Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей

Детские психологи доказали, что головной мозг находится в прямой взаимосвязи с умением малыша использовать кисти и пальцы рук, выполнять ими различные действия. Вот почему родителям нужно заниматься с детьми играми на постепенное развитие мелкой моторики. Тренировки должны проводиться регулярно, быть разнообразными и не утомлять ребенка.

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями. Развивать ее крайне важно по нескольким причинам.

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Тренировка мелкой моторики рук при восстановлении лежачего больного

Гаврилкина Оксана Сергеевна Главный врач реабилитационного , врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине,

Подробнее о враче


Когда речь заходит о мелкой моторике рук, люди обычно думают, что речь идет о грудных детях или малышах дошкольного возраста. Однако есть еще несколько категорий людей, кому необходимо выполнять нехитрые упражнения, восстанавливающие подвижность суставов кисти, пальцев, стоп. К ним относятся:

  • дети, рожденные с ДЦП;
  • пациенты, перенесшие инсульт;
  • пожилые люди (старше 65 лет);
  • лежачие больные, вне зависимости от заболевания в анамнезе.

Все суставы и мышцы организма, не зависимо от их размера и расположения, нуждаются в постоянном движении. При вынужденном бездействии тонус мышц быстро теряется, снижается чувствительность пальцев, уменьшается подвижность суставов. Это может привести к полной атрофии конечности.

Способы развития мелкой моторики рук.

Улучшать, восстанавливать двигательную активность суставов рук и пальцев можно несколькими способами. Они могут включать в себя взаимодействие с другими людьми, использование механических приспособлений. Например:

  • массаж;
  • перебирание, пересыпание мелких предметов;
  • упражнения с использованием колец, шаров, которые одеваются на штативы;
  • упражнения с турниками, кольцами.

Особенности улучшения мелкой моторики рук у лежачих больных.

Основной проблемой, с которой сталкиваются люди при ухаживании за пациентами, не встающими с кровати, является ухудшение способности к двигательной активности у больного, апатия, ухудшение качества речи. Все это связано со слабостью мышечного аппарата вследствие вынужденного длительного бездействия. Особенно это состояние опасно для пожилых людей, у которых полная атрофия мышц может наступить уже через месяц после начала постельного режима.

С двигательной активностью пальцев и кистей рук связана и внятная речь больного. Понимание и воспроизведение слов напрямую зависит от двигательных импульсов, возникающих в верхних конечностях. При регулярной тренировке мелкой моторики пальцев рук можно добиться значительного улучшения качества речи пациента, что очень важно для лежачих больных, которые перенесли инсульт.

Еще большей проблемой может обернуться нежелание больного выполнять упражнения. Здесь помогут задания в форме игры со стихами или с музыкальным сопровождением.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Если лежачий больной способен самостоятельно заниматься творческими делами типа вязания, вышивки или рисования – это лучшие методики для поддержания моторики пальцев на нужном уровне. Но зачастую пациенты, прикованные к кровати, нуждаются в более простых упражнениях, которые можно делать самостоятельно или под присмотром сиделки. Некоторые из них:

  1. Попеременное сжимание в кулак и распрямление пальцев;
  2. Растирание ладоней друг о друга круговыми движениями;
  3. Последовательное сгибание, разгибание пальцев;
  4. Перекатывание в ладонях стеклянного или металлического шарика;
  5. Пересыпание руками мелкого песка;
  6. Разделение предметов разной формы и размера по категориям (хорошо подойдет перебирание гороха, фасоли, гречки, смешанных в одну кучу);
  7. Захват умеренно тяжелых предметов (книги, стакана, бутылки с водой), приподнимание зажатого в руке предмета на 20-30 см над горизонтальной поверхностью;
  8. Навешивание/снятие прищепок для белья с веревки или проволоки;
  9. Растирание ладоней с помощью крема для кожи рук (особенно подходит для женщин любого возраста);
  10. Лепка из пластилина или мягкой глины.

Механические приспособления для развития утраченной мелкой моторики рук

Медицинская промышленность предлагает много вариантов устройств, помогающих лежачим больным в период реабилитации для улучшения качества жизни. Самые простые из них – вкладыши из шерсти или поролона, сжимая которые в руке, больной уменьшает спазм мышц и проводит самостоятельный массаж ладони и пальцев. Большой популярность также пользуются пирамидки наподобие детских, они не только стимулируют работу мелких суставов руки, но и восстанавливают обычно нарушенное цветовосприятие. Существуют комбинированные приспособления, включающие в себя элементы пирамидки, эспандеров для сжатия, емкостей с мелкими шариками для перебирания и массажа.

Отлично себя зарекомендовали и игольчатые аппликаторы, которые воздействуют на чувствительные точки на ладони больного и улучшают кровообращение в конечностях, что тоже важно для нормального функционирования суставов и мышц руки.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Совет

Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Играют пальчики

Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Подробно о них говорилось в этой статье. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
  • Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
  • Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
  • Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
  • Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
  • Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
  • Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики

Наталья Шардакова

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики

Мы играем, мы играем – наши ручки развиваем

Составитель: Шардакова Н. П., воспитатель.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности.

В сборник входят упражнения и игры для развития мелкой моторики детей с использованием различных игрушек и игр заводского изготовления или самостоятельно сделанных из подручных и бросовых материалов. Обычных предметов, которые можно применить для игры, привлекая ребенка к помощи по хозяйству в доме.

Сборник рекомендуется педагогам домов ребенка, детских садов младших групп и родителям.

Продается много игрушек, очень полезных для развития мелкой моторики. В их числе,например:

• сортеры» (кубики с отверстиями разных форм и вкладыши разных форм)

– можно сделать самим, прорезав в картонной коробке отверстия и предлагая ребенку опустить в отверстия пробки, крышки от баночек и т. п.);

• шнуровки – можно сделать самим, взяв картон и шнурки;

деревянные рамки — «пазлы»

и вкладыши к ним с ручкой
(обычно в виде яблок, бананов и т. д.)
;

• восковые мелки;

• наборы для создания картин, бус и т. п. из мелких пластиковых трубочек или бусинок;

•пазлы:

• мозаики;

• пирамидки;

• матрешка;

• конструкторы;

мелкие игрушки животных, кубики, машинки;

• коробка или «волшебный мешочек»

, где на ощупь надо найти предмет по договоренности либо нащупать и описать предмет.

Можно сделать самим или купить;

• пальчиковые краски, в зависимости от производителя – некоторые можно применять уже с года.

Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики.

Некоторые идеи для развития мелкой моторики:

• Рисование пальцем на подносе (зеркале)

с крупой, желе, кремом для бритья.

• Нанизывание прищепок на веревки, края тарелок.

«Посыпание»

— песком, сахаром, манкой.

• Переливание воды из одного сосуда в другой; пересыпание сыпучих предметов (круп)

из одного сосуда в другой. Можно брызгать в игрушки водой с помощью пластикового
(одноразового)
шприца без иглы.

• Игра с водой и мягкой губкой.

• Вытаскивание нити из ткани.

• Аппликация (отрывать кусочки тонкой бумаги или ваты и приклеивать к основе;

• работа с природным материалом (шишки, желуди, листья и т. п., мелкими предметами (пуговицами, стразами, ракушками)

– приклеивание с помощью пластилина.

• Вылавливание мелкой игрушки из ванны с помощью ложки, ковшика.

•Учимся отвинчивать крышки: открываем завинчивающуюся баночку; открываем тюбики с зубной пастой, бутылочки;

• открываем коробку спичек с каким-нибудь интересным мелким предметом или вкусностью внутри;

• проталкиваем карандаш, опускаем фасолинки в пустую пластиковую бутылку;

• открываем, закрываем маркеры, фломастеры.

• В быту ребенок должен сам учиться застегивать и расстегивать пуговицы, «молнии»

,
«липучки»
, шнуровать обувь, засучивать рукава.

• Пустая пластиковая бутылка из-под газировки. Можно наполнить ее бусинами и греметь, а можно засовывать в нее карандаш или опускать бусины.

• Пустые баночки из-под йогурта. Можно нарезать их так, чтобы получились кольца, и надевать их на колышки.

• Картонные трубочки из-под бумажных полотенец или туалетной бумаги. Можно использовать как «колышки»

для надевания колец или как
«тоннели»
для машинок.

• Пустые бутылки с дозатором, как из-под средства для мытья посуды. Хорошо их вымойте и используйте для игр в ванной.

• Браслеты на запястье. Надевание браслета через всю кисть развивает чувственное осязание у детей.

• Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы, 2-3 минуты как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

• Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку)

в таз, на дно тазика положить различные игрушки
(желательно не очень крупные)
и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое
упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения.
• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны)

и т. д.

• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек)

. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то- одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно,говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

• Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним)

изображает пчелу,летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

• Насыпаем в кружку сухой горох (фасоль)

. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно. Четверостишия подбираются любые.

• Насыпаем горох (фасоль)

на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при
сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

• Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)

поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно)
на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».

• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)

так, чтобы он весь уместился в кулачке.

•Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

• Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Лепка из соленого теста.

Привожу рецепт соленого теста:

1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 ст. ложек растительного масла,

чуть-чуть теплой воды, Немного крахмала.

Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.

Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.

Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.

Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

Упражнения с тестом:

Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки)

.

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

• Маленькие завинчивающиеся бутылочки (игра для детей 2-3 лет)

Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что- нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.

Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.

• Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)

Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более.Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.

Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.

• Прищепки (игра для детей 3-5 лет)

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце»

или
«цветок»
. Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

• Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки)

.

• Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

.

• Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

• Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

• Помогать перебирать крупу.

• Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

• Вытирать пыль, ничего не упуская.

• Включать и выключать свет.

• Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

• Перелистывать страницы книги.

• Затачивать карандаши (точилкой)

. Стирать нарисованные каракули ластиком.

• Переливать жидкостей из одной емкости в другую.

• Играть с мозаиками и пазлами.

• Перебирать пуговички или других предметов по размеру.

• Собирать конструкторы.

• Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

• Лепите вместе из пластилина.

• Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

• Вырезать из бумаги разные фигурки.

Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

• На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

• Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

• Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.

• Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Что способствует ловкости рук?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  • вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

  • С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

Совет

Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.

Важность мелкой моторики

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.

А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:

  • навыков самообслуживания;
  • усидчивости;
  • мышления;
  • внимания;
  • воображения;
  • словарного запаса;
  • памяти.

Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Техника безопасности

Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.

  • После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
  • На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром. Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.

Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]