстрее и не выронить его. Усложнить задание можно, если стать спиной к середине круга и передавать мяч за спиной.
Все эти упражнения для детей с СДВГ помогают им научиться планировать, регулировать и контролировать свои действия. Кроме этого они помогают улучшить концентрацию и правильно распределять внимание.
При ОВЗ
Нейропсихологические упражнения для детей с ОВЗ помогают им больше двигаться. При этом заболевании сильно снижается активность биохимических процессов, иммунная система слабеет, значительно сужается диапазон возможностей системы дыхания и сердечной, слабеет нервно-мышечный аппарат.
Специальные игры помогут улучшить физические и психомоторные качества: выработать точность и быстроту движений, скоординировать все движения, сделать суставы подвижнее, добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность.
Перед тем как подбирать комплекс упражнений и игры, нужно определить, к какой группе относиться ребенок. А их существует три: малоподвижные, со средней подвижностью или высокой подвижностью.
Для детей с ОВЗ можно подобрать такой комплекс упражнений:
- «Что пропало?». Перед ребенком выкладывается несколько предметов: игрушка, скакалка, обруч и другие. За несколько минут ему нужно запомнить, что лежало, а после он закрывает глаза и 1 предмет убирается. Он должен открыть глаза сказать, чего не хватает. Усложнить упражнение можно, добавив предметов или сократив время запоминания.
- «Повтори, не ошибись». Перед ребенком плавно выполняется ряд движений. Он должен после в точности все повторить. Движения могут быть простыми или сложными.
- «Узнай друга». Ребенку завязывают глаза и на ощупь предлагают узнать, кто перед ним стоит.
- «Зоопарк». Дети выбирают для себя любого зверька и пытаются повторить его повадки, а другие дети узнают, кто же живет в зоопарке.
- «Найди букву». Детям раздают буквы. Они должны посоветоваться, сложить слово и стать в такой последовательности, чтобы удалось сложить слово.
Упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.