Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста


Цвет

Узнавание цвета по образцу

Задание: подобрать картинки к цветовому фону.

Узнавание цвета по словесному обозначению

Задание: ребенку предъявляют цветные фигурки и словесное наименование цвета. Ребенок должен показать заданный цвет.

Дифференциация цвета

Задание: ребенку демонстрируются несколько фигур разного цвета и дается инструкция показать заданный цвет.

Называние цвета

Задание: ребенок он должен назвать цвет.

Возрастные показатели:

4 года: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

5 лет: те же + оранжевый, голубой, розовый.

6 лет: те же + фиолетовый, коричневый, серый.

Выводы:

— представления о цвете сформированы по возрасту;

— понятия о цвете отсутствует:

— не отличает цвета;

— не узнает и не называет цвета;

— не группирует фигуры по цвету.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксируется:

 Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

 Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:

  1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Набор предметов

Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг
Кубик Конус Монета
Коробок Ёлочка Медаль
Пуговица Формочка Полусфера
Ластик Крышка Цыплёнок
Мыло Ракета Пуговица
Записная книжка Призма Кольцо
Флакон (бутылочка) Флакон (бутылочка) Божья коровка
Батарейка Камушек Коробка (пудреница)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

  1. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

  1. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

  1. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый).

Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

  1. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

 высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

 средний уровень –количество набранных баллов 15–10;

 достаточный уровень –количество баллов 10–5;

 начальный уровень –количество баллов 5–0.

Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе.В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы.

Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса.

Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально развиваться.

Литература:

  1. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М. Просвещение,1988, С.144.
  2. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М. И. Земцова. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
  3. Мухина В. С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.
  4. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

Форма

Задания:

— показать по просьбе геометрические фигуры и формы;

— сгруппировать их;

— соотнести фигуры и формы с конкретными предметами из окружающей обстановки;

— назвать фигуры и формы.

Возрастные показатели:

4 года: круг, квадрат, треугольник.

5 лет: те же + прямоугольник, шар, куб.

6 лет: те же + овал, прямоугольник, четы­рехугольник..

Выводы:

— представления о форме сформированы по возрасту;

— не имеет понятий о форме:

— не группирует геометрические фигуры;

— не различает и не называет геометрические фигуры (плос­кие и объемные);

— не соотносит форму предмета с геометрической формой;

— не группирует предметы по форме.

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Величина

Задания:

— показать по просьбе контрастные по величине предметы;

— разложить предметы в возрастающем и убывающем порядке;

— назвать соответствующие отношения величины.

Возрастные показатели:

4 года: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.

5 лет: 4 градации каждого признака, определяемые в сравнении (красная полоска короче желтой, но шире зеленой).

6 лет: 5 градаций каждого признака, определяемые в сравне­нии.

Выводы:

— представления о величине сформированы по возрасту;

— понятия о величине отсутствуют:

— не дифференцирует предметы, контрастные по величине;

— не раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке;

— не использует в речи слова, характеризующие величины и их соотношение.

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.

Ориентировка во времени

Задания:

— показать на картинках соответствующие временные катего­рии;

— назвать изображенные на картинках временные категории;

— подобрать серии картинок к соответствующим временным категориям и объяснить критерии подбора.

Возрастные показатели:

4 года: утро, день, вечер, ночь.

5 лет: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, времена года.

6 лет: утро, день, вечер, ночь, сутки, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра, времена года.

Выводы:

— представления о времени сформированы по возрасту;

— временные представления не сформированы:

— не находит на картинках;

— не называет;

— не объясняет.

Ориентировка в пространстве

Задания:

— показать соответствующие пространственные ориентиры;

— двигаться в заданном направлении;

— назвать соответствующие пространственные ориентиры.

Возрастные показатели:

4 года: показать предметы, расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

5 лет: показать предметы,расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, передо мной, справа от меня, слева от меня.

6 лет: показать предметы, расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева, между, рядом с, около.

Выводы:

— пространственные представления соответствуют воз­расту;

— понятия о пространстве отсутствуют;

— не исполняет движение в указанном направлении по сло­весной инструкции;

— не определяет положение в пространстве по отношению к себе;

— не пользуется словами, обозначающими расположение предмета в пространстве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]