Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе

Проблема подготовки детей к школьному обучению всегда считалась одной из важнейших в дошкольной педагогике. Переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, а она зависит от правильной организации и качества подготовки.

Специальная подготовка к школе является дополнением к общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Дети получают специальные знания, которые будут в дальнейшем им необходимы для изучения различных школьных предметов. Это занятия по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений и занятия по развитию речи, включающие развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника.

К началу школьного обучения практическое овладение родным языком достигает довольно высокого уровня, однако усвоение языка предполагает не только формирование практических речевых навыков, но и осознание языковых элементов речи как новой для него области объективных явлений (А.Н.Гвоздев, Ф.А.Сохин).

Известный лингвист А.Н.Гвоздев сформулировал результаты овладения речью так:

Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным

А.Н. Гвоздев / Вопросы изучения детской речи. СПБ «Детство-Пресс», 2007

Роль речевого развития в подготовке ребенка к обучению в школе

Определение 1
Речевая подготовка детей к обучению в школе – это целенаправленная работа по формированию устных и письменных речевых навыков, способствующая активизации мыслительных процессов и развитию познавательных процессов ребенка.

Речевая подготовка к школе позволяет упростить процесс адаптации ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, смене ведущей деятельности с игровой на учебную.

Речь необходима ребенку в школьном обучении, поскольку она выступает ведущим средством познания и коммуникативного развития ребенка. В стенах школы происходит не только учебная деятельность. В ней реализуются многообразные внеучебные мероприятия, требующие построения коммуникативных связей. Таким образом, постижение новой социальной роли – роли учащегося, возможно только при достаточном уровне развития речи.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Роль речевого развития в процессе подготовки дошкольника к школе можно выразить следующими параметрами:

  1. Речь помогает ребенку развить навыки самоконтроля и дисциплинированности.
  2. Речь отражает уровень интеллектуального развития ребенка и его умственную готовность к обучению в школе.
  3. Речь тесно связана с развитием навыков планирования своей деятельности. План выполнения той или иной операции формируется в сознании дошкольника, как речевая модель. Деятельность строится посредством проговаривания ее этапов в сознании. Так, внутренняя речь ребенка лежит в основе планирования своих действий и поступков.
  4. Речевое проговаривание той или иной информации способствует ее осознанному восприятию и пониманию. Сознание и осознанное восприятие информации помогает в постижении новой социальной роли школьника и привыканию к учебной деятельности.
  5. Неуспеваемость ребенка в начальной школе, часто, оказывается обусловленной недоразвитостью речи.
  6. Посредством речи происходит активизация работы высших форм интеллектуальной деятельности, поскольку, речь связывает процессы мышления с деятельностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Речевая подготовка детей к школе 420 ₽ Реферат Речевая подготовка детей к школе 270 ₽ Контрольная работа Речевая подготовка детей к школе 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

II. Задачи развития языковых и коммуникативных способностей

Задачи развития речи дошкольников, представленные в программе речевого развития дошкольников — воспитание звуковой культуры речи, освоение лексики, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи — решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Однако на каждом возрастном этапе все перечисленные задачи имеют свои методы решения. При этом педагогам важно знать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как от создания благоприятных условий для речевого развития каждого ребёнка зависит и его специальная (речевая) подготовка к школе.

Особую роль в становлении речи играет формирование эмотивной функции, то есть эмоциональное развитие дошкольников. Эмоциональное здоровье детей во многом зависит от создания условий для развития их творческих способностей. Рассмотрение проблемы эмоциональной жизни в развитии личности ребенка-дошкольника предполагает развитие у него представлений о мире и прежде всего эмоциональном мире, путем изучения его вербальной деятельности, исследования эмоционального словаря.

Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей со сверстниками, как на занятиях, так и в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности правильно произносить и употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка. Советский психолог Д.Б.Эльконин писал:

Есть все основания полагать, что именно звуковая сторона языка рано становятся предметом деятельности и практического познания ребенка

Д.Б.Эльконин, 1989. с. 370

Это положение было подтверждено в исследованиях Н.С.Варенцовой, Н.В.Дуровой, Л.Е.Журовой, Л.Н. Невской, Г.А.Тумаковой и др. Они создали принципиально новую систему обучения грамоте на основе проведения звукового анализа слова, в котором осуществлялось ознакомление ребенка с последовательностью звуков в слове.

Методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д.Б.Элькониным и его последователями, доказала, что обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии. Очень важно привлечь внимание детей к наблюдениям над произношением слова, явлению чередования гласных и согласных, роли ударения в русском языке, значению интонации.

Формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям.

Известный ученый, изучающий проблемы фонетики, Л.В.Щерба подчеркивал, что работа с живым, произносимым языком, помогает ученику связывать его со звуками, составляющими эти слова. По отношению к детям дошкольного возраста можно отметить, что их фонетические наблюдения (например, над артикуляцией) создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте.

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах — как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И.Тихеева, О.И.Соловьева, В.И.Рождественская, Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичева, Г.А.Тумакова). При этом многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи, так как дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова — как осознание явлений языка и речи дошкольниками, как условие формирования произвольности речи (Ф.А.Сохин).

В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух — ощущение высоты тона, сила звука, чувство тембра и ритма. Несомненно, что на этот фундамент опираются школьные учителя.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Учителя школы считают формирование интонационных навыков важными и для восприятия письменной речи.

Ориентировка ребенка в звуковой стороне слова оказывает влияние на развитие всех сторон речи, в том числе и на семантический аспект понимания ребенком смысловой стороны слова, хотя в практике работы возможности детей дошкольного возраста используются далеко не полностью. Многие исследователи подчеркивали, что задача, стоящая перед педагогом в развитии детской речи, — это не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения и правильного в смысловом отношении употребления.

О значении работы над смысловой стороной слова для речевого и умственного развития детей писали отечественные педагоги(И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, и др.). На необходимость качественного улучшения словаря, работы над пониманием значений слов, их правильного употребления указывали Е.И.Тихеева, А.М.Леушина, А.П.Усова и др.

Известный специалист по методике развития речи М.М.Конина считала, что руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса. Большое значение придавала М.М.Конина усвоению ребенком смысла слова, который он мог объяснить с точки зрения детской логики, поэтому воспитателям необходимо работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии со смыслом.

Различные вопросы словарной работы рассматриваются во многих исследованиях: особенности формирования словаря детей разных возрастов, составление ориентировочных словарей, в которые входят тематические группы слов из области быта, труда (В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Н.П.Иванова, Ю.С.Ляховская, В.И.Яшина, и др.). При этом исследователи подчеркивают необходимость изучения словаря детей не только в количественном, но и качественном отношении. Очень важно воспитание у детей привычки правильно употреблять слова в наиболее точных значениях (Ю.С.Ляховская, А.П.Иваненко), решать чисто речевые задачи, используя с этой целью самые разнообразные лексические упражнения (Н.П.Иванова, Е.А.Ставцева, В.И.Яшина).

Дальнейшие исследования, посвященные работе над смысловой стороной слова (Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, А.А.Смага, А.И.Лаврентьева), показали, что воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, развивает точность словоупотребления, оказывает положительное влияние на связность монологической речи.

Развитие осознания языковой действительности, элементов языка (в том числе смысловой стороны слова) в известной мере происходит и стихийно, а специально, в педагогической работе, начинает осуществляться при обучении дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова как предпосылкам к обучению грамоте.

Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Исследования, посвященные формированию разных аспектов грамматического строя речи, экспериментально доказали, что для овладения устной и письменной речью необходимо развитие чувства языка, «интуитивной», «подсознательной грамматики» (термины А.М.Пешковского), что чувство языка имеет объективную обусловленность и поддается воспитанию. Создание условий для оптимального овладения языковыми закономерностями возможно в том случае, если ведущим в обучении выступает не предъявление речевых образцов педагога, а формирование языковых обобщений, которые «составляют ядро психологического механизма усвоения языка» (Ф.А.Сохин).

Опираясь на психолингвистические работы в области словотворчества (Н.И.Лепская, Т.Н.Ушакова, А.М.Шахнарович, Н.Х.Швачкин, Н.М.Юрьева), педагогические исследования доказывают, что дошкольники, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Словотворчество, с одной стороны, является ярким свидетельством усвоения морфологической системы языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный механизм усвоения лексики: ребенок усваивает слова не только как готовые единицы, но и сам создает, конструирует их. Раскрыв закономерности этого процесса, исследователи получили возможность управлять обогащением словаря путем формирования продуктивных способов словообразования (Ф.А.Сохин, Э.Федеравичене, А.Г.Тамбовцева).

Еще по теме:

Диалогические формы общения: дошкольник-младший школьник

читать дальше

Формирование языковых обобщений в области морфологии, словообразования и синтаксиса связано с элементарным осознанием явлений языка и речи, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи. Кроме того, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания, что особенно важно для развития связной монологической речи, как устной, так и (в дальнейшем) письменной.

В современных исследованиях, посвященных формированию грамматического строя речи школьников, рассматривается влияние учебного процесса и методических средств на развитие их устной и письменной речи (Г.Г.Городилова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.С.Рождественский, Л.П.Федоренко и др.).

М.Р.Львов подчеркивал важность работы в начальных классах над словосочетаниями, связями слов в предложении, над умением подготавливать высказывание на уровне внутренней речи, синтезируя предстоящую единицу речи. Особенно необходимой М.Р.Львов считает работу над предложением, именно она обеспечивает овладение правильными синтаксическими связями. По его мнению, необходимо совершенствовать как синтаксический, так и морфологический строй речи, а для этого надо учить детей делать «наблюдения над языком» и постоянно повышать культуру речи, сделать грамматику живой и работающей. Т.Г.Рамзаева подчеркивает важность взаимосвязи между лексикой, грамматикой, орфографией и стилистикой, доказав, что усвоение синтаксических понятий зависит от осуществления связи с морфологией, и вообще усвоение многих грамматических признаков невозможно без осознания этих взаимосвязей.

В этом контексте интересно рассмотреть соотношение устной и письменной речи. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи. Интересное суждение высказывал Л.С.Выготский о том, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так,

Потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития

Л.С.Выготский, 1982, с 283

Но к началу обучения в школе у школьника нет потребности в письменной речи, поэтому он не осознает, зачем ему нужна эта новая речевая функция. Далее, отмечая особенности письменной речи, Л.С.Выготский выделял такие качества как произвольность, преднамеренность и сознательность. Он писал, что развитие внешней речи предшествует внутренней, а письменная речь, появляясь после внутренней, предполагает уже ее наличие.

Внутренняя речь есть максимально свернутая, сокращенная, стенографическая речь. Письменная речь есть максимально развернутая, формально даже более законченная, чем устная

Л.С.Выготский, с 239

Однако исследователи отмечают лексические и синтаксические различия между вариантами устной и письменной речи, так как произнесение слов и предложений должно происходить в определенном времени, а для этого необходим синтез всей конструкции. Связная устная речь в отличие от диалогической формы (беседа, вопросная система) носит характер монолога и поэтому требует предварительной подготовки. По Н.И.Жинкину, трудности построения устного высказывания связаны с бедностью активного словаря, (так как устная речь требует мгновенной реализации мысли в слове), со слабо развитой оперативной памятью, с неумением связывать предложения друг с другом (а это и определяет связность речи).

Вместе с тем, многие исследователи считают, что между устной и письменной речью есть много общего: обе эти формы являются средством общения, и для той и для другой необходим известный словарный запас, а, кроме того, необходимо применять разнообразные способы связи слов внутри предложения и способы связей между предложениями. Эту связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль.

Нас эти различия интересуют с точки зрения выделения особенностей устной речи, которая, играя большую самостоятельную роль, является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи. На основе устной речи идет усвоение лексического богатства языка; она является первоосновой синтаксиса письменной речи.

Как известно, в речи реализуются основные функции языка: коммуникативная (средство общения), когнитивная (познавательная), эмотивная (средство выражения чувств и эмоций). Российские и зарубежные психологи особое значение придают обозначающей, семантической функции речи, благодаря которой она является как формой существования мыслей, так и средством общения. С.Л.Рубинштейн эти узловые свойства речи видел в ее связности. Конечно, основное развитие связной монологической речи связано с овладением письменной речью и относится к школьному возрасту, однако важную роль играет развитие связной устной речи, которая является фундаментом письменной речи и осуществляется в дошкольном детстве.

При составлении связного высказывания, которое обязательно включает отбор слов, передающих содержание, и правильное грамматическое построение словосочетаний и предложений, языковая способность ребенка проявляется особенно ярко. Все единицы разного уровня тесно взаимодействуют между собой, хотя высказывание не является механическим набором слов. И здесь вступает в силу сформированное умение понимать значение слова и точно употреблять его в соответствии со смыслом. В таком контексте видно взаимодействие речи, языка и мышления, так как здесь, по А.Л.Леонтьеву, происходит выбор стратегии речевого поведения. Именно семантический компонент нам представляется обязательным для дальнейшего речевого обучения в школе, так как именно он является необходимым условием для становления языковой личности в дошкольном детстве и формирования первоначальных представлений о языковой картине мира.

Заключение

Переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, а она зависит от правильной организации и качества подготовки.

Изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребёнка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве.

Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

На основе формирования у ребенка речевых умений и навыков происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, синтаксиса, словообразования, овладение звуковой культурой речи, развитие связной монологической речи.

Развитие языковых, коммуникативных и интеллектуальных способностей является важным условием для становления языковой личности в дошкольном детстве и формирования первоначальных представлений о языковой картине мира.

Эти направления рассматриваются как главные ориентиры, необходимые для формирования речевой готовности к школьному обучению и для дальнейшего успешного освоения детьми программы обучения родному (русскому) языку в начальной школе.

Критерии речевой готовности ребенка к школе

Чтобы понять, насколько развита речь ребенка, и готов ли он в своем речевом развитии к обучению в школе, необходимо обратить внимание на следующие критерии речевой готовности ребенка к школе:

  1. Развитость звуковой стороны речи. Проводится диагностика произношения ребенка и анализируется, насколько все звуки произносятся им четко и верно.
  2. Развитость фонематической стороны речи. Если ребенок хорошо воспринимает речь на слух, понимает и различает звуки, может воспроизвести услышанное, то его слуховое восприятие речи находится на высоком уровне развития. Важно, обратить внимание на малейшие отклонения слухового восприятия звуков речи. Над фонематической стороной речи требуется работать, поскольку, очень часто, возникают нарушения в понимании и различении слов, близких по звучанию: луг-лук, плод-плот и т.д.
  3. Развитость моторной функции речи. Она отражает правильность выполнения ребенком определенных движений при произношении звуков, слов и фраз. Здесь, важно отрабатывать артикуляционные движения, поскольку от них зависит четкость и понятность произношения. Для отработки сложных звуков используются разнообразные артикуляционные упражнения.
  4. Готовность к проведению звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава слова.
  5. Навыки использования различных приемов построения слов и фраз. Ребенок должен уметь верно использовать слова в различной степени сравнения, образовывать однокоренные слова и прилагательные от существительных.
  6. Развитость грамматической стороны речи. Устная речь должна быть грамотно построена. Ребенок должен легко строить грамматически верные предложения и выражать свои мысли в развернутой речевой форме.
  7. Богатый лексический запас. К началу школьного обучения, ребенок должен владеть 4000-5000 слов. При этом, он должен активно использовать в своей речи разные части речи в верном падеже, числе, роде, склонении, оперировать разными частями речи, понимая их смысловое значение.
  8. Развитость связной речи. Здесь производится оценка того, может ли ребенок отразить в речи сущностные стороны того ее предметного содержания.

Рисунок 1. Речевая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:

— правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

— уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…

Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.

Предложите назвать ребенку слова признаки:

— Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….

Выделять четвертый лишний предмет:

— самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.

— синица, воробей, грач, снегирь.

Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…

К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный — смешной).

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :

Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями. Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе. Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …

«Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Речевые нарушения и их причины

Грамотность устной речи ребенка зависит во многом от чистоты произношения, к семи годам он должен четко выговаривать все звуки родного языка. Необходимо обратить внимание и на скорость произношения, так как при быстром говорении речь становится невнятной, ребенок начинает проглатывать некоторые звуки и окончания. Причиной невнятного произношения также могут стать нарушения артикуляционного аппарата и недостаточный тонус языка.

Помимо четкости и ясности звуков, которыми пользуется учащийся, не менее важны ритм и темп его речи, интонационная правильность. Незамеченные вовремя отклонения в звукопроизношении могут отразиться на успеваемости в школе и привести к неприятностям.

Типичные ошибки при речевых нарушениях


Речевые нарушения, как правило, автоматически сказываются на письме
Ребенок с нарушениями звукопроизношения часто допускает при письме следующие ошибки:

  • заменяет звуки и слоги;
  • пропускает гласные и согласные;
  • пропускает слоги и части слова;
  • переставляет слоги местами;
  • добавляет звуки и слоги;
  • пишет раздельно части слова.

Проблемы со звукопроизношением, пониманием структуры устного слова могут создать серьезные трудности и в письменной речи.

Коррекция нарушений: работа с логопедом


Определить уровень речевой готовности ребенка к школе поможет логопед
Если вы замечаете за ребенком серьезные нарушения в звукопроизношении, немедленно обращайтесь к логопеду. Этот специалист занимается дефектами речи, он проведет комплексное обследование, выявит причину отклонений, их специфику и возможные последствия и назначит индивидуальную программу дополнительных занятий.

В процессе работы с логопедом ребенок, как правило, не только постепенно избавляется от дефекта, но и приобретает новые познавательные, коммуникационные и культурные навыки, так как область знаний, связанная с логопедией, начинается с нейролингвистики и заканчивается психологией и педагогикой.

Только специалист может снабдить родителя правильной информацией и дать точные рекомендации по дальнейшему лечению. Профессионал может предложить разные методики работы, разнообразные варианты упражнений и игр, с которыми можно заниматься в домашних условиях.

Коррекция нарушений в домашних условиях

Следовать рекомендациям логопеда нужно не менее ответственно, как и назначениям любого другого врача. Правильный подход к коррекции речи может избавить ребенка от нарушений раз и навсегда, стоит лишь максимально точно выполнять указания специалиста:

  1. Для наибольшего эффекта проводите домашние занятия последовательно и регулярно.
  2. Заинтересуйте ребенка увлекательным форматом занятия – игра, ребус, головоломка или даже прогулка, во время которой вы упражняетесь. Ни в коем случае не принуждайте и не заставляйте ребенка.
  3. Определитесь, кто именно из домашних взрослых будет проводить занятия.
  4. Прежде чем выполнять задание, убедитесь, что вам самим все понятно.
  5. Применяйте методы мотивации и стимуляции ребенка к работе, поощряйте его и поддерживайте.

Для тех, кому хочется чуть больше знать о подготовке ребенка к школе, мы публикуем тематическое видео.

Характеристика детей с развитой речью

У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.

Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.

Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.

Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.

Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.

Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка. Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные. Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]