Игры на развитие речи у дошкольников – от простейших до дидактических


Игры на развитие речи для младших дошкольников

У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.

Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.

1.«Птичий двор».

Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.

Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.

2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.

Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».

Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.

3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.

Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.

Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Речевые игры для детей 5-6 лет

Средний дошкольный возраст знаменуется новыми успехами в речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли.

Но рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения нередко приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.

Поэтому на данном этапе дошкольного возраста необходимо использовать игры на формирование связной и диалогической речи.

Игры на формирование связной речи

Речь – это способ передачи своей мысли. Поэтому очень важно научить дошкольника выражать свои мысли собеседнику так, чтобы новое высказывание продолжало и дополняло предыдущее, чтобы сообщение наполнялось смысловым содержанием. Предложенные игры помогут в формировании тех умений, на которых основано развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

  1. «Грустный зайка». Цель: научить объяснять значения слов и составлять короткие рассказы. Возьмите в руки игрушку-зайку и расскажите ребенку сказку: «Однажды зайка, который жил в лесу со своей мамой услышал про Новый год. Ему стало интересно узнать, что это такое? Он спросил у мамы, у своего друга Медвежонка и даже у дедушки Ежика. Никто не смог ему рассказать. Теперь он сидит и плачет. Объясни зайке, что это за праздник такой?» Примечание: сюжет и игрушка в каждой игре меняются.
  2. «Две карточки» – игра на составление предложений с заданными словами. Покажите дошкольнику две карточки с картинками и предложите сообщить что-нибудь так, чтобы использовались слова, обозначающие изображенные на этих карточках предметы. Например, на карточках изображены велосипед и тарелка. Можно составить предложение: На донышке тарелки нарисован велосипед с цветочком.
  3. «Подбери нужное слово». Цель: учить правильно использовать слова в составляемых предложениях. Произнесите начало фразы, предлагая дошколенку продолжить ее. Например, «У Вовы лопнул красный… (шар), и он… (заплакал)». Или: «Высоко на дереве сидит и каркает…(ворона)».

Игры на развитие диалогической речи

В пятилетнем возрасте активно развивается общение со сверстниками. Использование диалогической речи для ребят становится особенно важным. Но владеют дошколята ею еще недостаточно. На помощь приходят развивающие диалог игры и упражнения, которые можно практиковать как в средней группе детского сада, так и в домашней обстановке.

  1. «Интересный день». Цель: развитие навыка повествовательной, диалогической речи. По дороге домой или за вечером за ужином попросите ребенка рассказать, как он провел свой день, что было особенно интересно. Задавайте вопросы последовательно, побуждая ребенка высказаться и послушать следующий вопрос. Обязательно расскажите, как вы провели день. Такая традиция поможет малышу структурировать свои мысли, научит выбирать главное, привьет навык повествовательной речи, закрепит умение вести диалог.
  2. «Что может рассказать предмет?» — игра развивает словесно логическое мышление и диалогическую речь. Назовите предмет и спросите ребенка, что этот предмет мог бы рассказать о себе, если бы умел говорить. Например, что рассказали бы дерево, лопата, солнце…
  3. «Где ошибка?» – одна из любимых детских игр, побуждающая внимательно слушать собеседника и развивающая умение определять смысл текста. Озвучьте ребенку предложение, а потом поинтересуйтесь, все ли правильно. Если определит ошибки, пусть исправит.

Как развивать речь ребенка

Мы про­дол­жаем раз­го­вор о раз­ви­тии речи ребенка, нача­тый в пер­вой части ста­тьи, посвя­щен­ной этой проблеме.

Дви­же­ния орга­низма и орга­нов, участ­ву­ю­щих в вос­про­из­ве­де­нии речи, имеют еди­ные меха­низмы, поэтому раз­ви­тие мел­кой мото­рики рук напря­мую вли­яет на раз­ви­тие речи. Именно по этой при­чине паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи малы­шей должна занять проч­ное место в ваших заня­тиях с ребенком.

Тре­ни­ровка дви­же­ний паль­цев как бы под­го­то­вит плат­форму для даль­ней­шего раз­ви­тия речи. Начать тре­ни­ро­вать паль­чики ребенка вы можете уже в тече­ние пер­вых 5 месяцев.

А теперь давайте посмот­рим, как можно помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Помните: заня­тия должны про­хо­дить в мак­си­мально лег­кой, весе­лой и игро­вой форме. Тогда они и при­не­сут реаль­ную пользу, и доста­вят насто­я­щее удо­воль­ствие вам обоим.

Ком­плекс мер по раз­ви­тию речи (для про­ве­де­ния в домаш­них условиях):

  • Раз­ви­тие мел­кой моторики
  • Рече­вая гимнастика
  • Лого­рит­мика

Мы не упо­ми­наем здесь такие направ­ле­ния работы по раз­ви­тию речи, как лого­пе­ди­че­ский мас­саж, спе­ци­аль­ные упраж­не­ния на отра­ботку раз­лич­ных зву­ков, на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха и неко­то­рые дру­гие. Они явля­ются обла­стью при­ме­не­ния исклю­чи­тельно про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний. Здесь лучше дове­риться спе­ци­а­ли­сту, а не пытаться спра­виться с этой зада­чей самостоятельно.

Посо­бия для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Мат­решки
  • Бар­хат­ная бумага
  • Пла­сти­лин
  • Моза­ика
  • Шну­ровки
  • Фасоль, горох
  • Ман­ная крупа
  • Соле­ное тесто
  • Счет­ные палочки
  • Раз­но­цвет­ные прищепки
  • Бусины
  • Тря­почки с при­ши­тыми пуговицами
  • Тра­фа­реты
  • Мас­саж­ный мячик
  • Дере­вян­ные конструкторы

Мел­кая моторика:

  • Пас­сив­ная гим­на­стика — мас­саж для раз­ви­тия мел­кой моторики.
  • Актив­ная гим­на­стика — игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики: стихи и потешки, паль­чи­ко­вые игры, паль­чи­ко­вый театр.

Дидактические игры по развитию речи у старших дошкольников

На шестом году жизни развитие речи детей дошкольного возраста заметно прогрессирует, она усложняется в структурном отношении. Но, несмотря на значительное расширение лексики, дошкольник еще далек от свободного пользования словами. Игры по развитию речи часто практикуются в старшей группе, если ребенок посещает детский сад. Дома их обязаны инициировать родители. Для развития речи у старших детей подойдут дидактические игры.

1.«Что сначала, что потом» – способствует обучению детей составлять рассказы. Ребенку предлагается любая сюжетная картинка. Он должен подумать и рассказать, что было вначале этой истории, в середине (картинка) и чем все закончилось.

2.«Сказка со звуками». Цель: учить подбирать слова к заданному звуку. Предложите ребенку сочинить совместно сказку: «Жили-были два котенка и мама Кошка. Одного котенка звали именем, в котором был звук «М». Как его звали? А имя другого начиналось со звука «П». А его как звали? Пошли они на рыбалку и поймали рыбу в названии которой есть звук «С». Что это за рыба?…» и так далее.

3.«Ласковые слова». Игра нацелена на тренировку образовывать уменьшительные формы прилагательных. Предложите детям менять слова в предложениях на ласковые. Например:

  • Мяч синий, а мячик…(синенький).
  • Лист гладкий, а листик… (гладенький).
  • Кот пушистый, а котенок… (пушистенький).

Примечание: В начале игры необходимо показать ребенку преобразование слов на примере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]