ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

1. Произнесение звука [С] 2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С] 3. Артикуляция звука [Ц] 4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно 4.1. Упражнения для губ 4.2. Гимнастика для языка 4.3. Дыхательная гимнастика 5. Второй этап постановки 6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.


Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:


  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Статья:

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипящие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка. Сигматизмы могут быть: — губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный); — межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание; — боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название; — носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость. Парасигматизмы могут быть: — призубный парасигматизм: замена звуков [с] — [с’] соответственно на [т] — [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] — [з’] на [д] — [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный); — шипящий парасигматизм: звуки [с] — [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] — [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка). — дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] — [з] произносятся соответственно, как парные [с’] — [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный); — замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено). Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’] Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине. У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Постановка звука является тем процессом, когда формируется артикуляция, ребёнок обучается произношению звуков и изолированном звучании. Этап постановки звука характеризуется формированием навыка правильного произношения звука изолированно, закреплением слухового, кинестетического образа звука, использованием зрительного восприятия артикуляции. На этом этапе логопед должен строить свою работу по данным направлениям: развивать восприятие речи, формировать фонематический анализ, развивать артикуляторную моторику, работать непосредственно по постановке звука. На подготовительном этапе следует развивать восприятие речи, используя задания на имитацию слогов. Предоставляются слоги в которых есть стечения согласных (правильно произносимые ребёнком). Нужно развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез, это позволит сформировать умения выделять нужный звук в слове, находить его место, отделять от других звуков, прежде всего от далеких по артикуляции и акустики. Учитывая уровень усвоения фонематической стороной речи, следует работать над трудными формами фонематического анализа: определять место звука в словах, рисовать графические схемы слов и отмечать на ней место звука. Следует не забывать, что на этапе постановки звука осуществление фонематического анализа детьми происходит лишь основываясь на слуховое восприятие слова, без его произнесения. На этапе постановки звука следует уделять большое внимание тому, как развивается речевая моторика (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Нужно закреплять навыки речевого дыхания, развивать голос, артикуляторные движения. Развивать артикуляторную моторику следует проводить в виде артикуляторной гимнастики. В артикуляторную гимнастику входит установленный комплекс упражнений для губ, языка, которые подготавливают к правильному произнесению звука. Артикуляторная гимнастика проводится для того чтобы отработать каждый элемент артикуляторного уклада. Артикуляторная гимнастика следует проводить, подражая логопеду, сидя перед зеркалом. Если у ребёнка не получается выполнять упражнения, то нужно воспользоваться механическую помощь. Дальше от пассивного выполнения движений следует перейти к активным действиям. Во время этапа постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же правила, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точные, плавные, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Следует обращать внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. После того как отработается изолированные элементы, движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад. ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА: 1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это нужно учитывать в связи с тем, что у подражание у малышей развивается очень хорошо. Но по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. · Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между зубами, язычок уприте в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: «С-с-с-с». 2. При механическом способе постановки используют вспомогательные средства (шпатель, зонды и т.д.). Механическим путём артикуляторным органам придается определенное положение. Например, при произнесении ребенком звука [C], логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, получается шипящий звук. При этом варианте постановки ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После долгих тренировок ребёнок без помощи логопеда принимает необходимую позу , помогая себе шпателем или пальцем. 3. Постановка с помощью других звуков, которые правильно произносятся, без помощи зондов и шпателей. Например, для постановки звука [C] можно использовать звук [И]. Следует произнести звук [И], прикусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку. · Возьмите легкий пластиковый шарик, соорудите ворота. Сядьте за стол. Пусть малыш улыбнется, положит кончик язычка на нижнюю губку и, произнося букву «Ф», попробовать забить шарик. Проследите, чтобы кроха не закусил губу и не надувал щеки. Звук должен выходить по центру язычка. 4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук [Ш] следует ставить от артикуляционного упражнения «чашечки». Нужно предложить ребёнку сделать артикуляционное упражнение «Чашечка» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык. 5. Смешанный способ постановки применяются все выше перечисленные способы. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте). Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи! Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку. Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине — ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами. Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше). Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье». Исправление межзубного сигматизма. а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение , предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте — за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами. б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/. в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами. Исправление шипящего сигматизма. Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в). Исправление бокового сигматизма. Считаю, что это один из самых стойких дефектов, и без массажа во рту и физиолечения положительного результата добиться трудно. После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка ( например, « Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка. В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/. Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/. Постановка звука /С/ от звука /И/. Этот способ я применяю чаще всего. Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик — за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/. Если при произношении [С] — [С’] и [З] — [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка. Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка. Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться. А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что: Футбольный мяч. Во дворе футбольный мяч Целый день носился вскачь. Вместе с нами он играл, Но сучка не увидал. Напоролся на него: С_______________. Нам жалко так его! (Е.Г. Карельская) С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» . Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)? По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’] а) в изолированном произнесении: Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С]. Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]): Капельки-сестрички В море плещется волна. Слышишь, как поет она? «С_______________». Эту песенку водички Капли, дружные сестрички, Напевают в тишине Ветру, рыбкам и луне. «С_______» — шуршат они песком, Камешком на дне морском. «С________» — дробятся о скалу, «С_________» — стекают по стеклу. «С________» — и спрятались в ракушку. Мы ее приложим к ушку… И услышишь снова ты Шум прибоя, плеск волны: «С_____________». (Е.Г. Карельская) (Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?) б) в слогах, словах и чистоговорках Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз: СА-СА-СА СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СЫ-СЫ-СЫ СЭ-СЭ-СЭ СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АС-АС-АС ОС-ОС-ОС УС-УС-УС ЫС-ЫС-ЫС ЭС-ЭС-ЭС ИС-ИС-ИС СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д. АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса. СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо. СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу. СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы. Са-са-са, са-са-са, — на столе у нас — оса. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, — не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су, — гнать не будем мы осу. АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час. ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс. УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус. ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс. СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка СЁ: сёмга, Сёма, весёлый СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи. СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе. СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все! СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё. СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю. Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’]. в) в скороговорках У Сени и Сани сом с усами. Сорок сорок съели сыра кусок. В саду у Дуси утки и гуси. Саня и Костя идут к Соне в гости. Саня с невестой месят тесто. Саня сено косит, а Соня сено носит. Сеня во сне сидит на сосне. У соседа – домоседа есть сосед – непоседа. В миске у киски вкусные сосиски. Испугали Люсю бабусины гуси. У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Соня и Стас съели ананас. Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал. У соседа домоседа есть сосед непоседа. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. г) в загадках Если вместе все семь я, Получается … (СЕМЬЯ). Благоухает третий день В саду персидская … (СИРЕНЬ). Любит сало эта птица Желтогрудая … (СИНИЦА). К стрижу приполз усатый жук, Просил скроить ему … (СЮРТУК). Приглашает всех ребят Урожай отведать … (САД). Налетело много ос, Береги, малыш, свой … (НОС). Не боится он жары. Он – любимец детворы, Добродушен и умен Лопоухий этот … (СЛОН). По ночам она не спит, Очень зорко вдаль глядит. Словно тыква голова Это – хищная … (СОВА). (Загадки Е.Г. Карельской) РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З’] Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’] ЗА-ЗА-ЗА ЗО-ЗО-ЗО ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ]. За-за-за, за-за-за, За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе, Сено мы дадим козе. У Зои и Зины бузина в корзине. У зайка Бубы разболелись зубы. Звала Зося зайку в гости. Идет Назар на базар, купит козу Назар. Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка. В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны. У Зои мимозы, а Зины розы. Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Роза мёрзнет от мороза. Зина в магазине забыла корзину. В магазине купили Зине корзину.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:


Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
      от середины лба к вискам;
  2. вокруг глаз;
  3. от переносицы к ушам;
  4. по спинке носа вверх и обратно.
  5. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  6. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  7. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  8. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

  1. По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
  4. Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
  5. Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

  1. «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
  2. «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
  5. «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
  6. «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках: а-за-за, за-за-за. За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе. Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Ц – веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]