Игры на развитие речи для младших дошкольников
У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.
Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.
1.«Птичий двор».
Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.
Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.
2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.
Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».
Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.
3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.
Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.
Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:
- Стимулирует развитие мелкой моторики;
- Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
- Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
- Развивает воображение, память, мышление и внимание;
- Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- Формирует творческие способности и артистические умения;
- Знакомит с элементарными математическими понятиями.
Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
- Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
- Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
- Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.
Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):
- Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
- Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
- Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
- Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
- В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.
Речевые игры для детей 5-6 лет
Средний дошкольный возраст знаменуется новыми успехами в речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли.
Но рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения нередко приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.
Поэтому на данном этапе дошкольного возраста необходимо использовать игры на формирование связной и диалогической речи.
Игры на формирование связной речи
Речь – это способ передачи своей мысли. Поэтому очень важно научить дошкольника выражать свои мысли собеседнику так, чтобы новое высказывание продолжало и дополняло предыдущее, чтобы сообщение наполнялось смысловым содержанием. Предложенные игры помогут в формировании тех умений, на которых основано развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
- «Грустный зайка». Цель: научить объяснять значения слов и составлять короткие рассказы. Возьмите в руки игрушку-зайку и расскажите ребенку сказку: «Однажды зайка, который жил в лесу со своей мамой услышал про Новый год. Ему стало интересно узнать, что это такое? Он спросил у мамы, у своего друга Медвежонка и даже у дедушки Ежика. Никто не смог ему рассказать. Теперь он сидит и плачет. Объясни зайке, что это за праздник такой?» Примечание: сюжет и игрушка в каждой игре меняются.
- «Две карточки» – игра на составление предложений с заданными словами. Покажите дошкольнику две карточки с картинками и предложите сообщить что-нибудь так, чтобы использовались слова, обозначающие изображенные на этих карточках предметы. Например, на карточках изображены велосипед и тарелка. Можно составить предложение: На донышке тарелки нарисован велосипед с цветочком.
- «Подбери нужное слово». Цель: учить правильно использовать слова в составляемых предложениях. Произнесите начало фразы, предлагая дошколенку продолжить ее. Например, «У Вовы лопнул красный… (шар), и он… (заплакал)». Или: «Высоко на дереве сидит и каркает…(ворона)».
Игры на развитие диалогической речи
В пятилетнем возрасте активно развивается общение со сверстниками. Использование диалогической речи для ребят становится особенно важным. Но владеют дошколята ею еще недостаточно. На помощь приходят развивающие диалог игры и упражнения, которые можно практиковать как в средней группе детского сада, так и в домашней обстановке.
- «Интересный день». Цель: развитие навыка повествовательной, диалогической речи. По дороге домой или за вечером за ужином попросите ребенка рассказать, как он провел свой день, что было особенно интересно. Задавайте вопросы последовательно, побуждая ребенка высказаться и послушать следующий вопрос. Обязательно расскажите, как вы провели день. Такая традиция поможет малышу структурировать свои мысли, научит выбирать главное, привьет навык повествовательной речи, закрепит умение вести диалог.
- «Что может рассказать предмет?» — игра развивает словесно логическое мышление и диалогическую речь. Назовите предмет и спросите ребенка, что этот предмет мог бы рассказать о себе, если бы умел говорить. Например, что рассказали бы дерево, лопата, солнце…
- «Где ошибка?» – одна из любимых детских игр, побуждающая внимательно слушать собеседника и развивающая умение определять смысл текста. Озвучьте ребенку предложение, а потом поинтересуйтесь, все ли правильно. Если определит ошибки, пусть исправит.
Как развивать речь ребенка
Мы продолжаем разговор о развитии речи ребенка, начатый в первой части статьи, посвященной этой проблеме.
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно.
Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
Мелкая моторика:
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Дидактические игры по развитию речи у старших дошкольников
На шестом году жизни развитие речи детей дошкольного возраста заметно прогрессирует, она усложняется в структурном отношении. Но, несмотря на значительное расширение лексики, дошкольник еще далек от свободного пользования словами. Игры по развитию речи часто практикуются в старшей группе, если ребенок посещает детский сад. Дома их обязаны инициировать родители. Для развития речи у старших детей подойдут дидактические игры.
1.«Что сначала, что потом» – способствует обучению детей составлять рассказы. Ребенку предлагается любая сюжетная картинка. Он должен подумать и рассказать, что было вначале этой истории, в середине (картинка) и чем все закончилось.
2.«Сказка со звуками». Цель: учить подбирать слова к заданному звуку. Предложите ребенку сочинить совместно сказку: «Жили-были два котенка и мама Кошка. Одного котенка звали именем, в котором был звук «М». Как его звали? А имя другого начиналось со звука «П». А его как звали? Пошли они на рыбалку и поймали рыбу в названии которой есть звук «С». Что это за рыба?…» и так далее.
3.«Ласковые слова». Игра нацелена на тренировку образовывать уменьшительные формы прилагательных. Предложите детям менять слова в предложениях на ласковые. Например:
- Мяч синий, а мячик…(синенький).
- Лист гладкий, а листик… (гладенький).
- Кот пушистый, а котенок… (пушистенький).
Примечание: В начале игры необходимо показать ребенку преобразование слов на примере.